12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Елена Алексеевна283
Россия, Ханты-Мансийский АО, Унъюган
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Урок литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. В.Ю. Драгунский «Бы…»»

Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Гармония»)

по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

В.Ю. Драгунский «Бы…»»

Автор разработки:

Федорова Е.А.

учитель начальных классов

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

В.Ю. Драгунский «Бы…»»

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы к уроку:

Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.

Цели урока:

Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского «…Бы».

Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.

Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.

Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.

Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.

Воспитывать почтение, уважение к родителям.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

2.Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

-Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех).

- Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения, а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

- Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира).

Смех

добрый

злой, высмеивающий.

Юмористические произведения

Сатирические произведения

юмор

сатира

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

-Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (злой).

- На какое произведение похожи эти истории? (сатирические).

- Я, Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.

-Смешно вам будет над нами? - Какой это смех? (и добрый и злой т.к. кто – то осуждает).- На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое).

- Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», познакомимся с новым рассказом

В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа).

А) Беседа.

-Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью – Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.

- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы?

-А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

Б). Составление мини – рассказов.

Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

4. Изучение нового материала.

- А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского «… Бы». (Пишу название на доске).

А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.

1). Вдох – выдох со звуком «фу».

2). Сделаем глубокий вдох, а на выдохе читаем правильно, целыми словами.

Нрав - нравилось – понравилось,

Помни - помнил – припомнил,

Дума - думала - задумала - задумалась,

Щур - щурился – прищурился,

Плеск - плеснул – всплеснул,

молила – молилась – взмолилась.

Фунт – мера веса

Лихо - зло,

Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности).

Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо).

Читать, как скороговорку.

Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.

- Почему автор дал такое необычное название своему рассказу?

( Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле)?

-Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый? – Кому грустно, кому весело, почему? - Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.

Физкультминутка для глаз.

В) Анализ и разбор текста.

1. Выборочное чтение.

- О чём мечтал мальчик?

-Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться) - У вас бывают такие мечты? ( Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)

- Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).

- Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха.

Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

-Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика).

- Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой).

- Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика).

- Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них).

- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно).

2. Чтение по ролям. Инсценирование.

- Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

-Сколько героев нам надо? - 3. Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

- Остальные готовят рецензию.

3. Беседа.

- Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают).

- Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем.). С. 48 внизу.

- Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая).

- Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее).

- Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра).

5. Итог.

2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.

- Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).

- Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя).

-Зачем написал автор рассказ? (Чтобы дети научились почитать, любить родителей, прощать).

-Как автор относится к мальчику? (Сочувствует, насмехается).

-Как вы относитесь к мальчику?

-Оценивание.

6. Рефлексия.

-Что вы поняли, прочитав рассказ? – Изменится ваше отношение к родителям?

7.Д/з. – Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать? – Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Берегите друг друга

Без притворства и лести,

Берегите друг друга:

Ненадолго мы вместе.

Литература

Кубасова О.В. Любимые страницы учебник по литературному 3 класс – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.

Кубасова О.В Методические рекомендации к учебнику литературное чтение 3 класс– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.

Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.