Статья «Анализ проведения урока с позиций здоровье сбережения»
Человек и окружающая среда
(Анастасова Л.П. учебник для дифференцированного обучения 1997г)
Анализ проведения урока с позиций
здоровье сбережения
На что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4–7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.
4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех видов.
5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут.
6. Наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на каждые 15–20 минут урока по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
10. Наличие в содержательной части урока следующих позиций:
вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
демонстрация, прослеживание этих связей;
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения;
сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.
11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок:
шуток;
улыбок;
использование юмористических картинок;
поговорок;
афоризмов с комментариями;
небольших стихотворений;
музыкальных минуток и т. п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее.
14. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75–80 %.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Н о р м а:
не ранее чем через 25–30 минут в 1 классе;
35–40 минут в начальной школе;
40 минут в средней и старшей школе;
30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).