Статья на тему «Арт-терапия в работе с детьми младшего школьного возраста»

6
1
Материал опубликован 14 January 2021

Работа на конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Инновационная деятельность педагога в современном образовании»

Ф.И.О. автора: Переборщикова Маргарита Васильевна

Год рождения:2 января 1987 год

Сведения об авторе:

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество»

Должность: педагог дополнительного образования

Контактная информация: 248000 г. Калуга, ул. Кирова, 68

Телефон: 89208829602

e.mail: margaritavp87@mail.ru

Заглавие работы: «Арт-терапия в работе с детьми младшего школьного возраста»









Управление физической культуры, спорта и молодежной политики города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр Содружество»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Педагога дополнительного образования

Переборщиковой Маргариты Васильевны

«Арт-терапия в работе с детьми младшего школьного возраста»









Педагог дополнительного образования

МБОУДО ДПЦ «Содружество»

Переборщикова Маргарита Васильевна





Калуга

2021



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1 АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ………………………………………………....…….………………….7

1.1 ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИИ…………………………………………………..………………..….7

СПЕЦИФИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………….…9



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...………..14































ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время открытое информационное поле, бесконтрольный выход в сеть, компьютерные игры делают детей раздражительными. Те вопросы, на которые ребенок не может найти ответ или получить объяснение у взрослых, остаются открытыми, порождая тайну и неосознанный страх. К тому же увеличивается нагрузка на детей в школе. Поступающее количество информации не успевает обрабатываться детским сознанием, что приводит к напряженности, увеличению уровня тревожности детей, агрессивности.

Сегодня многие педагоги обеспокоены влиянием современных мультфильмов на психику детей. Ведь современные дети зачастую предоставлены сами себе, и просмотр мультипликационных фильмов являются для них способом время препровождения и методом воспитания, но не все современные мультфильмы полезны. В большинстве случаев главные герои современного мультфильма агрессивны, они наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей, причем жестокое обращение повторяется, детально раскрывается и поощряется. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности и агрессии. Исследования А. Бандуры, проведенные еще в 60 годах XX века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность. Таким образом, открытое информационное поле, бесконтрольное просматривание мультфильмов, компьютерные игры делают детей раздражительными. Те вопросы, на которые ребенок не может найти ответ или получить объяснение у взрослых, остаются открытыми, порождая тайну и неосознанный страх. К тому же увеличивается нагрузка на детей в школе. Поступающее количество информации не успевает обрабатываться детским сознанием, что приводит к напряженности, увеличению уровня тревожности детей, агрессивности.

В связи с этим необходимо применение эффективных методов работы с детьми. Можно предположить, что традиционные методы психолого-педагогической помощи детям неэффективны. Актуальность применения метода арт-терапии обусловлена потребностью разработки качественно нового эффективного подхода к решению социально-психологических трудностей детей.

Арт-терапия – это метод, основанный на использовании художественного творчества.

Арт-терапевтические занятия с детьми, способствуют развитию и формированию личностной целостности, творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности, повышают адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе; снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Также арт-терапия помогает безболезненно обратиться к опыту ребенка. Механизм арт-терапевтического воздействия способствует раскрытию мысли, переживания в визуально-образной форме; происходит эмоциональное освобождение от травмирующей ситуации.

Арт-терапия – это метод, основанный на использовании художественного творчества. Метод с одной стороны универсален, так как практически не имеет противопоказаний в использовании и показан при коррекции трудностей детей разного спектра (агрессивность, гиперактивность, неуверенность в себе т.д.) Арт-терапией занимаются следующие авторы: Копытин А.И., Назарова Т.В., Киселева М.А.

Преимущество арт-занятий заключается в следующем:

Направлены на снижение уровня тревожности и страхов у детей;

Способствуют снижению уровня агрессивности у детей;

Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности;

Снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

Способствуют формированию умения работать сообща, умению договориться;

Арт-занятия отвечают потребностям и возможностям ребенка, приносят ему удовольствие, погружают его в мир творчества. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, приятна, интересна. Она не требует интеллектуальных усилий и поэтому не вызывает тревожных переживаний. Рисуя, ребенок формирует объект заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности предметного и социального мира. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Причем, в арт-терапии не требуется умение рисовать правильно. Занятия предоставляют ему возможность наиболее легко, посредством рисования в образной форме выразить то, что он знает и переживает. К основным принципам арт-терапевтического воздействия можно отнести:

- важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением;

- рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы не должны быть директивными. Детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают;

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности ребенка;

- поддерживать в ребенке его чувство собственного достоинства, позитивный образ «Я», не применять негативных оценочных суждений, отмечать сдвиги в личностном росте;

- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы и качества;

- безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет правильного или неправильного;

В работе с детьми недопустимы искусственная инфантилизация отношений, насмешки, снисходительность, стремление к внешней занимательности. Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, психологическое поглаживание. Естественная спонтанность, экспрессия, помогают вызвать соответствующую эмоциональную реакцию участников занятий. Построение помогающих отношений – одно из условий эффективности арт-терапии.





































ГЛАВА 1. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ



1.1 ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИИ

Развитие теории и практики использования арт-терапии, игровой терапии длительное время осуществлялось в рамках двух подходов – сначала психоаналитического, а затем гуманистически ориентированного. Представители каждого из этих подходов реализовали свое представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия и об эффектах в развитии, определяющих позитивную роль игры для развития личности ребенка. В каждом подходе разработана своя концептуальная схема и система понятий. В психоаналитическом подходе это аналитическая связь, перенос отношений, катарсис, сублимация. Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. По мнению Фрейда, структура невротической личности складывается именно в детские годы, поэтому оптимальным путем разрешения трудностей личностного развития в зрелости должно стать обращение к детским годам и переход к оказанию необходимой помощи еще на этапе складывания структуры невроза. Однако попытки прямого переноса и использования техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Первая особенность, отличающая ребенка от взрослого, состояла в том, что у ребенка фактически отсутствовала установка на проведение анализа и готовность к сотрудничеству. Из компонентов установки ребенку в силу его возрастных особенностей оказывается доступным только один – доверие взрослому, основанное на прочных эмоциональных отношениях с ним. Поэтому в центр организации работы с детьми была поставлена задача установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

Вторая особенность проведения аналитической работы с детьми связана со способом сбора информации об основных моментах развития ребенка – техникой сознательных воспоминаний. Работа с родителями была включена в состав обязательных шагов и мероприятий программы преодоления трудностей развития ребенка. Именно психоанализу мы обязаны обращению к исследованию семейных отношений.

Успех в использовании игры как символической деятельности побудил представителей психоанализа обратиться к другим видам символической активности: рисованию и вербальной фантазии и воображению, что дало жизнь еще двум методам арт-терапии – рисуночной и библиотерапии.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и присеваемых ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

В настоящее время, психоаналитическая практика претерпевает определенные трансформации, смыкаясь в своих лучших образцах с гуманистическим подходом. Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А.Адлера, в психологической практике применительно к детям представлен терапией отношений. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет для него единственную возможность свободного самовыражения и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребёнку освободиться от эмоциональной напряжённости, и является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач. Это позволяет рекомендовать игровые технологии к использованию во всех детских учреждениях или коллективах. Сторонники центрированной на ребёнке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребёнка и взрослого в процессе игры. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действий. По мнению Л.В. Выготского, процесс формирования внутреннего плана действий представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле.

При организации коррекционной работы предпочтение отдается групповым формам игры. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Эльконин, в игре есть два центра: взрослый и «идеальная форма» развития. Здесь имеется в виду роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий.

Таким образом, различие позиций представителей разных школ игровой терапии не только является вполне естественным и закономерным явлением, но и может рассматриваться в качестве одной из предпосылок развития арт-терапии. В то же время существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии как о вполне ясно очерченной области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения содержания своего внутреннего мира; создание особых условий; использование приемов, помогающих выражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связь изобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.

Эволюция понятия арт-терапия отражает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве коррекционного или гармонизирующего фактора. Педагогическое направление арт-терапии связано с повышением адаптационных способностей ребенка, улучшением эмоционального самочувствия. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Продукт арт-терапии – чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. В связи с этим арт-терапия приобретает огромное значение: облегчает процесс коммуникации.

СПЕЦИФИКА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступление в школу – переломный этап в жизни любого ребенка, оно связано со значительными изменениями всей его жизни. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, ее формирование обуславливает главнейшие изменения в психических процессах, особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

В младшем школьном возрасте активно развивается самосознание, одним из проявлений которого является самооценка. Дети этого возраста уже начинают отличать « Я реальное» и «Я идеальное». У младших школьников уже встречается самооценка разных типов: адекватная, завышенная, заниженная, причем в одном виде деятельности она может отличаться от самооценки в других. Самооценка в значительной мере связана с оценками педагога. В этом возрасте формируется мотив достижения, стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

У младших школьников чаще всего преобладает жизнерадостное, бодрое настроение. На уроке или на перемене они оживлены, веселы. В этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственных чувств (чувство товарищества, чести); интеллектуальных чувств (любознательность, удивление); эстетические чувства – особые чувства наслаждения, переживания. Эмоциональная сфера приобретает в этом возрасте все большую произвольность. Младшие школьники уже осознают свои внутренние переживания и пытаются сдерживать их проявления.

В процессе школьного обучения качественно изменяются и перестраиваются все сферы развития ребенка. В том числе интенсивно развивается интеллектуальная сфера. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно – образного к словесно – логическому и рассуждающему мышлению. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, память, восприятие. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности.

Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала.

Таким образом, у детей в этом возрасте эмоциональная сфера приобретает все большую произвольность, младшие школьники умеют сдерживать свои эмоции и контролировать импульсы. Происходит интенсивное формирование нравственных чувств, изменяются познавательные процессы.

Основными новообразованиями в возрасте от 6 до 10 лет – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций.

Первые годы обучения – один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка, поэтому при проведении арт-терапии необходимо учитывать следующие специфические особенности психики детей, оказывающие влияние на их поведение и реакции:

- большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности;

- дети более спонтанны, чем взрослые, а механизмы психологической защиты и «цензура» сознания развиты у них в недостаточной степени, в связи с чем их переживания более непосредственно и ярко проявляются в их поведении и изобразительной деятельности и игре, чем у взрослых;

- мышление детей более образно и конкретно. Дети познают мир и решают задачи, опираясь не столько на логическое, сколько образное мышление. Поэтому «язык» изобразительного искусства для них естественен и близок;

- граница между реальностью и фантазией осознается детьми не столь ясно, как взрослыми. Поэтому в процессе творческой активности у них оживляется воображение;

- изобразительные образы и предметы игровой деятельности зачастую являются для детей средством психологической защиты и укрепления их личностных границ.

Опыт использования арт-терапевтических техник в ходе оказания психологической помощи детям позволяет предположить, что наиболее успешным в терапевтическом плане будет сочетание арт-занятий, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка, приносят ему удовольствие, погружают его в мир творчества.

В работе с детьми недопустимы искусственная инфантилизация отношений, насмешки, снисходительность, стремление к внешней занимательности. Предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, психологическое поглаживание. Естественная спонтанность, экспрессия, отсутствие ролевой маски помогают вызвать соответствующую эмоциональную реакцию участников занятия. При этом педагог разделяет с каждым участником ответственность за развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире, мыслях, чувствах, переживаниях, действиях. Иначе говоря, педагог не формирует личность, стараясь «отлить» в заранее задуманную форму, а помогает открыть в себе положительное. Построение помогающих отношений – одно из условий эффективности арт-терапии.

Таким образом, преимущество данного метода в работе с детьми младшего школьного возраста определяется следующим.

Творчество - наиболее естественный для ребенка вид деятельности. Он не может опираться лишь на рациональный, логический, вербализуе­мый опыт. Творчество ребенка - игра, рисование, пение, придумывание истории - способ знакомства и постижения мира, язык общения с ним.

Арт-терапевтического воздействие эффективно при неустойчивом состоянии психики детей, наличии тяжелого, трагичного личного опыта. Создаваемые в творчестве образы отража­ют все виды подсознательных процес­сов, включая страхи, конфликты, воспо­минания, мечты. Арт-терапия помогает безболезненно обратиться к опыту ребенка.

Механизм арт-терапевтического воздействия способствует раскрытию мысли, переживания в визуально-образной форме; происходит эмоциональное освобождение от травмирующей ситуации.















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических и практических исследований работ А.И. Копытина, Л.В. Лебедевой, М.В. Киселевой позволил сделать вывод о том, что арт-терапия наиболее эффективна в коррекции социально-психологических трудностей. Существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить об арт-терапии как о вполне ясно очерченной области психотерапевтической деятельности. К ним можно отнести использование изобразительных материалов для выражения содержания своего внутреннего мира; создание особых условий; использование приемов, помогающих выражать свои чувства и мысли в художественной форме и осознавать связь изобразительной продукции с содержанием своего внутреннего мира.

Основной задачей арт-терапии, как метода социально- психологической помощи детям, является восстановление личностной целостности, посредством участия в художественной деятельности. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, приятна, интересна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

Таким образом, арт-терапия - это метод, который можно и нужно использовать в работе с детьми. Ребенок в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Арт-терапевтические занятия способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности, повышают адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе; снижают утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бетенски М. Новые методы арт-терапии./М.Бетенски. – СПб.: Эксмо-пресс, 2002. – 196с.

Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учебное пособие. /Г.В.Бурменская. – М.: Академия, 2002. – 416с.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей./ А.И.Захаров. – СПб.: Союз, 2000. – 176с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – Спб.: Речь, 2003. – 216с.

Копытин А.И. Основы арт-терапии./А.И.Копытин. – СПб.: Лань, 1999. – 320с.

Копытин А.И. Практикум по арт-терапии./А.И.Копытин. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. – (серия «Практикум по психологии»)

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. /А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2002. – 368с. – (серия «Золотой фонд психотерапии»)

Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии./А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 320с.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./Киселева М.В. – СПб.: Речь, 2006. – 160с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов./ В.С. Мухина. – М.: Академия, 2003. – 456с.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие для высших пед. учебных заведений. /К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 181с.

Романенко В.А. Ничипоренко Н.П. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов./ В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко. – Калуга.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 200 с.

Синицына Е.И. Умные занятии и игры./Е.И. Синицына. – М.:Лист, Вече, 2002. – 192 с.

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры./С.А. Черняева. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.

Шапиро Е.И. Если у ребенка страхи./Е.И. Шапиро. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология./ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349с.

Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых./М.Шевченко. – М.: АСТ МОСКВА, 2010. – 128 с.




14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

14 January 2021