Рабочая программа по внеурочной деятельности «Язык в речевом общении» для 9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области
Утверждаю |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Язык в речевом общении»
Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное
9 класс
Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;
- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).
Назначение программы
Основное назначение программы «Язык в речевом общении» - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.
Актуальность и перспективность курса
Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ОГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сжатым изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (2 часа в неделю) в 9 классе зачастую не хватает времени.
В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
14-16 лет
Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа
Продолжительность одного занятия: 40 минут
2.Цели и задачи реализации программы
Цель:формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Задачи курса:
Обучающие:
Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развить культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.
Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.
Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.
Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.
Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка - воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.
Формы и методы работы:
Форма организации занятий - индивидуально – групповая:
Виды работ учащихся:
Подготовка устного ответа по разным источникам.
Составление плана ответа, тезисов.
Подбор аргументов к тезису учителя.
Решение и составление тестов.
Редактирование текста.
Лингвистический анализ текста.
Работа со словарями.
Словарный диктант.
Работы, связанные с подбором букви постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)
3.Структура курса
Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов
№ |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Особенности письменного общения |
5 |
2 |
Роль орфографии в письменном общении |
11 |
3 |
Роль пунктуации в письменном общении |
17 |
Итого: |
33 |
Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы
№ |
Разделы программы |
Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы |
1 |
Особенности письменного общения |
Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями. |
2 |
Роль орфографии в письменном общении |
Знать, понимать и уметь применять на практике письма орфографические нормы современного русского языка. |
3 |
Роль пунктуации в письменном общении |
Знать, понимать и уметь применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского языка. |
В результате освоения программы курса обучающиеся должны:
Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.
Применять на практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
Производить комплексный анализ текста.
4.Календарно – тематическое планирование
№ |
Разделы программы |
Темы занятий |
Примечания |
Дата |
1 |
Особенности письменного общения |
1-2.Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма |
||
3.Особенности письменной речи |
||||
4.Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания |
||||
5.Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении, в виртуальных дискуссиях |
||||
2 |
Роль орфографии в письменном общении |
1.Роль орфографии в письменном общении |
||
2.Разделы русской орфографии и принципы написания |
||||
3.Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. |
||||
4.Правописание гласных в корнях слов. |
||||
5.Правописание согласных в корнях слов |
||||
6.Правописание приставок. |
||||
7.Правописание суффиксов |
||||
8.Правописание Н и НН в различных частях речи |
||||
9.Правописание окончаний |
||||
10.Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания |
||||
11.Правописание сложных слов |
||||
3 |
Роль пунктуации в письменном общении |
1.Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. Правила графического сокращения слов. |
||
2.Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация. |
||||
3.Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. |
||||
4.Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения |
||||
5.Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения. |
||||
6.Обособленные определения и приложения |
||||
7.Обособленные обстоятельства и дополнения |
||||
8.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и конструкции. Обращение |
||||
9.Знаки препинания между частями сложного предложения. |
||||
10.Союз и в простом и сложном предложении |
||||
11.Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях |
||||
12.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
||||
13.Знаки препинания при передаче чужой речи |
||||
14.Оформление на письме прямой речи и диалога. Цитирование |
||||
15.Знаки препинания в связном тексте. Комплексный анализ текста |
||||
16.Справочники по русскому правописанию. Работа с ними. |
||||
17. Итоговое занятие. Комплексный анализ текста |
5. Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература
ГИА. Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.
2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.
3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс.
4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ.
6.Предполагаемая результативность курса
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
1 уровень – приобретению знаний по правилам орфографии и пунктуации
2 уровень – формирование позитивного отношения к русскому литературному языку.
3 уровень –приобретение опыта правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.
Портфель достижений школьников
Портфель достижений ученика имеет четыре основных раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.
Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.
Коллектор - это папка, куда собирается материал занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.
Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.
Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения», либо остается в «Рабочих материалах».
Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Портфель достижений нацелен на выявление:
- уровня сформированностиУУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- уровня развития мыслительной деятельности;
- уровня критического отношения к учебной деятельности.