Конспект урока «Доходы, сбережения, прибыль»
Конспект непосредственной образовательной деятельности Интеграция образовательных областей «Познание» и « Социализация».
Блок: «Экономическое воспитание и обучение».
Подготовительная группа.
Подгруппа детей с первой и второй группой развития.
Занятие из цикла: Доходы. Сбережения. Прибыль.
Тема: Смешарики-бизнесмены, или Как смешарики получают прибыль.
Задачи:
1). Дать представления детям о денежных сбережениях.
2). Развивать умения планировать расходы.
3). Расширять представления детей о необходимости рационального использования денег для получения прибыли.
4). Формировать представления детей о зависимости количества посетителей от качества продукции.
5). Тренировать навыки арифметического счета, навыки чтения.
Материал: картинки с изображением персонажей мультфильма «Смешарики», игровые деньги, муляжи морковок или грибочки, мольберт или учебная доска, коллекция копилок, организация игровых центров: «Бар»,, «Магазин», продукты питания (молоко, ягоды, фрукты), таблица с пословицей, рецепт приготовления коктейля, посуда.
Индивидуальная работа с подгруппой детей. Учимся определять соотношение доходов и расходов.
Предварительная работа:
1). Занятие на тему «Доходы. Расходы».
2). Изодеятельность: «Рисуем валюту смешариков».
Организация работы:
1.Беседа на тему: «Доход, расход, сбережение».
2. Решение арифметических задач. Определение соотношения доходов и расходов.
3. Чтение пословицы по слогам.
4. Рассмотрение игровых центров (организация бизнеса смешариков).
5. Сюжетно-ролевая игра: бар «Лакомка».
Совместный труд: приготовление витаминного коктейля.
Ход:
1). В детский сад приходит посылка и письмо. В посылке находиться машинка-копилка. Дети отвечают на вопрос: Кто живет в копилке? Что такое сбережения? Рассмотрение коллекции копилок (копилка-машинка, декоративная копилка, копилки в форме животных и т.п.).
Воспитатель повторяет с детьми, что полученные деньги составляют доход, а потраченные деньги составляют расход.
Чтение ребенком отрывка из стихотворения К.И. Чуковского.
А бывает еще накопленье.
Без него проживешь-нет сомненья.
Но какой же ты будешь бедняк,
Если сносишь последний башмак.
Чтобы лучше и легче жилось,
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое- что про запас.
Дети отвечают на вопрос: Для чего нужны копилки.
2). Воспитатель зачитывает письмо, которое прислали ребятам смешарики. У веселых смешариков все время возникают какие-то проблемы, сегодня они просят детей помочь им определить, у кого из них есть сбережения, и кто из них может организовать свой бизнес.
Дети совместно с воспитателем подсчитывают разницу в доходах и расходах смешариков, расставляют знаки «больше», «меньше», «равно».
* У Пина доход в месяц составляет 10 фантазериков (валюта смешариков), а расход-7.
Д Р
10 7
* У Копатыча доход 9 фантазериков и расход -9.
Д Р
9 9
* У Совуньи доход 9 фантазериков, а расход- 6.
Д Р
9 6
Дети выкладывают карточки с соответствующими цифрами, определяют, что больше доход или расход. Подтверждают свои выводы с помощью морковок или грибочков (выкладывают на тарелочку и определяют где больше).
Решение арифметической задачи: определение расходов Ежика.
У Ежика доход 10 фантазериков. Расход: на питание Ежик потратил 2 фантазерика, на оплату коммунальных услуг-3, на одежду и прочие нужды- 2. Что превышает доход, или расход, и на сколько?
Вопросы: у кого из перечисленных смешариков может дома жить копилка? (У Ежика, Совуньи, Пина).
Подводиться итог.
3).Дети, соединяя слоги по порядку, читают пословицу:
«Копейка рубль бережет».
1 Ко 5 бе 4 рубль
2 пей 3 ка 7 жет
6 ре
4). Экскурсия по группе: рассмотрение игровых центров с решением образовательных ситуаций.
Воспитатель: ребята, а где еще кроме копилки, смешарики могут хранить деньги? (в банке). Но в деревне смешариков банк еще не построили, и смешарики решили вложить деньги в бизнес, открыть собственное дело.
* Совунья решила на скопленные сбережения построить магазин продуктов, так как в деревне нет ни одного магазина продуктов, и приходиться ездить в город.
Выгодно ли она вложила деньги?
Кем она является: хозяйкой или покупателем?
Будет ли увеличиваться ее доход?
Вывод: прибыль- это доход, получаемый от выгодно вложенных денег.
5). * Пин решил открыть бар «Лакомка», где посетителям предлагают витаминные и вкусные напитки и коктейли. Напитки он покупает готовые в городе («Здрайверы», «Молочное чудо»), значительная часть средств уходит на доставку товара, поэтому и цены высокие. Смешарики редко посещают бар. В итоге Пин за месяц не получил прибыли, а наоборот потратил денег больше, чем заработал. Пин спрашивает у нас совета: как получить в баре доход. Дети посещают бар Пина, рассматривают ассортимент продукции, цены.
Дети решают проблемную ситуацию, рассматривают вопросы:
1. Каким способом можно получить более дешевый товар (приготовить самим)?
2. Где купить необходимые ингредиенты для коктейлей?
Дети отправляются в магазин к Совунье.
Сюжетно-ролевая игра: бар «Лакомка».
Цель: развивать умения моделировать явления экономической деятельности; показать разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи; обобщать знания о некоторых профессиях; учить распределять трудовые обязанности.
Понятия: качество, стоимость, рациональное использование денег, профессии «Продавец», «Бухгалтер», «Официант», «Бармен».
Дети рассматривают ассортимент продуктов. Товары представлены разных сортов с указанием стоимости.
Задачи детей:
- выбрать качественный товар по доступной цене, необходимые ингредиенты в соответствии с рецептом;
- дети обсчитывают сумму покупки, сравнивают полученный результат с ценой коктейля в баре Пина.
Дети расплачиваются с продавцом за покупку, отправляются в бар. «Лакомка».
1. Дети распределяют обязанности по приготовлению коктейля (мытье фруктов, освобождение продуктов от упаковки; нарезка продуктов и т.п.), сервировке стола.
2. Практическая часть.
3. Дети угощаются приготовленным коктейлем, сравнивают вкус готового магазинного коктейля и коктейля собственного приготовления; оценивают полученный результат.
4. Придумывание названия коктейлю.
5. Установление цены коктейля.
Подводится вывод: дешевле производить продукцию, чем покупать готовую и перепродавать. Соответственно цена на коктейль будет ниже, число посетителей увеличиться, бар будет приносить доход.