Урок чтения в 4 классе на тему «В.Ю. Драгунский "Что я люблю". Автор размышляет о детстве»
Тема урока: Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский «Что я люблю»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Формирование УУД:
Личностные действия: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные действия: общеучебные логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Методы и приёмы: приём ТРКМ «Верите ли вы, что…» на стадии вызова; прием ТРКМ «Чтение с остановками» на стадии осмысления; прием ТРКМ «Кластер» на стадии рефлексии.
ХОД УРОКА1.Орг.момент.
Улыбнитесь мне. Друг другу. Гостям, чтобы наш класс наполнился хорошим настроением.
1. Установка на успех. Игра «Морщинки»Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
4. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?- (Виктор Юзефович Драгунский)
- А что вы о нем узнали, сейчас проверим, проведём графический диктант в форме игры «Верите ли вы, что…», если верите, ставьте +, если не верите -(два человека с обратной доски)
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…□
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…□
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…□
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский написал весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…□
● Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью… □
● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…□
Учитель:
- Проверим, верны ли ваши предположения.
Ответы учеников.++++++
-Вы неплохо запомнили факты биографии В.Ю.Драгунского.
Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Ю Драгунского. Будем читать, узнаем новые слова, познакомимся с героями, научимся у них и у автора чему-нибудь полезному.
5. -Откройте с. 61. Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться? (Что я люблю) Ваши предположения. О чём или о ком мы будем читать? Как вы думаете, это произведение будет грустным или весёлым?
6. Первичное чтение рассказа В.Драгунского «Что я люблю» .Аудиозапись.
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. И называется такой герой – герой-рассказчик.
- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор? (Так удобнее размышлять о своём детстве.)
- Как вы думаете, чем является история Дениски?
- К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие)
7. В тексте встретятся слова, смысл которых нам нужно уточнить.
ПОТЕШНАЯ – смешная, забавная;
КАВАЛЕРИСТ – конный воин;
ГРИМАСНИЧАТЬ – намеренное или невольное искажение лица;
ШПРОТЫ – небольшие рыбки - копчёные в масле;
ПЕТРУШКА – герой кукольного представления;
КАНЧИЛЬ – самое маленькое животное семейства оленьих из Африки; – Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов.
БИЗОНЫ – дикий бык, похож на зубра;
ГЛУХАРЬ – крупная лесная птица.
На доске: А теперь прочитаем орфографически.
по-теш-на-я- ПОТЕШНАЯ
ка-ва-ле-рис- тов КАВАЛЕРИСТОВ
гри-мас-ни-чать- ГРИМАСНИЧАТЬ
пет-руш-ка- ПЕТРУШКА
кан-чиль- КАНЧИЛЬ
8.-Сейчас мы прочитаем рассказ «Что я люблю».
Герой сам будет рассказывать о себе («герой-рассказчик»), а вы будете подмечать все тонкости его характера .
-Чтение «Буксир», с остановками.
9. Повторное чтение произведения.
- Давайте выберем, что же именно любит Дениска. Составим кластер.
Дети читают выбранные отрывки из рассказа, выходят к доске и прикрепляют к ней заготовленные учителем карточки .
Люблю: |
читать сказки про Канчиля |
посмеяться |
строгать и пилить |
ходить в зоопарк |
ужей, ящериц, лягушек и т.д. |
играть в шашки, шахматы и домино |
гостей |
- Посмотрите, пожалуйста, на доску , попробуйте коротко охарактеризовать этого мальчика - нашего героя-рассказчика. Какой он?
(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый…)
- Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите…
-Что вам особенно понравилось в этой истории?
( У Дениски интересная жизнь).
– Чему учит это произведение? ( любви ко всему окружающему, мечтать, увлекаться многим).
Физминутка
Попробуем «сказать» что-нибудь своим телом:
Плечами: «Я горжусь», «Я старый человек»
Ногами «Идёт солдат», «Танцует балерина»
Руками: «Порхает бабочка», «Летит орёл»
Носом «Ах, как вкусно пахнет!», «Я обожаю это печенье»
10. Групповая работа. Давайте подробней охарактеризуем нашего героя-рассказчика. Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Оформлять так, чтобы было всем видно с доски.
1 группа. -Что Дениска любит больше всего?(животных)
-– Какая фраза повторяется в рассказе несколько раз?
(«Когда мы будем жить просторней…»)
– Почему Дениска об этом мечтает?
(Дениска мечтает жить просторней, для того чтобы завести себе животных.)
– Обратите внимание на то, что мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя, а для того, чтобы завести какое-нибудь животное.
2.Группа. Создаём коллективный портрет Дениске.
Нарисуйте Дениску таким, каким себе вы его представляете.
3 группа. -Чем герой рассказа любит заниматься?
Играть в настольные игры, читать сказки, плавать…
-Ребята, обратите внимание, в каком случае Дениска любит играть в настольные игры?
-Только если он выигрывает
-Это хорошее качество человека? Почему?
-Нет, потому что надо уметь проигрывать тоже и признавать свое поражение
– Любит ли Дениска проводить время с папой?
«Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123
«И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац
«Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125
4 группа. Напишите свои впечатления, о прочитанном рассказе используя слова: Нам очень понравилось, нам запомнилось из прочитанного рассказа…..
Группа. Вставьте недостающие слова в текст, используя слова помощники.
____ читать сказки про Канчиля. Это такая ______, умная и озорная _____. У нее ______ глазки, и маленькие _______, и _____ отполированные ______. Когда мы _____ жить просторней, мы купим ____ Канчиля, он будет жить ________.
Слова помощники: люблю, лань, маленькая, веселые, рожки, розовые, копытца, будем, себе, в ванной.(«Я люблю дышать носом маме в ушко…» – начало
3-го абзаца, с. 123.)
– Найдите строки о бабушке. («Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» – конец, с. 124 – начало,
с. 125.)
– Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым?
(У него богатый внутренний мир, интересная жизнь, он многое любит делать, он мечтает..)
– Что такое настоящее богатство?
– Настоящее богатство-это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить.
(Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.).Это и означает быть богатым человеком.
-Какая из пословиц отражает главную мысль рассказа ?
Скучен день до вечера коли делать нечего.
Жизнь дана на добрые дела.
В тесноте, да не в обиде.
IV.Подведение итогов
- Кому из вас захотелось прочитать ещё рассказы Виктора Драгунского?
Хотите поиграть в игру «Литературный футбол»? Сейчас ребята с 1 ряда задают вопрос ребятам 2 ряда, они должны ответить, т.е отбить мяч, и задать свой вопрос 3 ряду, 3-1-му и т.д.
-О каком писателе мы сегодня говорили? (о Викторе Драгунском)
- С каким произведением познакомились? ( Что я люблю)
-Что любит Дениска?.....
-О ком мы прочитали? ( о Дениске)
-Как звали героя-рассказчика? (Дениска)
-Почему рассказ так назван? (потомучто автор захотел поразмышлять о детстве)
-Как вы думаете, есть ли у Дениски что-то, что он не любит? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Возьмите лист самоконтроля и отметьте настроение в конце урока. Выберите нужное высказывание.
Лист самоконтроля. Фамилия, имя ________________________________________
Настроение в начале урока O |
Настроение в конце урока O |
1.Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
2.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
3.Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
-У каждого разные вкусы
И в жизни свои мечты.
Дениска много что любит,
А что, скажи, любишь ты?
А дома вам предстоит выполнить творческую работу. Придумать свой рассказ «Что я люблю»
Новикова Анастасия Алексеевна