Статья «Арт-технологии в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста»
«Арт-технологии в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста».
Арт-технологии в научно-психолого-педагогической интерпретации способствуют заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Арт-технологии применяются, если ребенок переживает:
пониженное настроение; стресс;
возрастной кризис, состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования);
эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее; апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
депрессию, в том числе связанную с потерями; физическую и/или психологическую травму; страхи, фобии, повышенную тревожность; низкую самооценку, негативную Я-концепцию; межличностные конфликты ;
Арт-технологии основаны на деятельностном подходе.
Соответствует стандартам нового образования. Создают условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе
Арт- технологии направлены в большей части в сохранении и укреплении здоровья и психологической саморегуляции младших школьников.
Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.
При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Арт- технологии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами. Задачи арт-технологий заключаются в следующем:
• Актуализация и развитие творческих способностей
• Развитие эмоционально-нравственного потенциала
• Формирование умения выражать эмоции
• Формирование умения решать внутренние и групповые проблемы
• Повышение самооценки и самосознания
Сегодня арт-технологии имеют множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:
изотерапия; цветотерапия; музыкотерапия;песочная терапия;видеотерапия;сказкотерапия;маскотерапия;драматерапия;фототерапия;денс-терапия;
В своей работе в школе я использую арт-технологии как в индивидуальной, так и в групповой форме взаимодействия с обучающимися младшего школьного возраста.
Хотелось бы рассказать о некоторых методиках, которые я часто использую в работе .
В рамках одного из направлений работы на занятиях по социально-коммуникативному развитию очень часто использую арт-технологии, которые способствуют эмоциональному развитию школьников, корректируют негативные эмоциональные состояния (тревожность, агрессию, страхи и т.д.).
Групповое занятие «Фотография нашего класса»
Каждый участник получает лист бумаги с нарисованным контуром лица).
- Ваша задача нарисовать свое лицо с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у вас в классе (Вспоминаем какие бывают эмоц.состояния :грусть, радость, испуг и тд.)
После того как дети нарисовали, рассказывают про свой автопортрет. Здесь можно задавать вопросы, если ребенок не знает что сказать.
«Какое свое настроение ты нарисовал? Всегда ли оно такое? И т.д.
Объясняют с чем связано настроение. Затем выходят к доске и прикрепляют «себя» на доске, образуя общую фотографию класса).
Здесь важно обратить внимание на размещение (высоко-низко, рядом какими ребятами из класса».
Обратить внимание, на то что все мы разное, номы вместе-одна команда.
Кроме того, использую элементы сказкатерапии с применением МАК «Мастера сказок» (Татьяна Зинкевич-Евстегнеева).
Это работа в малых группах от 4 до 8 человек.
Дается инструкция, что сейчас мы с вами будем авторами сказки, которую составим сами. Можно попросить ребят, вспомнить свои любимые сказки,. Обратить внимание с каких слов начинаются сказки. Из колоды МАК карт первый участник не глядя выбирает карту и начинают сказку со слов «Жили-были.., в некотором царстве и т.д., то что выберет. После следующий участник выбирает карту и вводит в этот сюжет свою карту-персонажа. И так по очереди. Ребенок, которому достается последняя карта завершает сказку, также подключаются все участники и подводят итог( анализирую поступки героев).
Если конец сказки не ресурсный(нет позитивного завершения. Нужно задать вопрос «Мог бы конец сказки быть другим?».Как помочь герою?
В процессе такой работы ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Поэтому сказка выступает как стимул для формирования «внутренней позиции школьника».
Направление песочная терапия sand play .
Данное направление является не только психокоррекционным, а и диагностическим, открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.
«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними.
Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
«Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
Ребенок получает опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.
В процессе групповой работы выявляются дети, с которыми в дальнейшем нужна индивидуальная работа.
Индивидуальная работа по разрешению психологических проблем школьников состоит из трех основных этапов.
В ходе первого этапа работы происходит формулировка проблемы путём диагностического и консультационного взаимодействия с ребенком.
В качестве диагностического инструментария используются стандартизированные методики; составляется анамнез.
Второй этап работы представляет собой уточнение проблемы, т.е. сбор необходимой информации у родителей школьника, его педагогов, а также применение арттерапевтических техник, которые на бессознательном уровне смогут «обнажить» источник проблемы.
Третий этап индивидуальной работы представляет собой устранение трудностей и решение проблемы. В ходе данного этапа можно использовать большой спектр техник.
Следует отметить, что в ходе индивидуальной работы с ребенком, психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем.
Цель работы не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
Расскажу о технике «Карта эмоций» (на слайде)
В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой. Данная методика (автор Ю.В. Никонорова).
Является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.
Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные».
Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоционального возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.
МатериалыЛисты белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки,
цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.
Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической работы, желательно вместе с ребенком обсудить, какие условные обозначения встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.
Ребенку предлагается занять составить «словарик» эмоций и чувств.
«Попробуй описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомни различные ситуации, в каких оказывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомни эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению к различным людям».
Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».
Когда «словарик» будет составлен, предлагается следующая инструкция:
«Выдели (подчеркни, обведи) в своем „словарике" название эмоций или чувств, характеризующие твое состояние в данный момент, и изобрази их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги ».
Инструкция
«Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен, индивидуален.
Попробуй с помощью любых изобразительных средств (карандаши, мелки, гуашь на выбор) создать карту своей страны. Обозначь сначала ее границы.
Нарисуй ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами.
Представь себя в роли путешественника. Проложи маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.
Составь рассказ о вашей стране, опиши ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению.
Подумай, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?»
Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса.
Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека.
Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.
Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени
Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление
(слева направо — устремленность в будущее, справа налево — в прошлое).
Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» маршруте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту.
Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме.
О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью).
В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого.
Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия.
Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений , фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации.
Можно вносить изменения, дорисовывать в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства).
На определенном этапе у детей часто возникает желание полностью перерисовать карту. Поэтому ребенок может создать новую карту эмоций.
Это обусловлено стремлением изменить свою жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели.
Таким образом, художественная продукция подводит ребенка к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.
Также эффективны совместные занятия ребенок-родитель. Это занятия в песочной терапии. Направлены на взаимодействие ребенка с родителем, преодоление противоречий, поиск компромиса.
В ходе занятия ребенок и родитель выстраивают каждый свой «остров» в песочнице, сами выбирают персонажей-жителей, распределяют им роли, наделяют определенными качествами. Затем начинают взаимодействовать друг с другом.
И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений.
В результате, постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.