12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 



Обучение учащихся чтению текстов на иностранном языке является важной частью в профессии учителя. Большинство обучающихся, в первую очередь, желают научиться читать тексты на иностранном языке для будущей карьеры, в целях получения информации из первоисточников или просто для удовольствия. Поэтому поиск метода, который поможет обучающимся сделать процесс понимания иностранных текстов легче, является одной из приоритетных задач в обучении иностранному языку.

Кроме того, для студентов языковых факультетов чтение иностранных текстов несомненно помогает им в овладении самим языком, особенно, если чтение текста - интересный и увлекательный процесс. Также чтение помогает обучающимся в овладении навыкам письма на изучаемом языке, так как аутентичные тексты содержат в себе ряд устойчивых сочетаний и грамматических конструкций, присущих данному языку. Обучая навыкам письма, преподаватель показывает образцы, на основании которых нужно составить тот или иной письменный текст, образцы же берутся из уже имеющихся иностранных текстов.

Читая тексты на иностранном языке, мы запоминаем лексику, грамматические конструкции, пунктуацию, а также способы построения предложений, абзацев и целых текстов. Одним из преимуществ обучения чтению на иностранном языке является содержание самих текстов, которые могут быть весьма интересными и захватывающими, содержать темы для дискуссий, способствовать поиску оригинальных ответов и, в целом, быть основой для продуктивного и увлекательного урока.

В настоящее время вопрос о выборе наиболее подходящих типах текстов для обучающихся иностранному языку остается спорным. Камнем преткновения является вопрос о том, должен ли текст быть аутентичным или нет. Это связано с тем, что адаптированные и более упрощенные тексты для изучения иностранного языка кажутся для самих носителей несколько комичными и неестественными. Однако, если мы предоставим обучающимся с низким языковым уровнем аутентичный текст, велика вероятность, что они его не смогут понять: в тексте будет слишком много незнакомых слов, грамматика будет слишком сложной, и стилистика текста будет не совсем понятна.

Таким образом, нужно найти баланс между современным иностранным языком и возможностями обучающихся, а также их интересами. Существует ряд аутентичных текстов, которые способны понять даже студенты с начальным уровнем владения языком. Это такие тексты, как: меню, расписание самолетов/поездов, указатели, основные команды. Все это мы можем использовать по мере необходимости на своих уроках. Тогда как на постоянной основе лучше использовать адаптированные тексты, но, желательно, чтобы по своему словарному составу эти тексты не отличались от аутентичных.

Следует также принимать во внимание тематику и виды текстов. Всегда ли студенты должны читать энциклопедические данные или же можно их познакомить с рассказами и романами на изучаемом языке? Давать ли им для чтения только меню и расписания или же мы можем предложить деловые письма и газетные статьи? Выбор будет зависеть от того, кто является студентом. Если обучающиеся – бизнесмены, преподавателю лучше концентрироваться на текстах, связанных с бизнесом. Если они - студенты научных факультетов, тогда лучше подбирать тексты с научной тематикой. В случае же, если группа смешанная, как это бывает в большинстве случаев, подойдут тексты любой тематики. Сюда подойдут журнальные статьи, письма, рассказы, меню, рекламные тексты, доклады, рецепты, стихотворения, отрывки из пьес, а также справочный материал.

Работая с текстом, необходимо владеть несколькими видами работы с ним. Нужно уметь тщательно просматривать текст для поиска конкретной информации. Это, что называется, чтение с поиском специфической информации. Противоположный вид работы – чтение с общим пониманием прочитанного, при котором нет необходимости вчитываться в текст.

Выбор вида работы с текстом зависит от типа самого текста и от той цели, которую преследует учитель, работая с этим текстом. Например, можно тщательно изучать инструкцию по работе с вашим компьютером, чтобы найти решение возникшей проблемы или же бегло просмотреть сегодняшнюю газету, чтобы быть в курсе текущих событий. Мы понимаем, что в данных примерах, это персональное чтение, так сказать, для удовольствия, где читатель имеет возможность потратить больше времени на прочтение.

Одна из задач при обучении чтению состоит в том, чтобы продемонстрировать обучающимся преимущества того или иного вида работы с текстом, а также показать, что вид работы с тексом существенно влияет на процесс дальнейшей работы с ним.

Изучив литературу по теме нашего исследования, а также руководствуясь имеющимся педагогическим опытом, мы выделили следующие принципы работы с текстом:

Чтение – это активный процесс.

Безусловно, чтение – это активный вид деятельности, так как для понимания прочитанного нам необходимо знать, что означают слова, понимать смысл текста, понимать противоположные точки зрения и уметь делать вывод, согласны мы с прочитанным или нет. Без всех этих навыков чтение будет поверхностным и в скором времени прочитанное быстро забудется.
 

Обучающиеся должны быть вовлечены в чтение.

Если ученик не заинтересован в том, что он делает и не является вовлеченным в процесс чтения, то пользы для него не будет. Аспект вовлечения является ключевым для любого вида деятельности при обучении иностранному языку. 
 

Чтение текста – это не только работа с языком, но и работа с содержанием.

Безусловно, работая с текстом, важно понимать его структуру, языковые и стилистические средства, а также уметь сосчитать количество употребления той или иной грамматической конструкции. Однако, понимание смысла прочитанного, является не менее важным, так как учитель должен дать возможность ученикам высказать свое мнение о прочитанном и проверить правильность понимания как языковой наполняемости текста, так и содержательной.

Прогнозирование – важная часть обучения чтению.

Начиная читать книгу на родном языке, зачастую мы знаем, о чем будет эта книга. Обложка книги дает нам в этом подсказку; фотографии и заголовки намекают, о чем та или иная статья в журнале.Как только начало положено при помощи данных подсказок – начинается активный процесс чтения. Учителя также должны давать подобные «подсказки», чтобы обучающиеся могли использовать метод прогнозирования при чтении. Данный метод поможет им быть более активными и вовлеченными читателями.

Задания должны соответствовать тексту.

Мы можем дать обучающимся известный монолог Гамлета «Быть или не быть» и попросить их посчитать, сколько раз в нем используется инфинитив или же мы можем дать ученикам ресторанное меню и дать задание – расположить все блюда в алфавитном порядке. Возможно, такие задания имеют место быть, однако они представляются немного нелепыми. Было бы намного интереснее узнать, что подразумевал Гамлет в своем монологе и какие блюда представлены в меню.

Как только мы определились с тексом, важно выбрать правильные задания к нему: составить нужные вопросы к тексту, подобрать интересные и полезные задания. Даже самый интересный текст можно разрушить скучными и неподходящими вопросами, в то время как, прозаичный отрывок текста «заиграет» яркими красками, выполняя оригинальные и творческие задания к нему.

Мы предлагаем ряд упражнений при обучении чтению, которые помогут сделать урок увлекательным и эффективным:

1. Раздаются небольшие рекламные тексты различных курортов, товаров со скидками, риэлтерских агентств и т.п. Ученикам предлагается дополнить рекламу своими предложениями. Выбирается независимое жюри, которое будет выбирать самый лучший рекламный текст.

2. Ученикам даются перепутанные инструкции (например, пользования таксофоном). Задание – нужно поставить инструкции в правильной последовательности.

3. Учащиеся читают рецепт и, соединив свой рецепт с картинкой, им предлагается приготовить блюдо по данному рецепту.

4. Ученикам в группе даются ключевые слова из текста. По этим словам они должны догадаться, о чем будет текст. Затем они читают сам текст, чтобы проверить свои предположения.

5. Ученикам дается отрывок из пьесы или фильма. После проверки понимания этого отрывка, им предлагается инсценировать данный отрывок.

6. Соотнести главное предложение с текстом, к которому он принадлежит.

7. Нужно прочитать текст и догадаться кто из людей на картинках написал данный текст.

8. Ученики читают повествование без окончания. В группах нужно придумать конец истории.

9. Ученики читают фактические данные о какой-либо стране, механизме или процессе и т.п. Им предлагается отобразить эти данные в виде графика или чертежа.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.