Статья «Из опыта работы педагога-психолога с одаренными детьми»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Необходимо обучать и воспитывать одаренных детей, не выводя их из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации их выдающихся возможностей [2].
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.[1].
Работа педагога-психолога с одаренными детьми в школе осуществляется по таким направлениям, как:
психологическая диагностика - целью которой является выявление, а также оказание помощи одаренным и талантливым детям в затруднительной ситуации.
психологическая профилактика - направлена на формирование у педагогов, учащихся и родителей психологической культуры, что создает условия для полноценного развития одарённого ребенка на каждом возрастном этапе.
психологическое консультирование – позволяет оказывать своевременную помощь родителям, учащимся, педагогам при взаимодействии с одарённым ребёнком, при возникновении затруднений.
психологическое просвещение - направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляется в форме лекций, бесед, семинаров, занятий с элементами тренинга, стендовой информации. Просветительская деятельность особенно необходима для педагогов, которые постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.
в рамках коррекционно-развивающей работы с одаренными обучающимися проводятся следующие виды занятий: цикл занятий по снятию психоэмоциональной, школьной и межличностной тревожности, особенно при подготовке и участии в олимпиадах, конкурсах, защитах проектов; коррекционно-развивающие занятия по развитию креативности личности.
Для педагогов школы, работающих с одаренными детьми, проводится коррекционно-развивающая и консультационно – просветительская работа: семинарские занятия «Психолого-педагогические аспекты современного урока»; «Одаренный ребенок: выявление, обучение, развитие» индивидуальные консультации по организации психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся по результатам диагностики; консультации по разработке и коррекции индивидуальных планов работы с одаренными учащимися.
Для родителей одаренных учащихся проходят выступления на классных и общешкольных родительских собраниях; беседы и индивидуальные собеседования по организации внутрисемейного взаимодействия с учетом индивидуальных характерологических и личностных особенностей одаренных обучающихся.
В 2020-2021 учебном году в школьную базу одаренных детей занесены обучающиеся 1-11 классов с психомоторным и художественно-эстетическим видом одаренности.
Для дальнейшей успешной реализации одаренных учащихся необходимо:
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
проводить уроки творчества для одаренных детей;
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».
Список использованных источников
Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. – Москва : 2000.
Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – Москва : Владос,2000.