Арт- методика «Прозрачный мольберт- окно в удивительный мир»
Мастер класс для педагогов:
Арт- методика «Прозрачный мольберт- окно в удивительный мир»
Цель: распространять педагогический опыт коррекционно- развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с использованием прозрачного мольберта
Задачи: Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по коррекционно- развивающему обучению дошкольников с использованием прозрачного мольберта.
Представить педагогам одну из форм проведения коррекционно- развивающей работы с детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательном процессе прозрачного мольберта.
Активизировать самостоятельную работу педагогов.
Распространить опыт собственной деятельности на региональном уровне.
Оборудование: стеклянный мольберт 2 шт.; гуашь (желтая, синяя, зеленая, красная по 2шт.); кисти 4 шт; влажные салфетки; сухая салфетка; ватные палочки; стакан с водой; двусторонняя картинка тучки 2 шт., магнит 4 шт.; картинка лабиринт; маркеры.
Практическая значимость: Вопрос о коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии. Значительное место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем их численность год от года существенно растет.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Существенную роль в развитии пространственных функций играет речь. Ребенок начинает различать и обозначать, сначала пассивно за словами взрослого, а потом и активно обозначать различные пространственные отношения.
Опираясь на тот факт, что дошкольный возраст – это возраст игры, весь дидактический материал представлен в виде игр. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И., Семенова К.Т., Махмудова Н.М., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. и многие другие). Авторами было выявлено, что игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с использованием прозрачного мольберта проводится поэтапно на основе принципа междисциплинарного взаимодействия различными специалистами, использующими в своей деятельности игры и упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций. Применение описанных игр и упражнений с универсальным пособием позволяет улучшить зрительно-моторные функции, развить зрительно-пространственное восприятие, что обуславливает развитие речи.
Новизна: Включение прозрачного мольберта в коррекционно- развивающие занятия с детьми с ЗПР является инновационной технологией. Новизна заключается в том, что в процессе занятия ребенок может рисовать стоя, тем самым может свободно двигаться, это способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения, а также занятия на прозрачном мольберте с детьми с ЗПР стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.
Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию и развитие высших психических функций, на развитие мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Ход мастер – класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Не для кого не секрет, что вопрос о коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии. Значительное место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем их численность год от года существенно растет. Именно поэтому у нас возникла идея применения и внедрения в нашу совместную работу пособия прозрачный мольберт.
В результате систематизации и апробации методических разработок, собранный нами материал по использованию пособия «Прозрачный мольберт» используется на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога с детьми с ЗПР по разным направлениям: развитие зрительного восприятия, развитие ВПФ, осязания и мелкой моторики, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребенку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности. В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.
Сейчас мы окунемся в удивительный мир стекла и попробуем передать Вам, ту частичку тепла и прекрасного настроения, которое царит на наших занятиях. Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте, и мы предлагаем Вам немного побыть детьми.
№ | Слова и действия педагога | Слова и действия ребенка |
1. | - Жила – была ладошка, миленькая крошка (Показывает свою ладонь через стекло) - Встретила подружку, озорную хохотушку. Покажи свою ладошку.. - Здравствуй! (прикладывает ладошку к стеклу) | (Показывает ладошку) - Здравствуй! (прикладывает ладошку с обратной стороны стекла) |
2. | - Давай погуляем! Прикладывай свой пальчик к моему. - А теперь в догонялки поиграем. Догони мою ладошку. (медленно скользит ладошкой по стеклу в разных направлениях) - А теперь я тебя догоню. (старается поймать ладошку ребенка) | Старается приложить свой пальчик к пальчику педагога Старается поймать ладонь педагога, продвигая свою ладошку по стеклу не отрывая. Двигает ладошку по стеклу в разных направлениях. |
3. | - Долго играли ладошки, как вдруг на небо набежала тучка (выставляет картинку тучки) - И пошел дождик (рисует 2-3 капельки ватными палочками, голубой гуашью) - Нарисуй дождик… Кап, кап, кап…. - Весь дождик пролился, тучка растаяла (убирает изображение тучки) - И дождик закончился (стирает губкой капли) - И ты, вытри дождинки… | - Кап, кап, кап (проговаривая рисует капельки сверху вниз) Вытирает поверхность стекла губкой |
4. | - Посмотри, выглянуло солнышко (рисует желтый круг) - А лучики у солнышка длинные, теплые… нарисуй.. (рисует 2-3 лучика) - Какие лучики? | - Длинные, теплые (рисует лучики кисточкой) |
5. | Посмотри кто прибежал порадоваться нашему солнышку (прикладывает картинку лабиринт) - Кто это? - Ёжик потерял свое яблочко, давай поможем ему найти его (проговаривает условия выполнения задания) | - Ёжик (сначала ребенок помогает ежу найти в лабиринте путь к яблоку, проводя дорожку пальчиком. Затем он рисует ее маркером и исправляет ошибки, если они есть, потом обводит маркером другого цвета, диктуя ежикам команды: вверх, вниз, выше, ниже, направо, налево). |
6. | - Вот, как весело играют наши ладошки - Посмотри, какой красивый шарик. (рисует в центре мольберта овал красного цвета) - Какого он цвета? - Возьми кисточку и «привяжи» к шарику ниточку, чтобы он не улетел… - А теперь нарисуй справа синий шарик, а я привяжу к нему ниточку. (рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз) - С лево нарисуй шарик жёлтого цвета, а я привяжу к нему ниточку (рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз | - Красного Рисует кисточкой прямую линию от шарика вниз. Рисует кисточкой синий овал Рисует кисточкой желтый овал |
7. | - Посмотри, после дождика стала пробиваться травка (рисует несколько зеленых мазков ватной палочкой) - Какого цвета травка? - Помоги моей ладошке, возьми ватную палочку и тоже нарисуй травку. - Вот какая у нас получилась травка, густая, сочная. | - Зеленая Рисует траву с другой стороны мольберта |
8. | - И под желтыми лучами солнышка, распустились цветы… - Давай вместе нарисуем цветы (рисует цветы желтого, красного, синего цветов) - Какого цвета у нас распустились цветы? | Берет кисть, набирает на нее гуашь, рисует цветы на стекле. - Желтые, синие, красные |
9. | - Посмотри наши волшебницы – ладошки, нарисовали яркую, красивую картину. - Давай скажем им спасибо и пожмем их. - В следующий раз мы обязательно еще поиграем. | - Спасибо Сжимаем друг другу ладошки |
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность и мобильность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов прозрачного мольберта для коррекции и развития детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.