Эссе «Влияние уровня развития моторики на успешность обучения»
«Влияние уровня развития моторики на успешность обучения»
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
2 слайд
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
3 слайд
А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. И действительно, движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.
4 слайд
При поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений, испытывают затруднения при необходимости использовать самые простые предметы.
5 слайд
Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Дети не умеют координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Наблюдаются такие явления, как:
• гипотония - слабое сжатие руки;
• гипертония - сильное сжатие руки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
6 слайд
Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
7 слайд
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, речи и всех психических процессов. Занятия по развитию мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!
8,9 слайд
Методы и приемы развития мелкой моторики рук
Массаж с использованием массажеров и различных предметов (пуговицы, шишки, шарики, камушки др.). Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.
Рисование пластилином (пластилинография). В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям это занятие очень нравится.
Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровки.
Графические дорожки, обводка, рисование по точкам.
Прищепки (можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр.)
Игры с крупой, цветными камнями (перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы).
Работа с мозаикой, пазлами.
Игры с песком.
Слайды 10-16 (фото)
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления, а также влияет на успеваемость школьников.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу и продолжаться в период обучения.
Родители и педагоги должны уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка.
«У детей можно многому научиться.
Например, сколько у вас терпения»
Франклин Джонс
Кияйкина Наталья Федоровна