Общеразвивающая программа «Английский язык — язык для туристов» (8–9 классы)
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач российской школы на современном этапе является качественное образование и воспитание граждан России. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Языковое образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Данная общеразвивающая программа «Английский язык – язык для туристов» составлена на основе:
- Положения о разработке рабочей учебной программы МАОУ «Гимназия г. Сосногорска»;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/Составитель: Е. С. Савинов.- Москва: Просвещение, 2011;
-Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Туризм» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка/ Составитель: Ю. А. Смирнов.- Москва: Просвещение, 2011.
Данная общеразвивающая программа «Английский язык – язык для туристов» рассчитана на 9 часов и предназначена для работы с учащимися 8 классов. Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность учащихся в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения. Во время освоения данного курса формируются умения заданного уровня в пяти видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, переводе. Профессионально-ориентированное обучение повышает мотивацию к изучению английского языка, способствует совершенствованию языковых навыков и умений и углублению профессиональных знаний в сфере туризма. Содержание предлагаемого курса «Английский язык – язык для туристов» будет способствовать развитию представлений о туристическом бизнесе, как о важной отрасли национальной и мировой экономики, дающей большой вклад не только в национальный продукт, но и в развитие человеческого капитала, и способствующей устойчивому развитию общества. Курс включает информацию, которая способствует расширению кругозора любознательных учащихся и приобщению к решению многих насущных проблем туристической сферы. Важное значение имеет развитие социокультурных знаний и умений.
Цель курса:
Создать условия для приобретения необходимых языков навыков для устного и письменного общения в сфере туризма.
Задачи курса:
развивать умения пользоваться английским языком как средством для достижения своих целей;
расширять спектр учебных ситуаций и задач с ориентацией на реальные профессиональные ситуации в повседневной практической деятельности делового человека;
давать учащимся необходимые знания и практические умения для использования английского языка в различных сферах деятельности делового человека;
формировать интерес к профессиональному общению и деятельности с целью осознанного профессионального самоопределения.
Содержание зачётных единиц.
Учебный материал, используемых на занятиях, направлен на получение детьми практических навыков общения на английском языке в различных сферах международного туризма.
Учащиеся отрабатывают навыки чтения и аудирования, используя аутентичные тексты по содержанию, так или иначе связанные с туризмом. Они обсуждают поставленные в текстах проблемы.
Учащиеся отрабатывают навыки говорения в следующих разговорных ситуациях:
- устройство на работу
- получение информации
- в аэропорту (таможенный, паспортный контроль)
- в отеле (регистрация гостя)
-заседание компании
-разработка проекта
учащиеся отрабатывают навыки письма в следующих форматах:
- деловое письмо (запрос, жалоба)
- заполнение анкеты (при приеме на работу, при регистрации гостя в отеле)
- рекламный проспект, брошюра
- интервью
- описание туристического объекта
- проект
учащиеся расширяют запас лексики на 100 лексических единиц по следующим темам:
- путешествие
- транспорт
- природа
- охрана окружающей среды
- город
Учащиеся знакомятся и отработают лексику (150 лексических единиц) по следующим новым для них темам:
- профессии в туризме
- профессиональные обязанности турагента, туроператора, работников отеля
- русские промыслы
- снаряжение туриста
- виды предоставляемых услуг на курортах
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Общие положения о туризме и путешествии. |
2 |
2 |
Профессии в сфере туризма |
2 |
3 |
Информационные проблемы в туризме |
3 |
4 |
История туризма |
2 |
Итого: |
9 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем, разделов |
Тема урока |
№ урока |
1 |
Общие положения о туризме и путешествии |
Определение туризма |
1 |
Основные принципы в маркетинге. |
2 |
||
2 |
Профессии в сфере туризма |
Образование и подготовка туристических агентов. |
3 |
Типы туристических агентств |
4 |
||
3 |
Информационные проблемы в туризме |
Гиды- инструкции |
5 |
Планирование промоутерской кампании |
6 |
||
Массовый туризм |
7 |
||
4 |
История туризма |
История альтернативного туризма |
8 |
Туризм будущего |
9 |
||
Итого:9 |
Требования к результатам освоения общеразвивающей программы «Английский язык – язык для туристов»
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-использовать лексику по изученной тематике в своей речи;
-осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, словари, туристские каталоги и буклеты, учебную литературу, газетно-журнальные материалы, а также ресурсы Интернета;
-собирать, систематизировать и интерпретировать информацию при чтении, аудировании, говорении и письме;
-готовить устные выступления по туристической тематике, используя иллюстративный материал;
-разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
Учащиеся могут научиться:
-Основным правилам профессионального общения;
-разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
Личностные результаты:
-стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
-развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; освоение ценностей культуры страны / стран изучаемого иностранного языка; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; лучшее осознание себя гражданином своей страны и мира;
-формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны;
-сдвиги в самоопределении, в выборе будущей профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в:
развитии умения планировать свое речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, используя разные источники информации, в том числе Интернета; обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Формы контроля.
В конце каждого занятия учащиеся выполняют практическую работу. По окончании курса »Английский язык – язык для туристов» учащимся предлагается выполнить один из проектов по теме: «Туризм в моей Республике»
Оценка достижения планируемых результатов освоения общеразвивающей программы
Оценка достижений учащихся осуществляется посредством оценивания отчетов по практическим работам по зачетной системе и индивидуальных творческих проектов учащихся, исходя из принятых требований:
актуальность и значимость темы;
полнота раскрытия темы;
самостоятельность работы над проектом;
реализация исследовательского подхода;
творческая составляющая оригинальность решения проблемы;
соблюдение правил оформления;
соблюдение регламента при защите;
убедительность презентации;
использование средств наглядности, технических средств;
ответы на вопросы.
Экспертный лист для оценки проектов
1. Название проекта______________________________________
2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________
3. Система оценки
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.
Наиболее полно соответствует данному критерию - 3
балла.
Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.
Частично соответствует данному критерию –1 балл.
Не соответствует данному критерию – 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта |
баллы |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы |
|
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики |
|
3. Полнота и содержательность представленного проекта |
|
4. Оригинальность решения проблемы |
|
6. Оформление проекта |
|
Общая сумма баллов |
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации |
баллы |
Соответствие реализации задуманному проекту |
|
Умение внести коррективы в реализацию проекта |
|
Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации |
|
Активность каждого автора проекта |
|
Общая сумма баллов |
Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта |
баллы |
Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты |
|
Форма представления проекта |
|
Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность |
|
Общая сумма баллов |
Главные достоинства проекта:________________________________________
Слабые стороны проекта: ____________________________________________
Основной вывод эксперта:__________________________________________________________
Список литературы
для учителя:
Кнодель Л.В. Английский язык. Туризм. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2006.
Оценка качества по иностранному языку. Москва. “Дрофа” 2000.
Примерные программы основного общего образования. Москва. “Дрофа” 2000.
Захарова О.В. Путешествие к берегам Австралии//Коммуникативная методика.– 2004.– №2.
Журналы «Вокруг света», «Турбизнес», «Туризм и отдых», «National Geographic».
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранные языки в школе.2000.№ 1
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2003
для учащихся:
Австралийские приключения: по следам Николая Дроздова./ www. veter-s.ru
Буклеты туристической фирмы «Азан».
Журналы «Вокруг света», «Турбизнес», «Туризм и отдых», «National Geographic».
4.Тимановская, Н.А. Взгляд на англоговорящие страны : Учеб. Пособ. для уч-ся 8-11 кл. сред. шк., студентов. 4-е изд. / Н.А. Тимановская. - Тула : Автограф, 2000.
5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М. : СЛОВО/SLOVO, 2000.
4) Harris, M., Mower, D., Sikorzynska, A., Larionova, I., Melchina, O., Solokova, I. New oppjrtunities. Russian Edition. Pre-Intermediate. Student's book. 2006