Статья «Арт-технологии в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста»

2
0
Материал опубликован 14 August 2022



«Арт-технологии в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста».

Арт-технологии в научно-психолого-педагогической интерпретации способствуют заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-технологии  применяются, если ребенок переживает:

пониженное настроение; стресс;

возрастной кризис,  состояние  тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования);

эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее; апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;

депрессию, в том числе связанную с потерями; физическую и/или психологическую травму; страхи, фобии, повышенную тревожность; низкую самооценку, негативную Я-концепцию; межличностные конфликты ;

Арт-технологии основаны на деятельностном подходе.

Соответствует стандартам нового образования. Создают условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе

Арт- технологии направлены в большей части в сохранении и укреплении здоровья и психологической саморегуляции младших школьников.

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Арт- технологии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами. Задачи арт-технологий заключаются в следующем:

Актуализация и развитие творческих способностей

Развитие эмоционально-нравственного потенциала

Формирование умения выражать эмоции

Формирование умения решать внутренние и групповые проблемы

Повышение самооценки и самосознания

Сегодня арт-технологии имеют множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:

изотерапия; цветотерапия; музыкотерапия;песочная терапия;видеотерапия;сказкотерапия;маскотерапия;драматерапия;фототерапия;денс-терапия;

В своей работе в школе я использую арт-технологии как в индивидуальной, так и в групповой форме взаимодействия с обучающимися младшего школьного возраста.

Хотелось бы рассказать о некоторых методиках, которые я часто использую в работе .

В рамках одного из направлений работы на занятиях по социально-коммуникативному развитию очень часто использую арт-технологии, которые способствуют эмоциональному развитию школьников, корректируют негативные эмоциональные состояния (тревожность, агрессию, страхи и т.д.).

Групповое занятие «Фотография нашего класса»

Каждый участник получает лист бумаги с нарисованным контуром лица).

- Ваша задача нарисовать свое лицо с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у вас в классе (Вспоминаем какие бывают эмоц.состояния :грусть, радость, испуг и тд.)

После того как дети нарисовали, рассказывают про свой автопортрет. Здесь можно задавать вопросы, если ребенок не знает что сказать.

«Какое свое настроение ты нарисовал? Всегда ли оно такое? И т.д.

Объясняют с чем связано настроение. Затем выходят к доске и прикрепляют «себя» на доске, образуя общую фотографию класса).

Здесь важно обратить внимание на размещение (высоко-низко, рядом какими ребятами из класса».

Обратить внимание, на то что все мы разное, номы вместе-одна команда.



Кроме того, использую элементы сказкатерапии с применением МАК «Мастера сказок» (Татьяна Зинкевич-Евстегнеева).

Это работа в малых группах от 4 до 8 человек.

Дается инструкция, что сейчас мы с вами будем авторами сказки, которую составим сами. Можно попросить ребят, вспомнить свои любимые сказки,. Обратить внимание с каких слов начинаются сказки. Из колоды МАК карт первый участник не глядя выбирает карту и начинают сказку со слов «Жили-были.., в некотором царстве и т.д., то что выберет. После следующий участник выбирает карту и вводит в этот сюжет свою карту-персонажа. И так по очереди. Ребенок, которому достается последняя карта завершает сказку, также подключаются все участники и подводят итог( анализирую поступки героев).

Если конец сказки не ресурсный(нет позитивного завершения. Нужно задать вопрос «Мог бы конец сказки быть другим?».Как помочь герою?

В процессе такой работы ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Поэтому сказка выступает как стимул для формирования «внутренней позиции школьника».

Направление песочная терапия sand play .

Данное направление является не только психокоррекционным, а и диагностическим, открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.

«Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.

Ребенок получает опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.

Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

В процессе групповой работы выявляются дети, с которыми в дальнейшем нужна индивидуальная работа.

Индивидуальная работа по разрешению психологических проблем школьников состоит из трех основных этапов.

В ходе первого этапа работы происходит формулировка проблемы путём диагностического и консультационного взаимодействия с ребенком.

В качестве диагностического инструментария используются стандартизированные методики; составляется анамнез.

Второй этап работы представляет собой уточнение проблемы, т.е. сбор необходимой информации у родителей школьника, его педагогов, а также применение арттерапевтических техник, которые на бессознательном уровне смогут «обнажить» источник проблемы.

Третий этап индивидуальной работы представляет собой устранение трудностей и решение проблемы. В ходе данного этапа можно использовать большой спектр техник.

Следует отметить, что в ходе индивидуальной работы с ребенком, психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем.

Цель работы не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.

Расскажу о технике «Карта эмоций» (на слайде)

В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика (автор Ю.В. Никонорова).

Является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.

Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные».

Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки,

цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.

Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с ребенком обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.

Ребенку предлагается занять составить «словарик» эмоций и чувств.

«Попробуй описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомни различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомни эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению к различным людям».

Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».

Когда «словарик» будет составлен, предлагается следующая инструкция:

«Выдели (подчеркни, обведи) в своем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующие твое состояние в данный момент, и изобрази их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги ».

Инструкция

«Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, индивидуален.

Попробуй с помощью любых изобразительных средств (карандаши, мелки, гуашь на выбор) создать карту своей страны. Обозначь сначала ее границы.

Нарисуй ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами.

Представь себя в роли путешественника. Проложи маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.

Составь рассказ о вашей стране, опиши ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению.

Подумай, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?»







Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса.

Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека.

Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.

Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени

Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление

(слева направо — устремленность в будущее, справа налево — в прошлое).

Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» маршруте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту.

Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме.

О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью).

В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого.

Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия.

Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений , фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации.

Можно вносить изменения, дорисовывать в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства).

На определенном этапе у детей часто возникает желание полностью перерисовать карту. Поэтому ребенок может создать новую карту эмоций.

Это обусловлено стремлением изменить свою жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели.

Таким образом, художественная продукция подводит ребенка к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.

Также эффективны совместные занятия ребенок-родитель. Это занятия в песочной терапии. Направлены на взаимодействие ребенка с родителем, преодоление противоречий, поиск компромиса.

В ходе занятия ребенок и родитель выстраивают каждый свой «остров» в песочнице, сами выбирают персонажей-жителей, распределяют им роли, наделяют определенными качествами. Затем начинают взаимодействовать друг с другом.

И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений.

В результате, постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации