Урок литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. В.Ю. Драгунский "Бы… "»
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Гармония»)
по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
В.Ю. Драгунский «Бы…»»
Автор разработки:
Федорова Е.А.
учитель начальных классов
Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
В.Ю. Драгунский «Бы…»»
Тип урока: изучение нового материала.
Материалы к уроку:
Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.
Цели урока:
Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского «…Бы».
Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.
Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.
Воспитывать почтение, уважение к родителям.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.
2.Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.
Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.
-Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех).
- Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения, а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.
- Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира).
Смех |
|
добрый |
злой, высмеивающий. |
Юмористические произведения |
Сатирические произведения |
юмор |
сатира |
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.
-Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (злой).
- На какое произведение похожи эти истории? (сатирические).
- Я, Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.
-Смешно вам будет над нами? - Какой это смех? (и добрый и злой т.к. кто – то осуждает).- На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое).
- Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.
Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», познакомимся с новым рассказом
В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа).
А) Беседа.
-Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью – Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.
- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите читать смешные рассказы?
-А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?
Б). Составление мини – рассказов.
Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …
4. Изучение нового материала.
- А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского «… Бы». (Пишу название на доске).
А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.
1). Вдох – выдох со звуком «фу». 2). Сделаем глубокий вдох, а на выдохе читаем правильно, целыми словами. Нрав - нравилось – понравилось, Помни - помнил – припомнил, Дума - думала - задумала - задумалась, Щур - щурился – прищурился, Плеск - плеснул – всплеснул, молила – молилась – взмолилась. |
Фунт – мера веса Лихо - зло, Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности). Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо). Читать, как скороговорку. |
Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.
- Почему автор дал такое необычное название своему рассказу?
( Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле)?
-Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый? – Кому грустно, кому весело, почему? - Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.
Физкультминутка для глаз.
В) Анализ и разбор текста.
1. Выборочное чтение.
- О чём мечтал мальчик?
-Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться) - У вас бывают такие мечты? ( Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)
- Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
- Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха.
Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.
-Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика).
- Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой).
- Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика).
- Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них).
- Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно).
2. Чтение по ролям. Инсценирование.
- Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.
-Сколько героев нам надо? - 3. Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.
- Остальные готовят рецензию.
3. Беседа.
- Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают).
- Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем.). С. 48 внизу.
- Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая).
- Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее).
- Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра).
5. Итог.
2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.
- Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).
- Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя).
-Зачем написал автор рассказ? (Чтобы дети научились почитать, любить родителей, прощать).
-Как автор относится к мальчику? (Сочувствует, насмехается).
-Как вы относитесь к мальчику?
-Оценивание.
6. Рефлексия.
-Что вы поняли, прочитав рассказ? – Изменится ваше отношение к родителям?
7.Д/з. – Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать? – Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
Берегите друг друга
Без притворства и лести,
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе.
Литература
Кубасова О.В. Любимые страницы учебник по литературному 3 класс – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
Кубасова О.В Методические рекомендации к учебнику литературное чтение 3 класс– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014