12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старостина Анастасия Александровна16
Работаю учителем- дефектологом в ГКУ СО "РЦДиПОВ Восточного округа"
Россия, Самарская обл., г. Отрадный



Мастер класс для педагогов:

Арт- методика «Прозрачный мольберт- окно в удивительный мир»

Цель: распространять педагогический опыт коррекционно- развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с использованием прозрачного мольберта

Задачи: Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по коррекционно- развивающему обучению дошкольников с использованием прозрачного мольберта.

Представить педагогам одну из форм проведения коррекционно- развивающей работы с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе прозрачного мольберта.

Активизировать самостоятельную работу педагогов.

Распространить опыт собственной деятельности на региональном уровне.

Оборудование: стеклянный мольберт 2 шт.; гуашь (желтая, синяя, зеленая, красная по 2шт.); кисти 4 шт; влажные салфетки; сухая салфетка; ватные палочки; стакан с водой; двусторонняя картинка тучки 2 шт., магнит 4 шт.; картинка лабиринт; маркеры.

Практическая значимость: Вопрос о коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии.  Значительное место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем их численность год от года существенно растет.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Существенную роль в развитии пространственных функций играет речь. Ребенок начинает различать и обозначать, сначала пассивно за словами взрослого, а потом и активно обозначать различные пространственные отношения.

Опираясь на тот факт, что дошкольный возраст – это возраст игры, весь дидактический материал представлен в виде игр. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И., Семенова К.Т., Махмудова Н.М., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. и многие другие). Авторами было выявлено, что игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с использованием прозрачного мольберта проводится поэтапно на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различными специалистами, использующими в своей деятельности игры и упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций. Применение описанных игр и упражнений с универсальным пособием позволяет улучшить зрительно-моторные функции, развить зрительно-пространственное восприятие, что обуславливает развитие речи.

Новизна: Включение прозрачного мольберта в коррекционно- развивающие занятия с детьми с ЗПР является инновационной технологией. Новизна заключается в том, что в процессе занятия ребенок может рисовать стоя, тем самым может свободно двигаться, это способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения, а также занятия на прозрачном мольберте с детьми с ЗПР стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.

Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию и развитие высших психических функций, на развитие мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Не для кого не секрет, что вопрос о коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии.  Значительное место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем их численность год от года существенно растет. Именно поэтому у нас возникла идея применения и внедрения в нашу совместную работу пособия прозрачный мольберт.

В результате систематизации и апробации методических разработок, собранный нами материал по использованию пособия «Прозрачный мольберт» используется на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога с детьми с ЗПР по разным направлениям: развитие зрительного восприятия, развитие ВПФ, осязания и мелкой моторики, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребенку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности. В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.

Сейчас мы окунемся в удивительный мир стекла и попробуем передать Вам, ту частичку тепла и прекрасного настроения, которое царит на наших занятиях. Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте, и мы предлагаем Вам немного побыть детьми.


Слова и действия педагога

Слова и действия ребенка

1.

- Жила – была ладошка, миленькая крошка (Показывает свою ладонь через стекло)

- Встретила подружку, озорную хохотушку. Покажи свою ладошку..

- Здравствуй! (прикладывает ладошку к стеклу)



(Показывает ладошку)


- Здравствуй! (прикладывает ладошку с обратной стороны стекла)


2.

- Давай погуляем! Прикладывай свой пальчик к моему.


- А теперь в догонялки поиграем. Догони мою ладошку.

(медленно скользит ладошкой по стеклу в разных направлениях)


- А теперь я тебя догоню. (старается поймать ладошку ребенка)

Старается приложить свой пальчик к пальчику педагога

Старается поймать ладонь педагога, продвигая свою ладошку по стеклу не отрывая.


Двигает ладошку по стеклу в разных направлениях.


3.

- Долго играли ладошки, как вдруг на небо набежала тучка (выставляет картинку тучки)

- И пошел дождик (рисует 2-3 капельки ватными палочками, голубой гуашью)

- Нарисуй дождик… Кап, кап, кап….

- Весь дождик пролился, тучка растаяла (убирает изображение тучки)

- И дождик закончился (стирает губкой капли)

- И ты, вытри дождинки…





- Кап, кап, кап (проговаривая рисует капельки сверху вниз)





Вытирает поверхность стекла губкой


4.

- Посмотри, выглянуло солнышко (рисует желтый круг)

- А лучики у солнышка длинные, теплые… нарисуй..

(рисует 2-3 лучика)

- Какие лучики?






- Длинные, теплые (рисует лучики кисточкой)

5.

Посмотри кто прибежал порадоваться нашему солнышку (прикладывает картинку лабиринт)

- Кто это?

- Ёжик потерял свое яблочко, давай поможем ему найти его (проговаривает условия выполнения задания)




- Ёжик

(сначала ребенок помогает ежу найти в лабиринте путь к яблоку, проводя дорожку пальчиком. Затем он рисует ее маркером и исправляет ошибки, если они есть, потом обводит маркером другого цвета, диктуя ежикам команды: вверх, вниз, выше, ниже, направо, налево).

6.

- Вот, как весело играют наши ладошки

- Посмотри, какой красивый шарик. (рисует в центре мольберта овал красного цвета)

- Какого он цвета?

- Возьми кисточку и «привяжи» к шарику ниточку, чтобы он не улетел…

- А теперь нарисуй справа синий шарик,

а я привяжу к нему ниточку. (рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз)

- С лево нарисуй шарик жёлтого цвета, а я привяжу к нему ниточку (рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз





- Красного

Рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз.

Рисует кисточкой синий овал



Рисует кисточкой желтый овал




7.

- Посмотри, после дождика стала пробиваться травка (рисует несколько зеленых мазков ватной палочкой)

- Какого цвета травка?

- Помоги моей ладошке, возьми ватную палочку и тоже нарисуй травку.

- Вот какая у нас получилась травка, густая, сочная.




- Зеленая

Рисует траву с другой стороны мольберта

8.

- И под желтыми лучами солнышка, распустились цветы…

- Давай вместе нарисуем цветы (рисует цветы желтого, красного, синего цветов)


- Какого цвета у нас распустились цветы?






Берет кисть, набирает на нее гуашь, рисует цветы на стекле.


- Желтые, синие, красные

9.

- Посмотри наши волшебницы – ладошки, нарисовали яркую, красивую картину.

- Давай скажем им спасибо и пожмем их.


- В следующий раз мы обязательно еще поиграем.




- Спасибо

Сжимаем друг другу ладошки

Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность и мобильность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов прозрачного мольберта для коррекции и развития детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.