Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
347684 Ростовская область Егорлыкский район
станица Егорлыкская улица Ленина д.1
Тел./ факс 8(86370) 2-34-49, e-mail: egorskola11@yandex.ru
Рассмотрено: на заседании ШМО учителей филологии и культуры __________(Поплавская Н.Г.) Протокол №___от______г. | Согласовано: зам. директора по УВР _______(Сагайдак Ю.В. ) | «Утверждаю» директор МБОУ ЕСОШ №11 ___________(Зайцева А.В.) Приказ №130_от 11.08.2023 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
(основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , реализующих адаптированные образовательные программы для детей с обучением на дому общеобразовательной организации, 1 год обучения,
ученица: Бутенко Софья , 7 класс)
Составитель: учитель Курилова Татьяна Владимировна
ст. Егорлыкская, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении феделального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный № 62296).
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573)
-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Егорлыкской средней общеобразовательной школы № 11, утвержден Постановлением Администрации Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014г. № 1274;
-Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 утвержденным педагогическим советом протокол №1 от 11.08.2023 г;
- на основании медицинской справки №137 от 17.08.2023 г., выданной ГБУ РО «ЦРБ» в Егорлыкском районе (диагноз: С71.3).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством общения народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная хватка русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. способности, умение правильно и свободно использовать русский язык в различных сферах и общении найти успешную социализацию личности и возможности ее самореализации в различных сферах деятельности для человека.
Русский язык, выполняющий свои базовые функции общения и выражения, проявляющий межличностное и социальное взаимодействие людей, проявляющийся в осознании, самосознании и мировоззрении личности, является важным средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского языка и народов России.
Обучение английскому языку направлено на совершенствование моральной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по английскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного развития человека читать, понимать тексты, использовать информативные тексты разных языков, оценивать ее, обнаруживать о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, охватывать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и общероссийской гражданственности, патриотизма, привыкания к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; резкое выявление отношения к языку как к общероссийской ценности, формы выражения и хранения духовного богатства русского языка и народов России, как к средствам общения и получения знаний в разных областях человеческой деятельности; привыкают к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским заболеванием как переносчик человеческого развития, переносное формирование естественных тканей, перенос микробов;
овладение навыками русского языка, его интересами и интересами, о стилистических ресурсах русского языка; практическое владение нормами русского литературного языка и речевого этикета; увеличение масштабов потенциального использования словарного запаса и использование в частной речевой практике высоких грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечение их взаимодействия с окружающими людьми в формальном и неформальном межличностном и межкультурном общении; владение русским языком как средство получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствования мыслительной деятельности, развития универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, определения, определения определенных положений и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений развивающегося информационного поиска, извлекать и преобразовывать внимание, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой обработки текста, понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, ролик языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В предметную область с ФГОС ООО «Русский язык» входит предметная область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка в 7 классе составляет 136 часов (4 часа в неделю). В связи с праздничными днями (6.11, 23.02, 8.03, 29.04, 30.04,1.05,10.05) программа будет реализована в объеме 129 часов.
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот. Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот. Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное
использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов построению: простыеисоставные. Правописаниесоставных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то,- таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий. Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программ по русскому языку на уровне общего общего образования охвата в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с повышенным риском социокультурных и духовно-нравственных качеств, принятых в обществе и нормами поведения и общественного процесса самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования чувства позиции личность.
В результате изучения русского языка на уровне общего образования у обучающихся формируются профессиональные результаты :
1) повторное воспитание :
готовность к выполнению любого гражданина и реализации его права, уважение права, свободы и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местных общин, родного края, страны, в том числе в отношении к обстоятельствам с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, конвенции; понимание различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях граждан, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных источников, изложенных на русском языке;
готовность к широкой совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к потребности в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания :
осознание российской гражданкой принадлежности к государству в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, широкой заинтересованности к познанию русского языка, к истории цен и культурной федерации, культуре своих краев, народов России, к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, природной и природной наследственности и памятникам, традициям разных народов, местностей в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в характере морального выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с мнением моральных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средств коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средств коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и международного искусства, распространения национальных культурных традиций и народного творчества, стремления к самовыражению в разных видах искусства;
5) психологическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального развития:
осознание ценностей жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, обязательный режим занятий и отдых, регулярная активность);
осознание явлений и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм для вреда физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
склонность к стрессовым ситуациям и склонность к стрессовым ситуациям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивающая исключительные цели;
умение себя и других принимать, не осуждая;
реализовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе основываясь на примерах из литературных источников, написанных на другом языке, сформированных навыками рефлексии, получив права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность;
интерес к практическому применению профессии и труда применимого вида, в том числе на основе изучаемого предметного знания и ознакомления с предприятием филологов, журналистов, писателей, уважения к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личности и интересы и интересы;
умение Разгадывать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания :
ориентация на применение знаний в области социальных и особых наук для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды, точное умение, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание общего характера, экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, вызывающих вредные природные явления, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и пользователей в условиях взаимосвязи природной среды, технологической и социальной среды, готовность к строгой практической деятельности по экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную научную систему представлений об основных требованиях развития человека, природы и общества, взаимосвязи человека с природными и социальными условиями, требования развития языка, владение языковой и читательской культурой, навыки чтения как средства познания мира, владение навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, выявление, поступков и стремление к достижению пути индивидуального и коллективного поиска;
9) адаптации обучающихся к изменению условий социальной и природной среды:
освоение обучающихся общения, социальных групп, норм и правил общественного поведения, форм жизни социальных групп и сообществ, включая семьи, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках общения с людьми из другой культурной среды;
потребность в местоположении в условиях неопределенности, открытость опыта и знаний других, потребность в действии в условиях неопределенности, в выявлении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и квалификацию из опыта других, предполагаемых в возможных случаях новых знаний, умений вызывать идеи связывания образов, формулировать, понятия, предположения об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, о выявлении дефицита знаний и компетенций, определение своего развития, умение оперировать ограничениями, терминами и представлениями в областях вне зависимости от ситуации, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,достижения целей и решения задач, возможных последствий;
воспринимать стрессовую ситуацию, оценивать возможные изменения и их последствия, полагаться на жизненный, речной и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантии успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне общего общего образования у обучающегося формируются возможные метапредметные результаты : познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося формируются возможные базовые действия как часть познавательных универсальных профессиональных действий :
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых преимуществ и процессов;
выявление существенных признаков различия языковых показателей (явлений), основание для обобщения и сравнения, проведение сравнительного анализа, классификация языковых показателей по существенному признаку;
выявлять предполагаемости и противоречия в наблюдаемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для наблюдаемости и противоречий;
выявлять дефицит информации, для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы взаимосвязей;
Самостоятельный способ решения учебных задач при работе с текстурами типов текстов, единицами языковых единиц, сопоставлением вариантов решения и выбирая представленный вариант с учётом самостоятельно выделенных объектов.
У обучающегося формируются базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных профессиональных действий :
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулу задают вопросы, фиксирующие несоответствие между реальными и желательными состояниями ситуаций, и самостоятельно проявляют искомое и связанное;
формировать предположение об истинности суждений и суждений других, аргументировать свою ошибку, мнение;
алгоритм действий и использование его для решения задач науки;
провести исследование по самостоятельному составлению плана по небольшому набору особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами самих себя;
оценка применимости и вовлеченности информации, полученной в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и изъятия по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментом оценки изъятия приходов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в похожих или сходных явлениях, а также выдвигать вероятность их развития в новых условиях и контекстах.
У обучающегося развиваются устойчивые результаты
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предлагаемой учебной задачи и заданных задач;
привлечь, проанализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использование различных видов аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения реализации и применимости возможных ситуаций, в которых обнаруживаются и возникают проблемы с обращением внимания к решениям задач;
использование смыслового чтения для извлечения, обобщения и систематизации информации из или нескольких источников с учётом одного поставленных целей;
находят сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирающую оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их сочетанием в зависимости от коммуникативной установки;
оценка надежности оснований по критериям, предложенным учителем или составленным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося развиваются развивающиеся навыки общения как часть коммуникативных универсальных образовательных действий :
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с ситуациями и эмоциями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значения социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести тяжелые дела;
перевод намерения других, повторное уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать возражения;
в ходе диалога (дискуссии) за вопросами по существующим обсуждаемым темам и предложением идей, включая решение задачи и использование благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать воспаление и сходство позиций;
публикация результатов проведённого языкового анализа, расширенного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
выбрать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей восприятия и в соответствии с ним составляют устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося развиваются развивающиеся пути самоорганизации как части регулятивных универсальных профессиональных действий:
выявлять проблемы для решения в научных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений);
самостоятельно составить алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ учебного решения задачи с учетом ресурсов и возможностей возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ход его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося развиваются развивающиеся способности самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных действий:
владеть веществами самоконтроля (в том числе речного), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную учебную ситуацию и предлагать план ее изменений;
предвидеть решение, которое может решить образовательную задачу, и решить проблему, связанную с изменением ситуации;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать обратное восприятие речевому опыту и корректировать чистосердечную речь с учётом целей и условий общения; оценка результатов целей и условий общения;
развивать возможности управления собственными эмоциями и эмоциями;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речную ситуацию; способность регулировать эмоциональное состояние;
осознанно относится к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
себя и других, не осуждая;
краткая открытость;
осуществлять невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося формируются возможности для совместной деятельности :
понимать и использовать преимущества применения командной и индивидуальной работы при определенных проблемах, обосновывать применение групповых форм при решении поставленной задачи;
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее внедрению: предлагать проекты, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнение нескольких людей, собрать готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять роль (с учётом своих возможностей и возможностей участников всех ощущений), выполнять задачи между командами, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмена мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнить свою часть работы, получить качественный результат по сознанию и координировать свои действия с действиями других групп команд;
оценка качества своего вклада в общий результат по критериям, самостоятельное возникновение симптомов, выявление результатов с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результата, разделение сферы действия и возникновение опасности к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объемным не менее 7 предложений на основе текстуры, особой впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-исследовательской литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-массив); солдат с тяжелым сообщением.
Участвовать в лингвистических темах (в рамках исследования) и обсуждать темы на основе жизненных возможностей большого объема не менее 5 реплик.
Владеть местными жителями: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.
Владеют многочисленными аудирования (выборочное, ознакомительное, распространенное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть местами для чтения: просмотровым, увлекательным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемным не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, обсуждение-раскрытие, рассуждение-размышление) объемом не менее 230 слов: устно и формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и напечатать; подробно, сжато и выборочно передано в устной и письменной форме содержанием прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения исходного текста должно составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письменных нормах современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемным 110–120 слов; словарного диктанта объемным 25–30 слов; диктанта на основе связного текста, состоящего из 110–120 слов, составленного с учётом предварительных рассмотрений правил правописания; соблюдать правила письменного речного этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения достоверности его результатов; выявлять его строение, особенности абзацного членения, языковые средства выделения в тексте: контекстные (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемным 6 и более предложений; классные сочинения объемным не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть интенсивной разработкой текста: составить план прочитанного текста (простой, сложной; назывной, вопросный, тезисный) с интересом проводить содержание текста в устной и письменной форме; выделять главную и вторую информацию в тексте; содержание текста с изменением лица рассказчика; использование обработки обработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; Содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; Тем не менее, обычные тексты с целью найти их содержание и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные особенности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе занятия, функции), привлечение языковых средств выделения в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности тома (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформить деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (включая сферу применения, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при использовании языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать экспериментальные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при использовании языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснить фразеологизмы, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе теоретического), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как направленность внимания.
Характеризовать слово с точки зрения его поглощения, возбуждения, вовлечения и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при использовании языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; желательно лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Используйте грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую форму глагола, определение признака глагола и присвоения имени в причастии; определить синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, отмечать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Сотворение словасочетания с причастиями в зависимости от оборотов, конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, преимущественно созвучные причастия и именные ( висящий — высячий, горящий — горячий ). ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и правильно суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных наименованиях прилагательных, написания гласной перед суффиксом - вш - последних причастий прошедшего времени, перед суффиксом - нн - страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно выставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с частным оборотом (в рамках исследования).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать роль деепричастного оборота, определяя деепричастия в предложении.
Уместно использовать депричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастях.
Применить правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастями и деепричастными оборотами.
Правильно выставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с однократным депричастием и депричастным оборотом (в рамках описания).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определить общее грамматическое значение наречий; наградить разряды наречий по команде; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках рассмотрения), применять эту способность в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударов.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; записи н и нн в наречиях на -о и -е ; запись суффиксов -а и -о наречий с приставками из- , до- , с- , в- , на- , за- ; употребление на конце наречий после шипящих; запись суффиксов наречий - о и - е после шипящих; запись е и и в приставках не- и ни-наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определить общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебным частям речи, объяснять их отклонение от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, преимущественно производственные и непроизводственные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилем следует, соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существующих и местоимений с предлогами, предлогов из – с , в – в составе словсочетаний, правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, прежде всего разряды союзов по группе, по построению, роли союзов в пояснении, в том числе как средства связи однородных корпусов предложений и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии со своим значением и стилем следует, соблюдать правила правописания союзов, устанавливать знаки препинания в сложных союзных предложениях, устанавливать знаки препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применяя это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать особенности как служебную часть речи, особо выделять особенности по соображениям, по составу, объяснять роль различий в различных значениях значений в словах и тексте, в образовательной форме глагола, понимать интонационные особенности предложений с частями.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометию как особую группу слов, выделить группу междометий по конференции, объяснить роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применяя это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | ||||
Раздел 1. Общие сведения о языке | |||||
1.1 | Изменяется ли язык с течением времени? | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 2. Повторение изученного в 5—6 классах | |||||
2.1 | Повторение изученного в 5—6 классах | 13 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
2.2 | Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) | 27 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
Итого по разделу | 40 | | |||
Глава 3. Речь. Публицистический стиль | |||||
3.1 | Речь. Публицистический стиль (повторение) | 4 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
3.2 | Типы речи. Рассуждение-размышление | 4 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
3.3 | Текст. Порядок слов в речи | 11 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
3.4 | Речь. Характеристика человека | 1 | | | |
Итого по разделу | 20 | | |||
Глава 4. Морфология | |||||
5.1 | Причастие | 28 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.2 | Деепричастие | 17 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.3 | Предлог | 8 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.4 | Союз | 6 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.5 | Частица | 5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
5.6 | Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи | 4 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | |
Итого по разделу | 68 | | |||
Повторение пройденного материала | 8 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) | 10 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 129 | 10 | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Формы контроля | ||
Всего | Контроль ные работы | Практи- ческие работы | ||||
Раздел 1. Общие сведения о языке | ||||||
1 | Изменяется ли язык с течением времени? | 1 | | | 4.09 | § 1. Упр.7 |
Раздел 2. Повторение изученного в 5—6 классах | ||||||
2 | Что мы знаем о стилях речи | 1 | | | 5.09 | § 2 Упр.14 |
3 | Что мы знаем о типах речи | 1 | | | 6.09 | § 3 Упр.19 |
4 | Фонетика и орфоэпия | 1 | | | 8.09 | §4 Упр.30 |
5 | Фонетическая транскрипция и её роль. Практикум. Фонетический разбор слова | 1 | | 1 | 11.09 | §4 Упр.41 |
6 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 |
| | 12.09 | §5 Упр.46 |
7 | Входная диагностическая работа | 1 | 1 | | 13.09 | §5 Упр.48 |
8 | Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение. | 1 | | | 15.09 | §5 Упр.62 |
9 | Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова. Словообразовательное гнездо. | 1 |
| | 18.09 | §5 Упр.63 |
10 | Словообразовательный словарик учебника и школьный словообразовательный словарь. | 1 | | | 19.09 | §5 Упр.72 |
11 | Неморфологические способы образования слов. Этимологический словарик учебника Практикум. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | | 20.09 | §5 Упр.76 |
12 | Текст. Способы и средства связи предложений | 1 | | | 22.09 | § 6 Упр.79 |
13 | Практикум. Способы и средства связи предложений | 1 | | 1 | 25.09 | § 6 Упр.81 |
14 | С.р. Обучающее изложение | 1 | 1 | | 26.09 | Изложение |
Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) | ||||||
15 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | 1 | |
| 27.09 | § 7 Упр. 84 |
16 | Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные | 1 | | | 29.09 | § 7 Упр.88 |
17 | Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | 1 | |
| 2.10 | § 7 Упр.93 |
18 | Буквы о—е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах | 1 |
| | 3.10 | § 7 Упр.96 |
19 | Правописание приставок. Неизменяемые приставки | 1 | | | 4.10 | § 7 Упр.100 |
20 | Правописание приставок. Приставки при- и пре- Практикум. Правописание приставок. | 1 | | | 6.10 | § 7 Упр.103 |
21 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Проверяемые гласные и согласные в корне | 1 | | | 9.10 | § 7 Упр.105 |
22 | Практикум. Правописание проверяемых и чередующихся гласных в корне | 1 | | 1 | 10.10 | § 7 Упр.109 |
23 | Практикум. Буквы о —ё после шипящих в корне слов | 1 | | 1 | 11.10 | § 7 Упр.111 |
24 | Правописание суффиксов в существительных | 1 | | | 13.10 | § 7 Упр.113 |
25 | Правописание суффиксов в прилагательных | 1 |
| | 16.10 | § 7 Упр.114 |
26 | Правописание суффиксов в наречиях | 1 | | | 17.10 | § 7 Упр.116 |
27 | Практикум. Правописание суффиксов в разных частях речи | 1 | | 1 | 18.10 | § 7 Упр.121 |
28 | Правописание окончаний существительных | 1 | | | 20.10 | § 7 Упр.123 |
29 | Правописание окончаний глаголов | 1 | | | 23.10 | § 7 Упр.119 |
30 | Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация» (повторение и углубление изученного) | 1 | 1 | | 24.10 | § 7 Упр.120 |
31 | Не с глаголами и существительными | 1 | | | 25.10 | § 7 Упр.124 |
32 | Не с прилагательными и наречиями Практикум. Не с глаголами и существительными | 1 | | | 27.10 | § 7 Упр.106 |
33 | Не и ни в отрицательных местоимениях | 1 | | | 7.11 | § 7 Упр.132 |
34 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Употребление дефиса | 1 | | | 8.11 | § 7 Упр.138 |
35 | Практикум. Слитно-дефисно-раздельное написание прилагательных и наречий | 1 | | 1 | 10.11 | § 7 Упр.142 |
36 | Словарное богатство русского языка. Толковые словари | 1 | | | 13.11 | § 8 Упр.147 |
37 | Словарное богатство русского языка. Лингвистические словари | 1 | |
| 14.11 | § 8 Упр.159 |
38 | Грамматика: морфология и синтаксис. Что такое грамматика | 1 | | | 15.11 | § 9 Упр.171 |
39 | Морфологический и синтаксический анализ предложений | 1 | | 1 | 17.11 | § 7 Упр.174 |
40 | Практикум. Морфологический анализ слов. Синтаксический анализ предложений | 1 | | 1 | 20.11 | § 7 Упр.175 |
41 | К.р. «Повторение пройденного в 5-6 классах» | 1 | 1 | | 21.11 | Контрольная работа |
Речь. Публицистический стиль (повторение) | ||||||
42 | Стили речи. Публицистический стиль речи | 1 | | | 22.11 | § 10 Упр.182 |
43 | Публицистический стиль речи | 1 | | | 24.11 | § 10 Упр.183 |
44 | С.р. Сочинение «Заметка в газету» | 1 | 1 | | 27.11 | § 11 Упр.187 |
45 | Анализ сочинения | 1 | | | 28.11 | Сделать работу над ошибками |
МОРФОЛОГИЯ | ||||||
Причастие | ||||||
46 | Что такое причастие. Место причастия в системе частей речи. | 1 | |
| 29.11 | § 12 Упр.192(2) |
47 | Причастие и его грамматические признаки. | 1 |
| | 1.12 | § 12 Упр.195 |
48 | Признаки глагола и прилагательного в причастии. | 1 | | | 4.12 | § 12 Упр.196 |
49 | Суффиксы причастий. | 1 | | | 5.12 | § 12 Упр.198 |
50 | Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | 1 | | | 6.12 | § 12 Упр.202 |
51 | Причастный оборот. Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. | 1 | | | 8.12 | § 13 Упр.209 |
52 | Причастный оборот. Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами | 1 | | | 11.12 | § 13 Упр.212 |
53 | Практикум. Причастный оборот. | 1 | | 1 | 12.12 | § 13 Упр.213 |
54 | Образование причастий. Действительные причастия | 1 | | | 13.12 | § 14 Упр.218 |
55 | Правописание суффиксов действительных причастий | 1 | |
| 15.12 | § 14 Упр.220 |
56 | Практикум. Правописание суффиксов действительных причастий | 1 | | 1 | 18.12 | § 14 Упр.222 |
57 | Образование причастий. Страдательные причастия | 1 |
| | 19.12 | § 14 Упр.223 |
58 | Правописание суффиксов страдательных причастий | 1 | | | 20.12 | § 14 Упр.225 |
59 | Практикум. Правописание суффиксов страдательных причастий | 1 | | 1 | 22.12 | § 14 Упр.226 |
60 | Полные и краткие причастия. Синтаксические функции. | 1 | | | 25.12 | § 15 Упр.230 |
61 | Полные и краткие причастия. | 1 | | | 26.12 | § 15 Упр.233 |
62 | Проект «Рождественская открытка» | 1 | | 1 | 27.12 | § 15 Упр.236 |
63 | Морфологический анализ причастий (закрепление) | 1 |
| 1 | 29.12 | § 15 Упр.237 |
64 | Буквы н и нн в причастиях полных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | | 9.01 | § 16 Упр.251 |
65 | Буквы н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (закрепление) | 1 | | | 10.01 | § 16 Упр.255 |
66 | Практикум. Буквы н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | 1 | 12.01 | § 16 Упр.256 |
67 | Буквы н и нн в кратких причастиях | 1 | | | 15.01 | § 16 Упр.257 |
68 | Практикум. Буквы н и нн в кратких причастиях | 1 | | 1 | 16.01 | § 16 Упр.259 |
69 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | | | 17.01 | § 17 Упр.264 |
70 | Слитное и раздельное написание не с причастиями (закрепление) | 1 | | | 19.01 | § 17 Упр.266 |
71 | Практикум. Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | | 1 | 22.01 | § 17 Упр.267 |
72 | К.р. по теме «Причастие» | 1 | 1 |
| 23.01 | ЗСП-9 |
73 | Анализ контрольной работы | 1 | | | 24.01 | Подобрать примеры |
Типы речи. Рассуждение-размышление | ||||||
74 | Рассуждение-размышление. Строение типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. | 1 | | | 26.01 | § 18 Упр.276 |
75 | С.р. Сочинение- рассуждение | 1 | | 1 | 29.01 | § 22 Упр.278 |
Деепричастие | ||||||
76 | Что такое деепричастие. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы деепричастия. | 1 | | | 30.01 | § 19 Упр.281 |
77 | Практикум. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте | 1 | | 1 | 31.01 | § 19 Упр.286 |
78 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | | | 2.02 | §20 Упр.287 |
79 | Практикум. Знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | | 1 | 5.02 | § 20 Упр.288 |
80 | Деепричастный оборот. Различение деепричастных и причастных оборотов | 1 | | | 6.02 | §20 Упр.289 |
81 | Практикум. Различение деепричастных и причастных оборотов | 1 | | 1 | 7.02 | §20 Упр.290 |
82 | Правописание не с деепричастиями | 1 | | | 9.02 | §21 Упр.293 |
83 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида | 1 | | | 12.02 | § 22 Упр.300 |
84 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида | 1 | | | 13.02 | §22 Упр.305 |
85 | Употребление причастий и деепричастий в речи. Причастия и отглагольные прилагательные. | 1 | | | 14.02 | § 23 Упр.316 |
86 | Употребление причастий и деепричастий в речи. Деепричастия во фразеологизмах. Практикум. | 1 | | | 16.02 | § 23 Упр.321 |
87 | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | 1 | | | 19.02 | § 23 Упр.338 |
88 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации». Правописание н-нн в прилагательных, наречиях и причастиях | 1 | | 1 | 20.02 | Стр.128 Упр.342 |
89 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации». Правописание не с разными частями речи | 1 | | 1 | 21.02 | Стр.129Упр.343 |
90 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | 1 | | 1 | 26.02 | Стр.132 Упр.350 |
91 | К.р. «Причастие и деепричастие» | 1 | 1 | | 27.02 | ЗСП-10 |
92 | Анализ контрольной работы | 1 | |
| 28.02 | Стр.134 Упр.357 |
Типы речи (продолжение) | ||||||
93 | Описание состояния человека. Способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека | 1 | | | 1.03 | § 24 Упр.363 |
94 | Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…» | 1 | | 1 | 5.03 | § 24 Упр.371 |
Служебные части речи | ||||||
Предлог | ||||||
95 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 1 | | | 6.03 | § 25 Упр.378 |
96 | Морфологический анализ предлога | 1 | | | 11.03 | § 25 Упр.381 |
97 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов | 1 | | | 12.03 | §26 Упр.388 |
98 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов(закрепление) | 1 | | | 13.03 | §26 Упр.389 |
99 | Практикум. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов | 1 | | 1 | 15.03 | §26 Упр.390 |
100 | Употребление предлогов в речи. Предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний. Ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов | 1 | |
| 18.03 | §27 Упр.398 |
101 | Употребление предлогов в речи. | 1 | | | 19.03 | §27 Упр.401 |
102 | Практикум. Употребление предлогов в речи | 1 | | 1 | 20.03 | §27 Упр.402 |
Текст. Порядок слов в речи (4 ч.) | ||||||
103 | Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | 1 | | 1 | 22.03 | §28 Упр.405 |
104 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | | | 25.03 | § 29 Упр.420 |
105 | Практикум. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 | | 1 | 5.04 | § 29 Упр.422 |
106 | Изложение | 1 | 1 | | 8.04 | ЗСП-11 |
Союз (6 ч.) | ||||||
107 | Союз как часть речи. Разряды союзов | 1 | |
| 9.04 | § 30 Упр.432 |
108 | Правописание союзов | 1 | | | 10.04 | § 31 Упр.454 |
109 | Практикум. Правописание союзов | 1 | | 1 | 12.04 | § 31 Упр.455 |
110 | Комплексный анализ текста | | | | 15.04 | § 32 Упр.470 |
111 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 1 | |
| 16.04 | § 32 Упр.464 |
112 | К.р. «Предлоги. Союзы» | 1 | 1 | | 17.04 | § 32 Упр.471 |
Текст (продолжение) | ||||||
113 | Текст. Описание внешности человека. Признаки, необходимые для описания внешности человека | 1 | |
| 19.04 | § 33 Упр.479 |
114 | Практикум. Описание внешности человека | 1 | | 1 | 22.04 | § 33 Упр.476 |
116 | Текст. Описание предмета. Конструкции, характерные для описания предмета | 1 | |
| 23.04 | § 33 Упр.477 |
117 | Практикум. Описание предмета | 1 | | | 26.04 | § 33 Упр.478 |
118 | Лингвистический анализ текста | | | | 3.05 | § 29 Упр.422 |
119 | Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | 1 | | 1 | 6.05 | § 33 Упр.494 |
Частица | ||||||
120 | Частица как часть речи. Разряды частиц | 1 | | 1 | 7.05 | § 34 Упр.502 |
121 | Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи. Частицы и приставки не и ни | 1 | | | 8.05 | § 35 Упр.517 |
122 | Правописание частиц ли, же, бы,-то, -ка. | 1 | | 1 | 13.05 | § 35 Упр.513 |
123 | К.р. Годовая промежуточная аттестация | 1 | 1 | | 14.05 | |
124 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 1 | | 1 | 15.05 | § 36 Упр.541 |
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи | ||||||
125 | Междометия. Звукоподражательные слова | 1 | | | 17.05 | §37 Упр.559 |
126 | Омонимия слов разных частей речи | 1 | | 1 | 20.05 | § 38 Упр.574 |
127 | Практикум. Омонимия слов разных частей речи | 1 |
| | 21.05 | § 38 Упр.575 |
128 | ПРОЕКТ. Лингвистическая сказка о… | 1 | | | 22.05 | § 38 Упр.576 |
Речь. Характеристика человека (2 ч.) | ||||||
129 | Характеристика человека | 1 | | | 24.05 | § 39 Упр.580(4) |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 129 | 10 | 35 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
А н т о н о в а Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. —М., 2019.
Б ы с т р о в а Е. А., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. —М., 2014.
В а л г и н а Н. С. Трудности современной пунктуации. —М., 2010.
Г а ц И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. —М., 2009.
Г а ц И. Ю., В а к у р о в а О. Ф. Современный кабинет русского языка. —М., 2010.
Г о л у б И. Б. Русский язык и культура речи. —М., 2011.
К а п и н о с В. И., С е р г е е в а Н. Н., С о л о в е йч и к М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. —М., 2004. К а п и н о с В. И., С е р г е ев а Н. Н., С о л о в е йч и к М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. —М., 2014.
Л ь в о в а С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5—9 кл. —М., 2011.
Л ьв о в а С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. —М., 2016 и последующие издания.
Л ь в о в а С. И., Г о с т е в а Ю. Н., Ц ы б у л ь к о И. П. Настольная книга учителя русского языка. 5—11 классы / под ред. С. И. Львовой. —М., 2007.
Л ю б и ч е в а Е. В. Уроки развития речи. —СПб., 2012.
М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. —М., 2010.
М и л о с л а в с к и й И. Г.Культура речи и русская грамматика. —М., 2012.
Для обучающихся:
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. и др. Русский язык. 7класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2021.
А н т о но в а Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7 классов. —М., 2000.
Д е й к и н а А. Д., П а х н о в а Т. М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6класс. —М., 2008.
Л ь в о в а С. И. Русский язык. За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся 7 класс. —М., 2002 —2006. Л ь в о в а С. И. Русский язык в кроссвордах. —М., 2010.
Л ь в о в а С. И. Русский язык. Лингвистические игры. 5—11 классы. —М., 2008.
Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. — М., 2007.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://www.drofa.ru —сайт издательства «Дрофа»
http://www.gramota.ru —Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»). http://www.rus.1september.ru —электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». http://www.rusword.com.ua —сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.ruscenter.ru —РОФ «Центр развития русского языка».
http://www.center.fio.ru —мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования