Рабочая программа по внеурочной деятельности «Английский для общения» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №8 имени Героя Советского Союза Л.П.Тихмянова»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Английский для общения»
для 9 классов
Составитель:
учитель иностранных языков
Будан Анисса Туфиковна
2020 – 2021 учебный год
Программа курса «Английский для общения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. (Утв. Расп. Правит. РФ от 07 февр. 2011 г. № 163-р.); примерной программой основного общего образования по иностранным языкам (Английский язык: Сборник. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранным языкам.- М.: Просвещение, 2010год.); примерной программой основного общего образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию. Протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15); сборником нормативных документов («Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта". - Москва: Дрофа. 2009).
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ОГЭ. Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
1.1. Цель реализации программы:
Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ
Программа по подготовке к сдаче ОГЭ по английскому языку имеет следующие развивающие и воспитательные задачи:
• развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена;
• развитие познавательной активности учащихся;
• развитие компенсаторной компетенции;
• воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
• изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена;
• ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
• развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий;
• сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий, а именно: в области говорения – обучать высказыванию по предложенной теме; в области письма – обучать написанию личного письма; в области аудирования – формировать умение слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации; в области чтения – формировать умение читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации;
• для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
• научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
1.3. Ожидаемые результаты обучения:
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Овладеть навыками выполнения экзаменационных заданий
Listening - Аудирование
Необходимо уметь:
- понимать тексты повседневного и профессионального стиля речи;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст;
- выполнить задания на сопоставление и с извлечением информации.
Reading - Чтение
Нужно продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста; выполнить задание на сопоставление и с извлечением информации.
Use of English – Лексика и Грамматика
Нужно продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте. Выполнить и задание по грамматике словообразованию.
Writing - Письмо
Написать личное письмо. Нужно продемонстрировать умение написать личное письмо, излагать и обосновывать свое мнение, умение обращаться с грамматическими структурами, использовать необходимый словарный запас, писать без ошибок и с правильной пунктуацией, правильно употреблять формулы речевого этикета.
Speaking - Говорение
Нужно продемонстрировать способность общаться на английском языке. Высказаться по предложенной теме; вести диалог по предложенной теме.
В рамках чтения вслух необходимо уметь:
-читать вслух небольшой отрывок научно-популярного жанра без необоснованных пауз и фонетических ошибок.
В рамках монолога необходимо уметь:
- составить связное сообщение на известные или интересующие участника темы;
- изложить и обосновать свое мнение;
В рамках диалога необходимо уметь:
- начинать, вести и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
- отвечать на вопросы собеседника, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране, городе и т.д.
Общая характеристика учебного курса
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование, письмо, чтение, говорение. В основе программы лежат следующие методические принципы:
• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий.
• Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. В каждом уроке есть ряд тематических текстов на чтение и аудирование с заданиями, подобными экзаменационному формату, задания на развитие навыков устной речи, а также отработка грамматики, орфографии и произношения на основе активной лексики урока. Каждый тематический блок содержит объяснительные таблицы по грамматике, в которых формулируются правила.
В заключительную часть каждого из тематических блоков включены задания экзаменационного формата. В заключительную часть каждого из тематических блоков включены задания экзаменационного формата. Их цель – выработать у учащихся навыки внимательного прочтения текста задания, четкого выполнения самого задания. Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении заданий в формате ОГЭ.
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения учащимися иноязычным материалом на каждом этапе становления их навыков и умений, при этом объектом контроля в устной речи является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль проводится в форме выполнения заданий пробного экзамена по всем разделам экзамена ОГЭ.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классе. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год.
2.1. Основные разделы программы учебного курса
Аудирование
Чтение
Письмо
Говорение
2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся и виды работ
традиционная классно-урочная;
парная работа;
самостоятельная работа;
выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий;
составление речевых высказываний по теме;
выполнение различных лексических и грамматических упражнений;
аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации.
2.3. Описание связи с учебными предметами.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данная программа по подготовке к сдаче экзамена по английскому языку как практико-ориентированному предмету помогает решать задачи формирования универсальных учебных действий на межпредметном уровне.
3. Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9 классе. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
4.1. Личностные и метапредметные результаты
Личностные:
понимание значимости владения иностранного языка для успешности в
профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
4.2. Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения иностранного языка в коммуникативной сфере (говорении, письме, чтении, аудировании); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере;в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.
Тематический план
Число часов, отводимых на тему | Темы, раскрывающие программу | Основное содержание тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | ||
1 | 1 Ознакомление с форматом экзамена | Четыре основных вида речевой деятельности. Конкурс понимания устного текста, письменного текста, устной речи, письменной речи, лексико-грамматический тест. Продолжительность выполнения заданий. | Задают вопросы собеседнику. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. | ||
1 | 2. Стратегии подготовки к разделу «Listening» | Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? | Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. Учатся соотносить аудио- и визуальную информацию. Ведут диалог-расспрос о собеседнике и его семье. | ||
1 | 3. Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . | ||
1 | 4. Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации. | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок | Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникацией; Работают с прослушанным диалогом, прогнозируютсодержание по ключевым словам; устанавливают логическую последовательность основных фактов; Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата общения. | ||
1 | 5. Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . | ||
1 | 6. Выполнение теста по аудированию | Тестирование навыков аудирования в формате ОГЭ | Слушают и понимают речь учителя, одноклассников, аудиотексты и видеофильмы, построенные на изученном языковом материале. | ||
1 | 7. Стратегии подготовки к разделу «Reading» | Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом? | Задают вопросы собеседнику. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. | ||
1 | 8. Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. | Отвечают на вопросы, используя новую лексику, и составляют письменно аналогичные вопросы. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Пишут по образцу побуждения к действию. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, выделяют запрашиваемую информацию. Вербально реагируют на услышанное. | ||
1 | 9. Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. | ||
1 | 10. Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок. |
| ||
1 | 11. Выполнение теста по чтению | Тестирование навыков чтения в формате ОГЭ | Знакомятся с новыми словами по теме, читают и понимают страноведческий текст, высказывают свое мнение о поведении людей в разных ситуациях. | ||
1 | 12. Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | Структура раздела, анализ заданий | Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . | ||
1 | 13. Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола | Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пропусков глаголами в соответствии с контекстом | Понимают на слух речь учителя, одноклассников и аудиотексты, построенные на знакомом материале. Учатся соотносить аудио- и визуальную информацию. Ведут диалог-расспрос о собеседнике и его семье. | ||
1 | 14. Страдательный залог | Повторение форм глагола в страдательном залоге, выполнение упражнений на употребление страдательного залога | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию . | ||
1 | 15. Степени сравнения прилагательных и наречий | Повторение правил образования степеней сравнения прилагательных и наречий, выполнение практических упражнений | Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | ||
1 | 16. Множественное число существительных | Повторение правил образования множественного числа у английских существительных, исключения из правил, выполнение практических упражнений | Ведут диалоги на основе изученного языкового материала. Определяют цели деятельности на уроке; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия. | ||
1 | 17. Порядковые числительные | Повторение правил образования и употребления порядковых числительных, выполнение практических упражнений | Отвечают на вопросы, используя новую лексику, и составляют письменно аналогичные вопросы. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. | ||
1 | 18. Работа с тестовыми заданиями по грамматике | Выполнение заданий на правильное употребление грамматических форм в формате экзамена с последующим анализом | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. | ||
1 | 19. Работа с тестовыми заданиями по словообразованию | Определение частей речи и образование новых слов, добавление суффиксов, добавление приставок, выполнение практических упражнений | Ставят цели и планируют пути их достижения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, владеют монологическими и диалогическими формами речи. | ||
1 | 20. Устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения | Выполнение упражнений на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов и идиом | Определять цели деятельности на уроке; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия. Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | ||
1 | 21. Способы управления в предложении (предлоги), способы сочинения и подчинения (союзы) | Выполнение практических упражнений | Слушают и понимают речь учителя, одноклассников, аудиотексты и видеофильмы, построенные на изученном языковом материале. | ||
1 | 22. Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц | Продумывание возможного варианта ответа, выбор правильного ответа, определение неверных ответов, выполнение заданий в формате ОГЭ | Определять цели деятельности на уроке; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия. Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | ||
1 | 23. Выполнение лексико-грамматического теста | Тестирование лексико-грамматических навыков в формате олимпиады | Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | ||
1 | 24. Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера | Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера | Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Пишут по образцу побуждения к действию. Понимают на слух речь учителя, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, выделяют запрашиваемую информацию. | ||
1 | 25. Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера | Мини-практикум по написанию письма личного характера | Осуществляют информационный поиск с помощью ПК; выделяют, обобщают и фиксируют необходимую информацию. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации. | ||
1 | 26. Написание письма | Образец письма и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты, планирование письма, клише | Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата общения | ||
1 | 27. Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении | Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении | Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. | ||
1 | 28. Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише. | Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении. | Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | ||
1 | 29. Мини-практикум по выполнению заданий устной части. Чтение вслух. | Различные типы диалогов прагматической направленности, стратегии запроса и передачи информации | Задают вопросы собеседнику. Оперируют активной лексикой/ фразовыми глаголами в процессе общения. Читают и понимают страноведческий текст, содержащий несколько незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. | ||
1 | 30. Мини-практикум по выполнению заданий. Односторонний диалог (ответы на вопросы) | Презентация темы с обсуждением | Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникацией; | ||
1 | 31. Тематика монологического высказывания. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | Осознанно строят своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Умеют аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | ||
1 | 32. Мини-практикум по выполнению заданий устной части (монолог) | Выполнение заданий в формате ОГЭ | Работают с прослушанным диалогом, прогнозируютсодержание по ключевым словам; устанавливают логическую последовательность основных фактов; Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата общения. | ||
1 | 33. Пробный тест в формате ОГЭ | Выполнение заданий в формате ОГЭ | Ставят цели и планируют пути их достижения. | ||
1 | 34. Пробный тест в формате ОГЭ | Выполнение заданий в формате ОГЭ | Ставят цели и планируют пути их достижения. | ||
Итого | 34 часа | | |
Использованная литература:
Веселова. Ю.С. Сборник тренировочных и проверочных заданий. Английский язык. 9 класс. М.: Интеллект –Центр, 2008 г.
Витковский Е.В., Долгопольская И.Б., Фоменко Е.А.. Английский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации -2013. Ростов-на-Дону. Легион. 2012г.
Конобеев А.В. Разработка элективных курсов для средней школы – принцип и опыт работы. Английский язык в школе (учебно-методический журнал), № 2(14), 2006, с.45-49.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение,2002 г.
Ю.С. Веселова. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Английский язык. Учебное пособие. М.: Интеллект –Центр, 2015г.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
отрывки из адаптированных и неадаптированных художественных произведений английских писателей,
страноведческие справочники,
журналы,
распечатки с заданиями,
компьютер и проектор,
видеоматериалы,
учебные диски.