12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ткаченко Аксана Николаевна44
Россия, Краснодарский край, Ейск

Дата:____________________

Класс: 10

Тема урока: Арифметика в позиционных системах счисления.

Цели урока: познакомить учащихся с арифметикой в позиционных системах счисления; сформировать навыки выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления.

Формирование УУД:

Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности;

Регулятивные: целепологание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.

Задачи урока:

Образовательная –познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в позиционных системах счисления; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике;

Развивающая – способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, умения работать в группе;

Воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Оборудование: проектор, рабочие карты, задания для работы в группах, презентация.

Технологическая карта урока:

п/п, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Демонстрация готовности к уроку.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

Проверка домашнего задания

Назовите правило перевода чисел из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием Q.

Назовите правило перевода чисел из системы счисления с основанием Qв десятичную систему счисления.

Назовите правила перевода чисел между системами, являющимися степенями числа 2.

Выполнить наиболее рашиональным способом следующие переводы чисел:

537,158 – х2, 537, 158 – х8,

10111011010101,010112 – х8 – х16

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют перевод чисел и осуществляют взаимопроверку.

Регулятивные УУД:

формирование осознанного подхода к оценке деятельности.

Формулирование темы урока и постановка целей.

В нашем классе 110002 учеников. 11002 из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников не учатся на хорошо и отлично?

Выслушать предложенные способы решения, прокомментировать.

Отвечают на вопрос задания, формулируют тему и урока, ставят цели.

Коммуникативные УУД:

развитие навыков общения

Личностные УУД:

формирование математического мышления

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Изучение нового материала.

Выполнение арифметических вычислений в позиционных системах счисления производится по общим правилам. В их основе лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Правила выполнения этих операций в десятичной системе вам хорошо известны.

Используя известные вам принципы выполнения арифметических операций в десятичной системе выполнить вычисления в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Работают в рабочих картах, выполняют задания.

Приложение (1)

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Личностные УУД:

формирование навыков решения задач

Закрепление изученного

Проверьте для двоичной системы счисления выполнение трёх арифметических законов:

А) коммуникативности: a+b = b+a; a*b =b*a;

Б) дистрибутивности: c*(a+b) = c*a+c*b;

В) ассоциативности: (a+b)+c=a+(b+c); (a*b)*c=a*(b*c). Выполните проверку на примере значений: a= 1102, b=10112, c=112.

 

Регулятивные УУД:

умение использовать полученные знания на практике

Индивидуальная работа

1группа

В среде электронной таблицы создать автоматически заполняемую таблицу умножения для восьмеричной системы счисления.

2 группа

Составить программу на Паскале, выводящую на экран таблицу умножения в системе счисления с основанием p (2<p<=10)

Таблица создаётся следующим образом:

1. В: D1 заносится число 8

2. В В3: H3заносятся числа с 1 до 7.

3. В A4:A10 заносятся числа от 1 до 7

4. В В4 заносится формула =ЦЕЛОЕ(В$3*$А4/$D$1)*10+ОСТАТ(В$3*$А4; $D$1)

5. Формула копируется в блок В4:Н10;

Текст программы:

Program pr;

Var x, y, z, p: integer;

Begin

Write( введите р);

Read(p);

For x:=1 to p-1 do

Begin

For y:= 1 to p-1do

Begin

Z:=(x*x div p)*10 +(x*y) mod p;

Write (z:3);

end;

writeln;

end;

end.

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Подведение итогов. Рефлексия.

Демонстрация полученных таблиц и программ.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока,

закончив предложение:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я научился…

8. у меня получилось…

9. я смог…

10. я попробую…

11. урок дал мне для жизни…

Демонстрируют результаты работы, выполняю само и взаимо оценку.

Регулятивные УУД:

формирование осознанного подхода к оценке деятельности.

Домашнее задание

Уровень знания: Выучить правила выполнения арифметических операций в системах счисления.

Уровень понимания: выполнить действия: 1011,1012+101, 0112

378+758

191616

101002-101002

30,018-16,548

1011012*1012

Уровень применения: составить таблицу умножения для пятеричной системы счисления.

Записывают домашнее задание.


 

Приложение 1


 

Используемая литература:

И. Г. Семакин,Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова Информатика и ИКТ профильный уровень 10 класс, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2011

Л. З. Шауцукова, Информатика 10 -11, Москва. Просвещение, 2004

О. Л. Соколова, Поурочные разработки по информатике 10 класс, Москва, Вако, 2008

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.