Остроумова-Лебедева. Портрет работы А.Бенуа Анна Петровна Остроумова -- Лебедева Ксилография
Биография Анны Петровны -- увлекательное чтение. В трех томах ярким, живым и остроумным языком описана жизнь, творческий путь, мысли, эмоции и впечатления от путешествий и встреч. Сама она была очень начитанным, и вдумчивым человеком. Легко сходилась с людьми, много путешествовала, о чем и писала.
Еще в молодости из-за слабого здоровья ей пришлось отказаться от масляной живописи. Зато она стала прекрасным графиком, сумевшим возродить сложнейшее искусство ксилографии. «Ленинград. Фонтанка и Летний сад в инее» 1929 г. Акварель
Что же такое ксилография? Техника ксилографии, или печати с деревянных досок пришла в Японию из Китая около VII века н.э. вместе с распространением буддизма. Анна Петровна увлекалась этим видом искусства и собрала обширную коллекцию, которая сейчас хранится в Русском Музее.
А. П. Остроумова-Лебедева одной из первых в России началаработать в технике цветной гравюры. Большое влияние на её творчество оказала выставка японского искусства 1896 г. В её картине «Подражание Хиросигэ» («Мыс Фиолент в Крыму») (1903 г.) явно прослеживается переосмысленный опыт японского художника Утагава Хиросигэ.
А. Остроумова-Лебедева почерпнула из работ Андо Хиросигэ т.н. технику "повседневной красоты" окружающего мира. Его работы стали источниками новых мотивов: снегопад, дождь, заснеженные улицы и ветви деревьев. Летний сад зимой. 1902
«Весенний мотив. Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова» 1904 г. Цветная ксилография.
Остоумова-Лебедева была влюблена в свою работу. Однажды в своих дневниках она даже отметила, что боится соглашаться на брак из-за страха потерять возможность заниматься любимым делом. Но все же она вышла замуж за человека, столь же увлеченного наукой как и она сама графикой.
«Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения» А. Бенуа Нева сквозь колонны Биржи. 1908.