12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Россиева Антонина Владимировна17036 Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек. Россия, Карелия респ., п.Ильинский |
В. Драгунский «Он живой и светится»
Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
«Он живой и светится…» В.Ю. Драгунский
Россиева Антонина Владимировна, учитель начальных классов
Предмет: Литературное чтение
Тема урока для учителя: «Он живой и светится…» В.Ю. Драгунский
Тема для учащихся (примерная): Чудесное рядом (формулируют под руководством учителя на соответствующем этапе урока)
Тип урока: урок открытия нового знания
Класс: 3
Домашнее задание: для всего класс - прочитать рассказ В.Ю.Драгунского «Он живой и светится», индивидуальное для 1 ученика сообщение о В.Ю.Драгунском на 2 минуты.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.
Метапредметные:
Регулятивные:
соотносить свои действия с поставленной целью;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
находить нужную информацию.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности.
Личностные:
мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
осмысленно читать;
отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения;
подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста;
размышлять о поступках героев.
Дидактические средства: учебник, карточки с пословицами и карточки с деформированным планом (в приложении), оформленная доска.
Оборудование: бумага для буклетов, маркеры, фломастеры, карандаши, клей, картинки, наклейки, цветы красного и синего цветов по количеству учащихся.
Наглядность (по желанию может быть оформлена в виде презентации): портрет В.Ю.Драгунского, большие карточки со словами: метафора, на что похож? Чем отличается? деформированный план (каждый пункт плана на отдельном листе), ваза.
Примечание: не стоит вести урок по данному конспекту, если дети никогда раньше не делали буклета.
Эскиз доски:
Обратная сторона откидной доски Схема буклета | Метафора: На что похож? Чем отличается? | Виктор Юзефович Драгунский Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Энштейн | План на листочках Мишка Торги Разговор с мамой Забыл про всех Скучно | Обратная сторона откидной доски Повторенье- мать ученья. Делу - время, потехе - час. Мал золотник, да дорог. Каких только чудес не бывает на свете. От удивления онемел. Что тому дивиться, что земля вертится. |
Технологическая карта:
Этап урока | Виды работ, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Метапредметные результаты | Планируемые результаты (предметные, личностные) | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Орг.момент | Прослушивание вводного стихотворения. Фронтальная форма. Словесный метод-чтение стихотворения. Организационный прием– самоконтроль. | - В мире много интересного Нам порой неизвестного. Миру знаний нет предела – Так скорей, друзья, за дело! _ Что должно быть на парте? Проверьте свою готовность к уроку. - Садитесь, пожалуйста! | Слушают, проверяют свою готовность (дневник, учебник, пенал), садятся. | Регулятивные: Самостоятельно проверять готовность к уроку. Коммуникативные: умение слышать других. | Личностные: положительное отношение к обучению. | ||
Мотивация к учебной деятельности | Чтение и обсуждение эпиграфа. Фронтально-индивидуальная форма. Практический метод – чтение, рассуждение. Художественный прием – использование эпиграфа. | - Прочитайте эпиграф к уроку. - Как вы понимаете эти слова? Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Энштейн | Читают про себя, затем один учащийся вслух. Высказывают свое отношение к прочитанному эпиграфу. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме. Коммуникативные: умение выразить в устной форме свое отношение к прочитанному. Познавательные: осознанное чтение. | Предметные: осмысленно читать; Личностные: умение выразит свое отношение к прочитанному. | ||
Формулирование темы, цели, задач | Беседа, формулирование темы, задач урока. Фронтальная форма. Словесный метод – беседа. Логический прием – анализ данных на доске с целью постановки цели и задач урока. | - Почему я взяла к уроку именно такой эпиграф? - Какое название дали бы вы уроку с таким эпиграфом? - Какое произведе-ние мы будем изучать (название, автор)? - Посмотрите на доску. - Сформулируйте цели и задачи урока. | - Подходит к произведению, которое читали дома. - Чудесное рядом, кругом чудеса, близкое чудо и т.д. - Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится» - Узнать, что такое метафора, составить план произведения, подобрать пословицы | Регулятивные: определять тему урока, учиться высказывать свое предположение; формулировать цель и задачи; Познавательные: умение находить нужную информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, оформление своей мысли в устное высказывание. | Предметные: соотносить название произведения с автором. Личностные: положительное отношение к чтению. | ||
Актуализация знаний | |||||||
Сообщение о В.Ю.Драгунском | Слушание сообщения, сообщение по заготовленной заранее теме, задавание вопросов. Индивидуальная форма. Словесный метод – сообщение о писателе. Наглядный прием – использование презентации, портрета. | - Послушаем сообщение об авторе произведения. - Есть ли у Вас вопросы по сообщению? - Можете ли дополнить сообщение своими фактами о Драгунском? - Оцени свое выступление. - В этом году, дети, Виктору Юзефовичу исполнилось бы 105 лет. Сейчас идет юбилейный год рождения этого потрясающего писателя. | Слушают выступающего, задают вопросы, дополняют рассказ (по возможности). По окончании выступления и ответа на вопросы выступающий школьник сам себя оценивает с опорой на вопросы: Что я должен был сделать? Все ли удалось реализовать? Почему не справился, если не все получилось? | Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; выполнять учебные действия. Познавательные: находить нужную информацию. Коммуникативные: Задавать вопросы и отвечать на них. Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха | Предметные: Готовить сообщение по заданной теме; отвечать на вопросы; Личностные: интерес к чтению; формирование адекватной самооценки. | ||
Проверка первичного восприятия произведения | Беседа по прочитанному. Фронтальная форма. Словесный метод – беседа о прочитанном. Организационный прием– ответ на вопрос с места. | - Кто главный герой произведения? - Где и когда происходит действие рассказа? - Почему герой вечером один сидел в песочнице? - Кто такой Мишка? - Что произошло между Дениской и Мишкой? - На что обменял самосвал Дениска? - Как объяснил он свой поступок маме? - Что эти слова говорят о характере Дениски? | - Дениска Кораблев, мальчик лет 6-7. - Дениска сидит во дворе в песочнице летним вечером. - Мальчик ждал маму с работы. Другие мамы уже пришли и увели домой детей. - Мишка – друг главного героя. - Обменялись. - На светлячка. - Светлячок живой и светится. - Любит живое, природу. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме. Познавательные: сравнивать героев; устанавливать связи между поступками героев произведений; находить нужную информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений. | Предметные: осмысленно читать; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста; размышлять о поступках героев. Личностные: умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа. | ||
Первичное закрепление (работа с деформированным планом) | Исправление деформированного плана. Парная форма. Практический метод – упражнение. Организационный прием – работа в парах. Технический прием – работа в карточках. | - Посмотрите на план на доске и на листочках. Какое задание надо выполнить? Приступайте. Одна пара работает у доски. - Проверим. - Поставьте на листочке общую оценку за совместную работу. - Поднимите руку те пары, которые оценили свою работу на отлично и хорошо. Кто не справился? Почему? | - Надо переставить пункты плана таким образом, чтобы он стал соответствовать произведению. По окончании работы пара подает условный сигнал учителю. Проверяют план пары, которая работала у доски, и сверяют с ним свою работу. Оценивают работу совместно с опорой на вопросы: Что надо было сделать? Справились ли с заданием? Каков вклад каждого в парную работу? Сумели ли работать сообща? Если не справились с работой, то почему? | Регулятивные: соотносить результат своих действий с образцом. Познавательные: выделять события, видеть их последовательность в произведении; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками в ходе парной деятельности. Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха | Предметные: умение составлять план произведения. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
Новая тема | |||||||
Анализ произведения | Беседа, сопровождающаяся поиском и чтением отрывков из произведения. Фронтальная и индивидуальная формы. Методы: словесный – беседа, и работа с книгой – чтение, цитирование, поиск отрывка. Технический прием – использование книги. Логический прием – доказательство, формулирование вывода. | - От чьего имени ведётся повествование? Докажи. - Какое настроение было у Дениски до обмена? Докажи (отрывком из текста). - Какая игрушка заинтересовала Мишку? Почему самосвал вызвал интерес у Мишки? - Как относиться к самосвалу Дениска? Чем он ему дорог? - Прочитайте диалог Мишки и Дениски по ролям без авторских слов. Какие чувства испытывает Мишка, а Дениска? - Удалось ли читающим передать эмоции героев? - Как изменилось настроение Дениски после обмена? Докажи (отрывком из текста). - Можно ли сказать, что между Дениской и его мамой взаимопонимание? - Что хотел сказать нам автор, когда писал этот рассказ? | - Рассказ ведется от лица Дениски. Описаны чувства Дениски. Используются детская лексика: лопнутый, нет сложных слов и предложений. - Скучно, грустно. Зачитывают отрывки из текста. - Самосвал. Сам набирает песок, Ручку можно вертеть и т.д. Редкая дорогая игрушка. - Для Дениски самосвал важен как папин подарок, но играть с ним скучно. - Мишка заинтересован, он хочет получить самосвал. Дениске скучно, он ждет маму, ему торг до появления червячка не интересен и даже немного раздражает. Читают по ролям. Оценивают, удалось ли читающим передать эмоции героев. - Забыл про все на свете, не мог ровно дышать и т.д. Зачитывают отрывки текста. - Мама не отругала за такой неравноценный обмен, а только спросила, почему Дениска так поступил, выслушала и поняла. - О том, что ценность предметов не в их стоимость, что чудеса рядом, в мелочах. | Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Познавательные: сравнивать произведения и героев; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить нужную информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности. | Предметные: осмысленно читать; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста; размышлять о поступках героев. Личностные: умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа; умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа. | ||
Составление метафор | Поиск нужного отрывка, его выразительное чтение, слушание инструкции учителя по составлению метафор, поиск и составление метафор. Индивидуальная форма. Практический метод – упражнение в придумывании метафор. Логический прием – анализ, сравнение, вывод. Организационный прием – самостоятельная работа. | - Найдите в тексте отрывок, в котором Дениска увидел светлячка впервые. Прочитайте выразительно. - Как автор называет светлячка? Зачем? - Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака называется метафорой. - Чтобы самому придумать метафору надо задуматься: на что похож предмет? А чем отличается? - Попробуем придумать метафору, например, про ёжика: на что похож? А чем отличается? Сформируем метафору. - Придумайте самостоятельно новую метафору про светлячка. -Какие метафоры получились? | Читает 1 учащийся, остальные следят. - Маленький светло-зеленый светлячок, крошечная звездочка. Так автор более точно передает эмоции мальчика. - Слушают объяснение учителя. - На игольницу, но живой – живая игольница. На клубок ниток, но колючий – колючий клубок. На елку, но серый и круглый – серая круглая елка и т.д. - Придумывают. Озвучивают.
| Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Познавательные: сравнивать произведения и героев; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить нужную информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности. Личностные: наличие мотивации к творческому труду. | Предметные: осмысленно читать; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста; размышлять о поступках героев. Личностные: умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа; умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа. | ||
Закрепление | Чтение и объяснение пословиц, выбор пословиц, отражающих идею произведения. Парная форма. Практический метод - чтение. Логический прием – поиск соответствия. | - Прочитайте в паре пословицы друг другу по цепочке, затем из списка пословиц выберите те, которые выражают идею произведения. - Прочитайте выбранную пословицу и объясни ее значение. | Читают друг другу пословицы, обсуждают, выбирают подходящие. Читают, объясняют свой выбор. | Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные: Понимать значения пословиц, соотносить их с идеей произведения. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками в ходе парной деятельности. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Предметные: осмысленно читать. Личностные: умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа; бережно относиться ко всему живому; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа. | ||
Обобщение (Оформление буклета группой) | Оформление полученной на уроке информации в буклет. Групповая форма. Творческий метод – оформление буклета. Технический прием – использование подручных материалов. | - Мы выполнили анализ произведения, и теперь я хочу, чтобы вы представили себя менеджерами, которым надо продать книгу Драгунского «Он живой и светиться». Для этих целей используют рекламки или буклеты. Учитель напоминает, как можно оформить буклет, где написать название книги, где перечислить авторов буклета. Предлагает на страницах буклета нарисовать героев, написать пословицы, план и/или метафоры, факты биографии писателя, свое отношение к произведению и т.д. | Выполняют буклет, по окончании работы демонстрируют его одноклассникам с краткими комментариями (предполагается, что эта работа не является для учащихся новой). | Регулятивные: Осуществлять свои действия в соответствии с инструкцией. Познавательные: Умение обобщать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, оформлять ее в виде буклета. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой деятельности, умение слушать и понимать других. формирование учебной мотивации. Личностные: наличие мотивации к творческому труду. | Предметные: Осмысленное чтение. Личностные: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | ||
Итоги урока | Анализ достижения поставленных задач. Фронтальная форма. Словесный метод – беседа. Логический прием – сравнение. | - Какие задачи ставили перед собой? - Какие решили? Чего не сделали? Почему? | Перечисляют поставленные в начале урока задачи. Анализируют их выполнение, причины не выполнения. | Регулятивные: соотносить результаты работы поставленной целью. Коммуникативные: уметь слышать других, выражать свое мнение в устной форме. | |||
Рефлексия | Рефлексия эмоционального состояния. Индивидуальная форма. Словесный метод – объяснение. Наглядный прием – использование вазы и цветов. | - Дети – это цветы жизни, а цветы – это тоже маленькое чудо, поэтому сейчас составляем «Букет настроения». Я раздам вам бумажные цветы: красные и голубые. - Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе на доске красный цветок, если не понравилось, - голубой. | Выполняют рефлексия настроения. | Регулятивные: Умение самооценки и самоконтроля. Коммуникативные: Умение слышать инструкцию. | |||
Домашнее задание | Слушание инструкции к домашнему заданию. | - Составьте про какой-нибудь обычный предмет метафору, а на следующем уроке мы попробуем по метафоре догадаться, что вы загадали. | Коммуникативные: Слышать речь других. |