Статья «Речевая разминка на уроке иностранного языка»
Одним из важнейших этапов урока иностранного языка является речевая разминка, которая проводится в начале урока, в идеале – сразу же после организационного момента. Для чего необходима речевая разминка? Во-первых, она помогает настроить учащихся на урок иностранного языка, во-вторых, призвана воссоздать речевую ситуацию, и, в-третьих, служит для повторения языкового и/или речевого материала.
Для речевой разминки не рекомендуется использовать новый языковой материал – она призвана создать у учащихся ситуацию успеха, мотивировать к дальнейшему изучению языка. Использование незнакомого материала может создать неправильный настрой, особенно у учащихся начальной школы.
Формы речевой разминки на уроке могут быть самыми разнообразными и зависят от изучаемого материала.
Так, например, для учащихся начальной школы в качестве речевой разминки подойдут изученные ранее фразы What Is your name? How are you? Для фронтального опроса можно использовать яркий мячик или мягкую игрушку, которую учитель бросает учащемуся, а тот, ответив, бросает назад (в данном случае яркий цвет призван привлечь внимание учащихся).
Когда учащиеся уже достаточно хорошо освоили фразы, разминку можно перевести в плоскость групповой или парной работы. К примеру, можно разделить учащихся на две группы и предложить одной группе только задавать вопросы, другой – только отвечать на них. Чтобы придать элемент соревновательности, можно ограничить время, отведенное на вопросы для каждой группы, а затем подсчитать, какой группе удалось задать больше правильных вопросов.
Для учащихся более старшего возраста можно использовать задания, напрямую связанные с изучаемой темой: конструкции have got, used to, модальные глаголы. Для учащихся старших (10-11) классов подойдет блиц-опрос о последних новостях. Можно предложить учащимся картинки для описания по плану и без него – это упражнение помогает в закреплении лексики по различным темам в зависимости от изображения («Дом», «Внешность», «Погода»), а также является хорошей тренировкой для выполнения заданий устной части ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Для закрепления грамматических конструкций в разговорной речи можно использовать игры. Например, при изучении темы «Условное наклонение», учащиеся могут по цепочке составлять предложения, используя следствие предыдущего как условие для последующего. Например: «If I were a millionaire, I would travel a lot. If I travelled a lot I would meet many interesting people…» и т. д. При закреплении темы «Пассивный залог» можно предложить учащимся составить историю любого предмета, лежащего на столе, от лица этого предмета: ручки, учебника, тетради и т.д.
Для закрепления лексики и тренировки памяти хорошо подойдет игра «Снежный ком». Это задание особенно актуально для школьников, поскольку развивает память и внимательность, а также заставляет слушать своих одноклассников – не секрет, что многие учащиеся отвлекаются во время ответа других учащихся. Эта же игра подходит для тренировки определенного речевого шаблона. Она заключается в следующем: ведущий произносит фразу и называет какой-либо предмет. Следующий за ним участник должен повторить эту же фразу, называть предмет, который до него назвал ведущий и добавить собственный. К примеру, ведущий начинает: «I go shopping. I buy some bread». Следующий за ним участник продолжает: «I go shopping. I buy some bread and some milk». Продолжительность игры зависит от объема памяти учащихся. В процессе игры учитель должен пристально следить за ее ходом, запоминать все слова и, при необходимости, помогать учащимся, вовремя корректируя грамматические и произносительные ошибки.
Разумеется, виды речевой разминки, которые могут использоваться на уроках иностранного языка, не исчерпываются упомянутыми в этой статье. Каждый учитель в своей работе может использовать те методы и приемы, которые наилучшим образом отвечают поставленной им перед собой задаче и подходят к теме, изучаемой на данном уроке.