Рабочая программа по внеурочной деятельности «Язык в речевом общении» для 9 класса

7
0
Материал опубликован 20 November 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области


 

Утверждаю
директор школы
____________ О.Л.Сазанова


Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Язык в речевом общении»


 

Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное

9 класс


 

Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории


 


 2016-2017 учебный год


 

 

1.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;

- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

Назначение программы

Основное назначение программы «Язык в речевом общении» - это углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.

Актуальность и перспективность курса

Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ОГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сжатым изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (2 часа в неделю) в 9 классе зачастую не хватает времени.

В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его вы­ражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваива­ют учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфогра­фии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд обще­ния. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. Основное внимание уделя­ется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развива­ются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возмож­ностей родного языка, а также при строгом соблюдении языко­вых норм.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

14-16 лет

Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа

Продолжительность одного занятия: 40 минут

2.Цели и задачи реализации программы

Цель:формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Задачи курса:

Обучающие:

Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.

Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.

Развивающие:

Развить культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.

Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.

Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.

Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка - воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.

Формы и методы работы:

Форма организации занятий - индивидуально – групповая:

Виды работ учащихся:

Подготовка устного ответа по разным источникам.

Составление плана ответа, тезисов.

Подбор аргументов к тезису учителя.

Решение и составление тестов.

Редактирование текста.

Лингвистический анализ текста.

Работа со словарями.

Словарный диктант.

Работы, связанные с подбором букви постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)

3.Структура курса

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов

Разделы программы

Количество часов

1

Особенности письменного общения

5

2

Роль орфографии в письменном общении

11

3

Роль пунктуации в письменном общении

17

Итого:

33

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

Разделы программы

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

1

Особенности письменного общения

Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.

2

Роль орфографии в письменном общении

Знать, понимать и уметь применять на практике письма орфографические нормы современного русского языка.

3

Роль пунктуации в письменном общении

Знать, понимать и уметь применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского языка.

В результате освоения программы курса обучающиеся должны:

Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.

Применять на практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

Производить комплексный анализ текста.

4.Календарно – тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Примечания

Дата

1

Особенности письменного общения

1-2.Устное и письменное общение между людьми.

Возникновение и развитие письма

   

3.Особенности письменной речи

   

4.Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания

   

5.Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении, в виртуальных дискуссиях

   

2

Роль орфографии в письменном общении

1.Роль орфографии в письменном общении

   

2.Разделы русской орфографии и принципы написания

   

3.Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания.

   

4.Правописание гласных в корнях слов.

   

5.Правописание согласных в корнях слов

   

6.Правописание приставок.

   

7.Правописание суффиксов

   

8.Правописание Н и НН в различных частях речи

   

9.Правописание окончаний

   

10.Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания

   

11.Правописание сложных слов

   

3

Роль пунктуации в письменном общении

1.Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. Правила графического сокращения слов.

   

2.Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

   

3.Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

   

4.Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения

   

5.Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения.

   

6.Обособленные определения и приложения

   

7.Обособленные обстоятельства и дополнения

   

8.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и конструкции. Обращение

   

9.Знаки препинания между частями сложного предложения.

   

10.Союз и в простом и сложном предложении

   

11.Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях

   

12.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

   

13.Знаки препинания при передаче чужой речи

   

14.Оформление на письме прямой речи и диалога. Цитирование

   

15.Знаки препинания в связном тексте. Комплексный анализ текста

   

16.Справочники по русскому правописанию. Работа с ними.

   

17. Итоговое занятие. Комплексный анализ текста

   

5. Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература

ГИА. Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.

2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.

3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс.

4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ.

6.Предполагаемая результативность курса

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

1 уровеньприобретению знаний по правилам орфографии и пунктуации

2 уровеньформирование позитивного отношения к русскому литературному языку.

3 уровеньприобретение опыта правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.

Портфель достижений школьников

  Портфель достижений ученика имеет четыре основных раздела: портрет, коллекторрабочие материалы и достижения.

Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.

Коллектор - это папка, куда собирается материал занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.

Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.

Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах».

Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

Портфель достижений нацелен на выявление:

- уровня сформированностиУУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

- пробелов в подготовке;

- трудностей усвоения;

- положительных мотивов учения;

- интереса к предмету;

- уровня развития мыслительной деятельности;

- уровня критического отношения к учебной деятельности.

Комментарии
Комментариев пока нет.