Урок чтения в 4 классе на тему «В.Ю. Драгунский "Что я люблю". Автор размышляет о детстве»

1
1
Материал опубликован 4 October 2018

Тема урока: Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский «Что я люблю»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Формирование УУД:

Личностные действия: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные действия: общеучебные логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Методы и приёмы: приём ТРКМ «Верите ли вы, что…» на стадии вызова; прием ТРКМ «Чтение с остановками» на стадии осмысления; прием ТРКМ «Кластер» на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент.

Улыбнитесь мне. Друг другу. Гостям, чтобы наш класс наполнился хорошим настроением.

1. Установка на успех. Игра «Морщинки»
А)Несколько раз вдохните и выдохните
Б)Широко улыбнитесь своему отражению в зеркале
В)Наморщите лицо, начиная со лба: брови, нос, щёки 
Г)Подними и опусти плечи
Д) Скажите себе: Я всё смогу! У меня всё получится!
2.Целеполагание.
-Возьмите лист самоконтроля и отметьте своё настроение в начале урока.
3. Работа над дикцией. 
На доске: На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. 
-Прочитайте чистоговорку шёпотом и медленно.
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.

4. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?- (Виктор Юзефович Драгунский)

- А что вы о нем узнали, сейчас проверим, проведём графический диктант в форме игры «Верите ли вы, что…», если верите, ставьте +, если не верите -(два человека с обратной доски)

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…□

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…□

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…□

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский написал весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…□

● Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью… □

● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…□

Учитель:

- Проверим, верны ли ваши предположения.

Ответы учеников.++++++

-Вы неплохо запомнили факты биографии В.Ю.Драгунского.

Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Ю Драгунского. Будем читать, узнаем новые слова, познакомимся с героями, научимся у них и у автора чему-нибудь полезному.

5. -Откройте с. 61. Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться? (Что я люблю) Ваши предположения. О чём или о ком мы будем читать? Как вы думаете, это произведение будет грустным или весёлым?

6. Первичное чтение рассказа В.Драгунского «Что я люблю» .Аудиозапись.

Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. И называется такой герой – герой-рассказчик.
- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор? (Так удобнее размышлять о своём детстве.)

- Как вы думаете, чем является история Дениски?
- К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие)

7. В тексте встретятся слова, смысл которых нам нужно уточнить.

ПОТЕШНАЯ – смешная, забавная;

КАВАЛЕРИСТ – конный воин;

ГРИМАСНИЧАТЬ – намеренное или невольное искажение лица;

ШПРОТЫ – небольшие рыбки - копчёные в масле;

ПЕТРУШКА – герой кукольного представления;

КАНЧИЛЬ – самое маленькое животное семейства оленьих из Африки; – Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов.

БИЗОНЫ – дикий бык, похож на зубра;

ГЛУХАРЬ – крупная лесная птица.

На доске: А теперь прочитаем орфографически.

по-теш-на-я- ПОТЕШНАЯ

ка-ва-ле-рис- тов КАВАЛЕРИСТОВ

гри-мас-ни-чать- ГРИМАСНИЧАТЬ

пет-руш-ка- ПЕТРУШКА

кан-чиль- КАНЧИЛЬ

8.-Сейчас мы прочитаем рассказ «Что я люблю».

Герой сам будет рассказывать о себе («герой-рассказчик»), а вы будете подмечать все тонкости его характера .

-Чтение «Буксир», с остановками.

9. Повторное чтение произведения.

- Давайте выберем, что же именно любит Дениска. Составим кластер.

Дети читают выбранные отрывки из рассказа, выходят к доске и прикрепляют к ней заготовленные учителем карточки .

Люблю:

читать сказки про Канчиля

посмеяться

строгать и пилить

ходить в зоопарк

ужей, ящериц, лягушек и т.д.

играть в шашки, шахматы и домино

гостей

- Посмотрите, пожалуйста, на доску , попробуйте коротко охарактеризовать этого мальчика - нашего героя-рассказчика. Какой он?

(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый…)

- Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите…

-Что вам особенно понравилось в этой истории?

( У Дениски интересная жизнь).

– Чему учит это произведение? ( любви ко всему окружающему, мечтать, увлекаться многим).

Физминутка

Попробуем «сказать» что-нибудь своим телом:

Плечами: «Я горжусь», «Я старый человек»

Ногами «Идёт солдат», «Танцует балерина»

Руками: «Порхает бабочка», «Летит орёл»

Носом «Ах, как вкусно пахнет!», «Я обожаю это печенье»

10. Групповая работа. Давайте подробней охарактеризуем нашего героя-рассказчика. Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Оформлять так, чтобы было всем видно с доски.

1 группа. -Что Дениска любит больше всего?(животных)

-– Какая фраза повторяется в рассказе несколько раз?

(«Когда мы будем жить просторней…»)

– Почему Дениска об этом мечтает?

(Дениска мечтает жить просторней, для того чтобы завести себе животных.)

– Обратите внимание на то, что мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя, а для того, чтобы завести какое-нибудь животное.

2.Группа. Создаём коллективный портрет Дениске.

Нарисуйте Дениску таким, каким себе вы его представляете.

3 группа. -Чем герой рассказа любит заниматься?

Играть в настольные игры, читать сказки, плавать…

-Ребята, обратите внимание, в каком случае Дениска любит играть в настольные игры?

-Только если он выигрывает

-Это хорошее качество человека? Почему?

-Нет, потому что надо уметь проигрывать тоже и признавать свое поражение

Любит ли Дениска проводить время с папой?

«Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123

«И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац

«Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125

4 группа. Напишите свои впечатления, о прочитанном рассказе используя слова: Нам очень понравилось, нам запомнилось из прочитанного рассказа…..

 

Группа. Вставьте недостающие слова в текст, используя слова помощники.

____ читать сказки про Канчиля. Это такая ______, умная и озорная _____. У нее ______ глазки, и маленькие _______, и _____ отполированные ______. Когда мы _____ жить просторней, мы купим ____ Канчиля, он будет жить ________.

Слова помощники: люблю, лань, маленькая, веселые, рожки, розовые, копытца, будем, себе, в ванной.
5. группа – Есть ли место маме и бабушке в этих Денискиных мечтах-размышлениях?

(«Я люблю дышать носом маме в ушко…» – начало
3-го абзаца, с. 123.)

– Найдите строки о бабушке. («Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» – конец, с. 124 – начало,
с. 125.)

– Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым?

(У него богатый внутренний мир, интересная жизнь, он многое любит делать, он мечтает..)

– Что такое настоящее богатство?

– Настоящее богатство-это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить.

(Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.).Это и означает быть богатым человеком.

 

-Какая из пословиц отражает главную мысль рассказа ?

Скучен день до вечера коли делать нечего.

Жизнь дана на добрые дела.

В тесноте, да не в обиде.

IV.Подведение итогов

- Кому из вас захотелось прочитать ещё рассказы Виктора Драгунского?
 

Хотите поиграть в игру «Литературный футбол»? Сейчас ребята с 1 ряда задают вопрос ребятам 2 ряда, они должны ответить, т.е отбить мяч, и задать свой вопрос 3 ряду, 3-1-му и т.д.

-О каком писателе мы сегодня говорили? (о Викторе Драгунском)

- С каким произведением познакомились? ( Что я люблю)

-Что любит Дениска?.....

-О ком мы прочитали? ( о Дениске)

-Как звали героя-рассказчика? (Дениска)

-Почему рассказ так назван? (потомучто автор захотел поразмышлять о детстве)

-Как вы думаете, есть ли у Дениски что-то, что он не любит? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

   
Рефлексия

Возьмите лист самоконтроля и отметьте настроение в конце урока. Выберите нужное высказывание.

Лист самоконтроля. Фамилия, имя ________________________________________

Настроение в начале урока

O

Настроение в конце урока

O

1.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

2.Урок для меня показался

коротким / длинным

3.Материал урока мне был

понятен / не понятен

-У каждого разные вкусы
И в жизни свои мечты.
Дениска много что любит,
А что, скажи, любишь ты?

А дома вам предстоит выполнить творческую работу. Придумать свой рассказ «Что я люблю»
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок!

7 October 2018