Статья «Использование современных информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

2
0
Материал опубликован 2 February 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнечный город»













«Использование современных информационных технологии в работе с детьми дошкольного возраста»










Подготовила воспитатель

Никитина Ольга Владимировна






















г. Саров

2021 год

В современном мире воспитание и образование невозможно без использования технических и компьютерных средств. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Тем самым, чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему в дальнейшем освоить премудрости информационных средств. Информатика стала обязательным предметом в начальной школе, но уже в дошкольном возрасте дети учатся пользоваться компьютером.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информаци­онные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26) (6).

По требованиям ФГОС дошкольного образования вся образовательная деятельность строится в игре (5). Все дети с удовольствием играют. И именно играя, они развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче.

В поисках новых современных, игровых методов организации обучения воспитания, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, мы обратились к использованию нового игрового оборудования – мини-роботу «Bee bot» «Умная пчела».

Робот «Умная пчела» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности, имеет эстетический внешний вид и подходит для детей дошкольного возраста. С помощью данного устройства дети могут изучать основы программирования, задавать роботу план действий и разрабатывать для него различные задания. Работа с «Умной пчелой» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает возможности для изучения причинно-следственных связей и многое другое. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию

Вначале дети устанавливают взаимосвязи, расширяют свои познания. Затем происходит изучение основ программирования: освоение простейших действий с роботом, разработка плана действий, различных заданий для робота. Дети работают с тематическими ковриками.

Мини-робот «Bee-bot» может использоваться как в индивидуальной деятельности, так и в групповой, как часть занятия, и как самостоятельная игра.

Дошкольники играют с игрушкой-роботом первоначально под руководством взрослого. А затем, когда они освоят приёмы управления роботом, игра может принимать самостоятельный характер.

Одним из основных этапов работы с роботом является умение составлять алгоритмы.

Алгоритм – последовательность действия исполнителя, приводящая к получению искомого результата.

Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Игрушка-робот помогает развивать логическое мышление у ребенка.

Также происходит развитие пространственной ориентации у дошкольников. Эта ориентировка требует решения трёх задач:

постановка цели, и выбора маршрута (выбор направления);

сохранение направления в движении;

достижения цели.

Освоение системы отсчёта и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Передвижения робота на плоскости позволяет ребёнку уяснить такие ориентировки, «посередине», «между», «направо-налево», «справа – слева». Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше сможет понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине, между, сбоку, с краю.

Взаимодействие дошкольника с программируемым роботом «Умная пчела» положительно влияет на формирование его речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением дошкольником словесных обозначением пространственных отношений, выраженных предлогами, умением выделять и различать пространственные признаки отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций и действий, опирающие на пространственные представления.

Использование различных тематических ковриков позволяет ребёнку расширить и систематизировать полученные ранее знания по разным темам игры, расширить активный и массивный словарь ребёнка.

Игра с программируемым роботом способна создать положительный эмоциональный фон в детском коллективе. Дети взаимодействуют друг с другом, договариваются, решают совместные игровые задачи. Всё это будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей, созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс детского сада позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формирования первоначальных технических навыков, расширению кругозора.


























Литература:

Банникова Н.А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Москва, 2014г.

Скотникова О.А. Мини-робот «Умная пчела». Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет. Дошкольное воспитание, 2016, №11 - с.85-89.

Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. Санкт-Петербург: Наука, 2010г. - 195с.

Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обра­зования».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации