Технологическая карта урока информатики «Арифметика в позиционных системах счисления» (10 класс)
Дата:____________________
Класс: 10
Тема урока: Арифметика в позиционных системах счисления.
Цели урока: познакомить учащихся с арифметикой в позиционных системах счисления; сформировать навыки выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления.
Формирование УУД:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности;
Регулятивные: целепологание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;
Познавательные: самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Задачи урока:
Образовательная –познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в позиционных системах счисления; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике;
Развивающая – способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, умения работать в группе;
Воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.
Оборудование: проектор, рабочие карты, задания для работы в группах, презентация.
Технологическая карта урока:
№ п/п, этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. |
Демонстрация готовности к уроку. |
Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации |
Проверка домашнего задания |
Назовите правило перевода чисел из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием Q. Назовите правило перевода чисел из системы счисления с основанием Qв десятичную систему счисления. Назовите правила перевода чисел между системами, являющимися степенями числа 2. Выполнить наиболее рашиональным способом следующие переводы чисел: 537,158 – х2, 537, 158 – х8, 10111011010101,010112 – х8 – х16 |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют перевод чисел и осуществляют взаимопроверку. |
Регулятивные УУД: формирование осознанного подхода к оценке деятельности. |
Формулирование темы урока и постановка целей. |
В нашем классе 110002 учеников. 11002 из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников не учатся на хорошо и отлично? Выслушать предложенные способы решения, прокомментировать. |
Отвечают на вопрос задания, формулируют тему и урока, ставят цели. |
Коммуникативные УУД: развитие навыков общения Личностные УУД: формирование математического мышления Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему |
Изучение нового материала. |
Выполнение арифметических вычислений в позиционных системах счисления производится по общим правилам. В их основе лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Правила выполнения этих операций в десятичной системе вам хорошо известны. Используя известные вам принципы выполнения арифметических операций в десятичной системе выполнить вычисления в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. |
Работают в рабочих картах, выполняют задания. Приложение (1) |
Познавательные УУД: развитие познавательной активности Личностные УУД: формирование навыков решения задач |
Закрепление изученного |
Проверьте для двоичной системы счисления выполнение трёх арифметических законов: А) коммуникативности: a+b = b+a; a*b =b*a; Б) дистрибутивности: c*(a+b) = c*a+c*b; В) ассоциативности: (a+b)+c=a+(b+c); (a*b)*c=a*(b*c). Выполните проверку на примере значений: a= 1102, b=10112, c=112. |
Регулятивные УУД: умение использовать полученные знания на практике |
|
Индивидуальная работа |
1группа В среде электронной таблицы создать автоматически заполняемую таблицу умножения для восьмеричной системы счисления. 2 группа Составить программу на Паскале, выводящую на экран таблицу умножения в системе счисления с основанием p (2<p<=10) |
Таблица создаётся следующим образом: 1. В: D1 заносится число 8 2. В В3: H3заносятся числа с 1 до 7. 3. В A4:A10 заносятся числа от 1 до 7 4. В В4 заносится формула =ЦЕЛОЕ(В$3*$А4/$D$1)*10+ОСТАТ(В$3*$А4; $D$1) 5. Формула копируется в блок В4:Н10; Текст программы: Program pr; Var x, y, z, p: integer; Begin Write( ‘введите р’); Read(p); For x:=1 to p-1 do Begin For y:= 1 to p-1do Begin Z:=(x*x div p)*10 +(x*y) mod p; Write (z:3); end; writeln; end; end. |
Познавательные УУД: развитие познавательной активности |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Демонстрация полученных таблиц и программ. Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я научился… 8. у меня получилось… 9. я смог… 10. я попробую… 11. урок дал мне для жизни… |
Демонстрируют результаты работы, выполняю само и взаимо оценку. |
Регулятивные УУД: формирование осознанного подхода к оценке деятельности. |
Домашнее задание |
Уровень знания: Выучить правила выполнения арифметических операций в системах счисления. Уровень понимания: выполнить действия: 1011,1012+101, 0112 378+758 1916+С16 101002-101002 30,018-16,548 1011012*1012 Уровень применения: составить таблицу умножения для пятеричной системы счисления. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Используемая литература:
И. Г. Семакин,Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова Информатика и ИКТ профильный уровень 10 класс, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2011
Л. З. Шауцукова, Информатика 10 -11, Москва. Просвещение, 2004
О. Л. Соколова, Поурочные разработки по информатике 10 класс, Москва, Вако, 2008