Рабочая программа по литературе для 10 класса (УМК Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва)
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной , М:»Просвещение»,2008 г., федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; (Учебник-хрестоматия, 10 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 20.) и базисного учебного плана на 2016-2017 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной
основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Курс
литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной
речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- творческое чтение художественных произведений разных жанров,
- выразительное чтение,
- заучивание наизусть стихотворных текстов,
- определение принадлежности текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы,
доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературы на этом этапе отводится не менее 102часов из расчета 3часа в неделю
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 10класса:
№п\п |
Тема контроля |
Вид контроля |
Форма контроля |
1. |
А. С. Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» «Медный всадник». |
Текущий устный |
стихотворение наизусть |
2. |
Классное сочинение по творчеству Пушкина. |
Итоговый письменный |
сочинение |
3. |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерию), «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу» |
Текущий устный |
стихотворение наизусть |
4. |
Классное сочинение по творчеству Лермонтова. |
Итоговый письменный |
сочинение |
5. |
Н.В.Гоголь. «Невский проспект». А Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя». |
Текущий письменный |
конспект |
6. |
А. Н. Островский. Драма «Гроза». «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). |
Текущий письменный текущий устный |
отрывок наизусть конспект сочинение |
7. |
Ф. И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», «Певучесть есть в морских волнах...», «От жизни той, что бушевала здесь...» |
Текущий устный |
Стих-е наизусть |
8. |
И.А.Гончаров . Роман «Обломов» |
Текущий устный |
конспект |
9. |
И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети». |
Итоговый письменный |
сочинение |
10. |
А.А.Фет А. А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...», «На стоге сена ночью южной...» |
Текущий устный |
Стихотворение наизусть |
11. |
А.К.Толстой Повесть «Очарованный странник» |
||
12. |
Н.А.Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Муза! я у двери гроба!..» Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Рыцарь на час», «Сеятелям» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» |
Текущий устный |
Отрывок наизусть Стихотвор. наизусть |
13. |
М.Е.Салтыков-Щедрин История одного города» |
Текущий устный |
|
14. |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
Текущий Устный Итоговый письменный |
сочинение |
15. |
Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». |
Текущий устный итоговый письменный |
сочинение |
16. |
И.С.Лесков Повесть «Очарованный странник» |
Текущий устный |
|
17. |
А.П.Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкойскрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». |
Текущий устный |
Наизусть отрывок |
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Содержание тем учебного курса
Литература XIX века
Введение Русская литература XIX в в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Русский романтизм и реализм в сопоставлении с романтизмом и реализмом в родной литературе. Влияние русской литературы первой половины XIX века на развитие литератур народов России.
А. С. Пушкин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике , ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиция произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Достоевский. «Речь о Пушкине».
М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерию), «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи - значенье...», «Журналист, читатель и писатель» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера лермонтовского творчества особенностями эпохи и личностью поэта.
Н. В. Гоголь Жизнь и творчество.
Повесть «Невский проспект»
Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект». Особенности поэтики Гоголя.
А Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века
Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. «Натуральная школа». Русская журналистика второй половины XIX в. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Роль русской классической литературы в становлении и развитии литератур народов России.
А. Н. Островский Жизнь и творчество.
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе… Драматургическое мастерство Островского.
«Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
Влияние творчества Островского на развитие драматургии в родной литературе.
Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», «Певучесть есть в морских волнах...», «От жизни той, что бушевала здесь...» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...», «На стоге сена ночью южной...» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Роман «Обломов»
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Роман в оценке русской критики: И. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).
Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
А. К. Толстой Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (возможен выбор пяти других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.
Н.С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (только для школ с русским (родным) языком обучения) (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин .Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзорное изучение).
Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатира в родной литературе.
Н. А. Некрасов . Жизнь и творчество.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Рыцарь на час», «Сеятелям» (возможен выбор пяти других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова.
Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова.
Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы, народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы.
Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К. Хетагуров (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: из сборника «Осетинская лира» (возможен выбор других стихотворений), поэма «Фатима» (только для школ с родным (нерусским) языком обучения).
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Ф. М. Достоевский .Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой . Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
А. П. Чехов . Жизнь и творчество.
Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с русским (родным) языком обучения).
Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики» (возможен выбор двух других рассказов в школах с русским (родным) языком обучения).
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Влияние драматургии Чехова на развитие театрального искусства и литературу народов России.
Сочинение по произведениям А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан.
(возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен . (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо. (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Список произведений для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащегося)
М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося)
А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащегося)
И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся)
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся)
Л.Н. Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся)
А.К. Толстой. «Средь шумного бала…», «Коль любить, так без рассудку…»
(по выбору)
Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим…», «Эти бедные селенья»,
«Умом Россию не понять…», «Чему молилась ты с любовью»
(по выбору)
А.А. Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…»
Бал. Певице. Цветы. «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (по выбору)
Литература для самостоятельного чтения
А. С. Пушкин. Кривцову. Дориде. Именины. «Погасло дневное светило…».
К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда…». Муза. Демон. «Свободы сеятель пустынный…». К морю. Поэт. Три ключа. Воспоминание . «Дар напрасный, дар случайный…». «Не пой, красавица, при мне…». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья…». «В начале жизни школу помню я…». «Не дай мне Бог сойти с ума…». Пиковая дама. Пир во время чумы.
П. А. Катенин. Сонет.
Д.В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай…».
Ф.Н. Глинка. К Пушкину. Плач пленных Иудеев. Сон русского на чужбине.
Е.А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен…». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..», Мудрецу. «Все мысль да мысль…». Рифма.
А.А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли…». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей…». Идиллия.
Н.М. Языков. Элегия. К Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.
В.К. Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу…». «Еще прибавился мне год…». Участь русских поэтов. Усталость.
М.Ю. Лермантов. Демон.
Н. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть.
Н.В. Гоголь. Нос.
А.Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.
К.К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем…». «Меняясь долгими речами…».
Н.А. Некрасов. «Безвестен я…». «Внимая ужасам войны…». «Замолкни, Муза мести и печали…». «В столицах шум, гремят витии…».
Ф.М. Достоевский. Бедные люди.
А.А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю…».
А.А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим…». «Жизнь пронеслась без явного следа…». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы…». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…». Вечер. «На стоге сена ночью южной…». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист…».
И. А. Гончаров. Обыкновенная история.
А.И. Герцен. Былое и думы.
Я.П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой…». «Не мои ли страсти…».
А.К. Толстой. «Средь шумного балла…». «Ты не спрашивай, не распытывай…». «Коль любить, то без рассудку…».
И.С. Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).
Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветер ночной?..». «Душа хотела б быть звездой …». «О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…». «Нам не дано предугадать…». «От жизни той, что бушевала здесь…» и др.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.
Л.Н. Толстой. Анна Каренина.
К.К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной…». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?!.».
Н.С. Лесков. Тупейный художник.
А.П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).
Ч. Айтматов. Пегий пес, бегущий краем моря.
А.Н. Арбузов. Жестокие игры.
А.А. Бек. Новое назначение.
В.О. Богомолов. Момент истины.
Ю.В. Бондарев. Горячий снег.
Р. Брэдбери. 451° по Фарингейту.
В.В. Быков. Знак беды. Сотников.
А.В. Вампилов. Провинциальные анекдоты. Утиная охота.
В.Н. Войнович. Москва 2042.
В.Д. Дудинцев. Белые одежды.
А.В. Жигулин. Лирика.
Ф. Искандер. Сандро из Чегема. Созвездие Козлотура.
Ю.П. Казаков. Во сне он громко плакал. Голубое и зеленое.
В.Л. Кондратьев. Отпуск по ранению. Сашка.
В.Н. Крупин. Живая вода.
С. Лем. Возвращение со звезд. Солярис.
Б.А. Можаев. Мужики и бабы.
Ю.М. Нагибин. Женя Румянцев. И другие рассказы.
К.Г. Паустовский. Дождливый рассвет. Снег. И другие рассказы.
Л.С. Петрушевская. Дама с собаками. Любовь. Три девушки в голубом.
В.Г. Распутин. Деньги для Марии.
А.Н. Рыбаков. Неизвестный солдат.
В.С. Розов. В поисках радости.
Н.М. Рубцов. Лирика.
А.Т. Твардовский. Дом у дороги. Страна Муравия. Лирика.
В.Ф. Тендряков. Шестьдесят свечей.
А. и Б. Стругацкие. Пикник у обочины. Понедельник начинается в субботу.
В.М. Шукшин. До третьих петухов. Энергичные люди. Рассказы.
Поэзия XX века (по выбору учащихся).
2 Учебно-тематический план
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
||||
Плановых уроков |
Уроков внеклассного чтения |
По развитию речи |
Контрольных уроков |
Всего по разделу |
||
1 |
Введение. |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
Русская литература первой половины XIX века |
20 |
3 |
6 |
29 |
|
3 |
Введение |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
А.С.Пушкин |
9 |
2 |
11 |
||
5 |
М.Ю.Лермонтов |
6 |
2 |
2 |
10 |
|
6 |
Н.В.Гоголь |
5 |
1 |
2 |
8 |
|
7 |
Русская литература второй половины XIX века |
56 |
5 |
4 |
2 |
67 |
8 |
Введение |
1 |
1 |
|||
9 |
И.А.Гончаров |
4 |
4 |
|||
10 |
А.Н.Островский |
5 |
1 |
6 |
||
11 |
И.С.Тургенев |
6 |
1 |
1 |
8 |
|
12 |
Ф.И.Тютчев |
4 |
4 |
|||
13 |
А.А.Фет |
2 |
2 |
|||
14 |
А.К.Толстой |
1 |
1 |
|||
15 |
Н.А.Некрасов |
8 |
8 |
|||
16 |
М.Е.Салтыков-Щедрин |
1 |
2 |
3 |
||
17 |
Л.Н.Толстой |
11 |
1 |
1 |
13 |
|
18 |
Ф.М.Достоевский |
6 |
1 |
1 |
7 |
|
19 |
И.С.Лесков |
2 |
3 |
|||
20 |
А.П.Чехов |
6 |
1 |
7 |
||
21 22 |
Зарубежная литература Итоговый урок |
1 |
3 |
3 1 |
||
23 |
Итого: |
79 |
11 |
10 |
2 |
102 |
3.Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Вид контроля
|
Дата по плану
|
Дата факт |
Коррекция и причины коррекции |
|||
10а |
10б |
10а |
10б |
10а |
10б |
|||
1 |
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|||||||
2 |
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
|||||||
3 |
Литература первой половины 19 века. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. |
|||||||
4 |
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану»(9. «И путник усталый на Бога роптал…», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. |
|||||||
5 |
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Поэт», «Поэту»(«Поэт! Не дорожи любовию народной…», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» |
|||||||
6 |
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». |
|||||||
7 |
Философская лирика А.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,»Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».Домашнее сочинение по лирике Пушкина. |
|||||||
8 |
Философская лирика А.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,»Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». |
|||||||
9 |
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». |
|||||||
10 |
Образ Петра -1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. |
|||||||
11 |
Образ Петра -1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. |
|||||||
12 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству Пушкина. |
|||||||
13 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству Пушкина. |
|||||||
14 |
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «нет, я не Байрон, я другой…».Романтизм и реализм в творчестве поэта. |
|||||||
15 |
Молитва как жанр в лирике Лермонтова. «Молитва» (Я, Матерь Божия, нынче с молитвою…». |
|||||||
16 |
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «валерик», «Сон»(«В полдневный жар в долине Дагестана…», «Завещание» |
|||||||
17 |
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «валерик», «Сон»(«В полдневный жар в долине Дагестана…», «Завещание» |
|||||||
18 |
Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоническом и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». |
|||||||
19 |
Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоническом и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». |
|||||||
20 |
Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова |
|||||||
21 |
Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова |
|||||||
22 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству Лермонтова. |
|||||||
23 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству Лермонтова. |
|||||||
24 |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». |
|||||||
25 |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». |
|||||||
26 |
«Петербургские повести « Н.В.Гоголя.Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». |
|||||||
27 |
Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. |
|||||||
28 |
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» |
|||||||
29 |
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике Петербургские повести». |
|||||||
30 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству гоголя. |
|||||||
31 |
Р.Р.Классное сочинение по творчеству гоголя. |
|||||||
32 |
Литература второй половины 19 века. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. |
|||||||
33 |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. |
|||||||
34 |
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. |
|||||||
35 |
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. |
|||||||
36 |
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. |
|||||||
37 |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». |
|||||||
38 |
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. |
|||||||
39 |
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. |
|||||||
40 |
Город Калинов и его обитатели. Изображение «Жестоких нравов» «темного царства». |
|||||||
41 |
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. |
|||||||
42 |
Р.рСпоры критиков вокруг драмы «Гроза».Домашнее сочинение по драме А.Островского «Гроза». |
|||||||
43 |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. |
|||||||
44 |
И.С.Тургенев- создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». |
|||||||
45 |
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя. |
|||||||
46 |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». |
|||||||
47 |
Любовь в романе «Отцы и дети». |
|||||||
48 |
Анализ эпизода «смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. |
|||||||
49 |
Р.р Анализ эпизода «смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. |
|||||||
50 |
Зачетная работа за первое полугодие. |
|||||||
51 |
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.«Silentium», «Не то, что мните вы , природа», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…». |
|||||||
52 |
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.«Silentium», «Не то, что мните вы , природа», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…». |
|||||||
53 |
Человек и история в лирике Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» |
|||||||
54 |
Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое») |
|||||||
55 |
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…». |
|||||||
56 |
Любовная лирика А.А.Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. |
|||||||
57 |
Вн.чт. А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», Государь ты наш батюшка». |
|||||||
58 |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ль ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» |
|||||||
59 |
Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» |
|||||||
60 |
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О муза! Я у двери гроба…», Поэт и гражданин». |
|||||||
61 |
Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» |
|||||||
62 |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» |
|||||||
63 |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. |
|||||||
64 |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
|||||||
65 |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
|||||||
66 |
М.Е.Салтыков- Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. |
|||||||
67 |
Вн.чт. Обзор романа Салтыкова-Щедрина «Истории одного города. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. |
|||||||
68 |
Вн.чт. Обзор романа Салтыкова-Щедрина «Истории одного города. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. |
|||||||
69 |
Л.Н.Толстой Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. |
|||||||
70 |
Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого. |
|||||||
71 |
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. |
|||||||
72 |
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
|||||||
73 |
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
|||||||
74 |
Женские образы в романе «Война и мир». |
|||||||
75 |
Семья Ростовых и семья Болконских. |
|||||||
76 |
Тема народа в романе «Война и мир». |
|||||||
77 |
Тема народа в романе «Война и мир». |
|||||||
78 |
Кутузов и Наполеон. |
|||||||
79 |
.Проблема истинного и ложного в романе «Война мир».Художественные особенности романа. |
|||||||
80 |
Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир».Художественные особенности романа. |
|||||||
81 |
Р.Р.Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению. |
|||||||
82 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
|||||||
83 |
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. |
|||||||
84 |
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
|||||||
85 |
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
|||||||
86 |
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления Теория Раскольникова. Истоки его бунта. |
|||||||
87 |
«Двойники» Раскольникова. |
|||||||
88 |
Р.Р.Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание». |
|||||||
89 |
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. |
|||||||
90 |
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. |
|||||||
91 |
Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова.(По пьесе Островского Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». |
|||||||
92 |
А.П.Чехов Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов.»Человек в футляре» |
|||||||
93 |
Проблематика рассказов 90 годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». |
|||||||
94 |
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». |
|||||||
95 |
Особенности драматургии А.П.Чехова. |
|||||||
96 |
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. |
|||||||
97 |
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. |
|||||||
98 |
Контрольная работа за второе полугодие. |
|||||||
99 |
Из литературы народов России. Вн.чт. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение жизни простого народа. Специфика художественной образности. |
|||||||
100 |
Из зарубежной литературы.Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен «Кукольный дом» |
|||||||
101 |
Из зарубежной литературы.Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен «Кукольный дом» |
|||||||
102 |
Итоговый урок Нравственные уроки русской литературы 19 века. |
|||||||
СРО – самостоятельная работа обучающая
СП – составление плана
ОИ – описание иллюстрации
ВЧ – выразительное чтение
АБ – аналитическая беседа
БПВ – беседа по вопросам
УР - устное рисование
ХГ – характеристика героя
КЧ – комментированное чтение
СР – самостоятельная работа
ЧН – чтение наизусть
ВЧ – выборочное чтение
ПЦ – подбор цитат
УР – устный рассказ
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• рас крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур ных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче ские и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера турного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера турные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критерии оценивания достижений учащихся.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие
главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы,
глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий
и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения,
доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного
для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение
включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность
частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство
лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки
знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
28
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном
знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия,
об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых
недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее
знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение
пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от
темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний
или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или
отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых
недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном
знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий,
без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между
частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения;
29
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями
при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать
художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки
героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь
произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической
литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в
содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд
недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным
нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников,
сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций,
инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды
работы являются проектными.
30
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и
компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником
правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный
материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть,
заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами,
предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства,
предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления
работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
o разнообразие словарного и грамматического строя речи;
o стилевое единство и выразительность речи;
o число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам
библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке
источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа
отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое
единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в
содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются
отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не
более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х
грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы;
работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности
изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и
правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не
более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
31
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических
ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует
связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено
стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы.
Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления.
Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым
положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. ЛебедевЮ.В. Литература : 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. Уровни. В 2-х частях: . – М.:, Просвещение, 2006
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
7) Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002