Урок на тему «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (10 класс)
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Цель урока:
1) закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
2) формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления;
3) формировать системно-информационную картину мира.
4) развивать самостоятельность мышления;
5) воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности.
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование:
Записи на доске, ПК, презентация, карточки с заданием.
Ход урока:
Орг. Момент
Здравствуйте уважаемые гости и ребята!
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания, вместе будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. Прочтите их, пожалуйста. Читает один из учеников: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». И мы попробуем доказать справедливость этих слов. Слайд 1
- Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
- Вспомните, какие другие с/с встречаются в нашей жизни по сей день? (12-ричная – дюжина: количество месяцев в году, часов во времени суток, число знаков зодиака; 7-ая: 7 дней в недели, пословицы с числом 7; 60-ричная – древневавилонская с/с: градусная и временная мера)
Сегодня мы с вами продолжим работать над темой с/с. А именно над темой «Арифметические действия в позиционных системах счисления»
Прослушайте стихотворение Алексея Старикова «Странная девочка»:
Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в 101-ый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила – (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2)
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий. (1, 4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз (2)
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
У.:Кто из вас уже догадался, что необходимо сделать, чтобы объяснить противоречия в числах.
Д.: необходимо все перевести в десятичную систему счисления.
Давайте переведем все в 10с/с.
Следующая задача называется Загадочная автобиография.
В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университет 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц.»
Чем объяснить странные противоречия в числах приведенной биографии? Переведите эту биографию в 10 с/с.
Для того чтобы ее перевести нам нужно догадаться в какой с/с записана данная биография.
Какое число самое большое в этой задаче? (4)
Какая с/с может содержать в себе число 4? (5,6,7,8и.т.д.)
Обратите внимание что все числа в задаче это 0,1,2,3 и 4. Значит в какой с/с записана данная задача в (5). Переведите из 5 с/с в 10. Что мы для этого будем делать?(возводить в степень)
Ответы: 44 – 24 года
100- 25 летний
34 – 19 летней
11 – 6 лет
10 – 5 детей
200 – 50 руб
130 – 40 руб
1/10- 10 руб
Вот мы с вами и разгадали загадочную биографию чудака-математика.
Основная часть.
Вспомним основные правила сложения, вычитания и умножения в позиционных с/с.
0 + 0 = 0 0 – 0 = 0 0 * 0 = 0
0 + 1 = 1 1 – 0 = 1 1 * 0 = 0
1 + 0 = 1 1 0 – 1 = 11 0 * 1 = 1
1 + 1 = 10 1 – 1 = 0 1 * 1 = 1
Решите примеры:
6778 +3508 =12478
При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.
7508 – 2368 = 5128
При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и у результата ставится соответствующий знак.
10112 *1012 =1101112
Выполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных чисел необходимо заимствовать из соответствующих рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.
1011012 :1012 = 1012
Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления.
Для более быстрого расчета арифметических действий существуют таблицы сложения и умножения в позиционных с/с. Давайте попробуем свами используя эти таблицы решить следующие примеры:
5В416 + С5216 =120616
2138 * 38 = 6418
Физминутка
Предлагая выполнить небольшие упражнения на глаза.
Теперь послушаем, что у нас сегодня в рубрике «В мире интересного»
Зная все правила сложения в сс можно легко и быстро сосчитать время в этих часах. Хотелось ли бы вам иметь такие часы? (ответы учащихся)
Самостоятельная работа за компьютером.
Сейчас давайте выполним небольшую сам.работу. (за компьютером)
Закрепление.
Творческое задание.
Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану. Предварительно осуществите перевод координат точек из двоичной сс в десятичную.
Постройте окружность с центром в точке(110;110), радиусом 101;
Постройте точки и соедините их отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
Синий (11;111), (100;1000), (101;111), (100;110).
Синий (111;111), (1000;1000), (1001;111), (1000;110).
Красный (100;100), (110;11), (1000;100).
Улыбающийся человечек который получился в результате выполнения творческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке.
Итог урока.
8. Рефлексия. (с помощью интерактивного тестирования Votum)
1.На уроке я работал
|
активно / пассивно легким / трудным |
Д/з
1. Сложить восьмеричные числа: 58 и 48, 178 и 418.
2. Провести вычитание шестнадцатеричных чисел: F16 и А16, 4116 и 1716.
Творческий уровень: фокусник отгадывает задуманное число по спичкам. Загадавший должен в уме делить задуманное число пополам, полученную половину опять пополам и т.д. (для нечетных чисел берется целая половина от деления), и при каждом делении класть перед собой спичку, направленную вдоль, если делится число четное, и поперек, если нечетное. По полученной фигуре фокусник всегда безошибочно отгадывает число. Как он это делает? Повторите этот фокус.