Статья на тему «Технология "синквейн" в работе с детьми дошкольного возраста»
Технология «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста
В копилке школьных логопедов множество способов контролировать и корректировать процесс языкового развития детей младшего школьного возраста. Дидактический синквейн — один из таких способов. Приём эффективный и интересный, в первую очередь для самих детей. Синквейны способствуют развитию речи ребят через активизирование их познавательной деятельности.
Использование синквейнов в логопедической практике позволяет:
- формировать и развивать словарный запас;
- развивать лексико-грамматические категории;
- проводить диагностику речевых нарушений;
- развивать невербальные функции, как мышление, внимание, память;
- создавать условия для творческого развития людей, в том числе способных критически мыслить, то есть исключать лишнее и отделять главное, общее и засекреченное;
- организовать персонализированное и дифференцированное обучение.
Работая с синквейном ребята учатся понимать содержание различных терминов, проводить самоконтроль знаний, делать краткий пересказ, самовыражаться через собственные авторские сочинения.
Изначально, синквейн — это литературный жанр, который был придуман американской поэтессой Аделаидой Крепс в начале XX века. В системе российского образования метод используется чуть больше 30 лет.
Термин французского происхождения, в переводе означает «пять», так как стихотворение состоит из пяти элементов. Синквейны используются для развития метафорической речи.
Как составить синквейн? Необходимо:
- найти в предложенном тексте ключевые элементы;
- на основе ключевых элементов и понятий сделать выводы, основываясь на анализе, обобщении, классификации, объединение и т.д.;
- кратко сформулировать своё мнение.
Получается своего рода мини-творчество, подчиненное определенным правилам. И это творчество доступно ребятам абсолютного любого возраста, в том числе младшим школьникам. Так как метод прост и понятен. Используется, как правило, после прохождения определённой темы в качестве рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Правила составления синквейна просты:
- найти предмет
- подобрать к нему два слова-признака
- подобрать к нему три слова-действия
- составить предложение из 4–5 слов, выражающее собственное отношение к предмету
- подобрать слово-синоним