12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский

Конспект урока 

по литературному чтению в 3 классе

«Он живой и светится…» В.Ю. Драгунский
Россиева Антонина Владимировна, учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

Тема урока для учителя: «Он живой и светится…» В.Ю. Драгунский

Тема для учащихся (примерная): Чудесное рядом (формулируют под руководством учителя на соответствующем этапе урока)

Тип урока: урок открытия нового знания

Класс: 3

Домашнее задание: для всего класс - прочитать рассказ В.Ю.Драгунского «Он живой и светится», индивидуальное для 1 ученика сообщение о В.Ю.Драгунском на 2 минуты.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.

Метапредметные:

Регулятивные:

соотносить свои действия с поставленной целью;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные:

сравнивать произведения и героев;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 находить нужную информацию.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; 

сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности.

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха/неуспеха;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях.

Предметные:

осмысленно читать;

отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения;

подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста;

размышлять о поступках героев.

Дидактические средства: учебник, карточки с пословицами и карточки с деформированным планом (в приложении), оформленная доска.

Оборудование: бумага для буклетов, маркеры, фломастеры, карандаши, клей, картинки, наклейки, цветы красного и синего цветов по количеству учащихся.

Наглядность (по желанию может быть оформлена в виде презентации): портрет В.Ю.Драгунского, большие карточки со словами: метафора, на что похож? Чем отличается? деформированный план (каждый пункт плана на отдельном листе), ваза.

Примечание: не стоит вести урок по данному конспекту, если дети никогда раньше не делали буклета.

Эскиз доски:

Обратная сторона откидной доски

Схема буклета

Метафора:

На что похож?

Чем отличается?

Виктор Юзефович Драгунский

Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.

Альберт Энштейн

План на листочках

Мишка

Торги

Разговор с мамой

Забыл про всех

Скучно

Обратная сторона откидной доски

Повторенье- мать ученья.

Делу - время, потехе - час.

Мал золотник, да дорог.

Каких только чудес не бывает на свете.

От удивления онемел.

Что тому дивиться, что земля вертится.

Технологическая карта:

Этап урока

Виды работ, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Метапредметные результаты

Планируемые результаты (предметные, личностные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент

Прослушивание вводного стихотворения.

Фронтальная форма.

Словесный метод-чтение стихотворения. Организационный прием– самоконтроль.

- В мире много интересного

Нам порой неизвестного.

Миру знаний нет предела –

Так скорей, друзья, за дело!

_ Что должно быть на парте? Проверьте свою готовность к уроку.

- Садитесь, пожалуйста!

Слушают, проверяют свою готовность (дневник, учебник, пенал), садятся.

Регулятивные:

Самостоятельно проверять готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слышать других.

Личностные: положительное отношение к обучению.

Мотивация к учебной деятельности

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Фронтально-индивидуальная форма. Практический метод – чтение, рассуждение. Художественный прием – использование эпиграфа.

- Прочитайте эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете эти слова? Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса.

Альберт Энштейн

Читают про себя, затем один учащийся вслух. Высказывают свое отношение к прочитанному эпиграфу.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме.

Коммуникативные: умение выразить в устной форме свое отношение к прочитанному.

Познавательные: осознанное чтение.

Предметные:

осмысленно читать;

Личностные:

умение выразит свое отношение к прочитанному.

Формулирование темы, цели, задач

Беседа, формулирование темы, задач урока.

Фронтальная форма.

Словесный метод – беседа. Логический прием – анализ данных на доске с целью постановки цели и задач урока.

- Почему я взяла к уроку именно такой эпиграф?

- Какое название дали бы вы уроку с таким эпиграфом?

- Какое произведе-ние мы будем изучать (название, автор)? - Посмотрите на доску.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

- Подходит к произведению, которое читали дома.

- Чудесное рядом, кругом чудеса, близкое чудо и т.д.

- Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»

- Узнать, что такое метафора, составить план произведения, подобрать пословицы

Регулятивные:

определять тему урока, учиться высказывать свое предположение;

формулировать цель и задачи;

Познавательные:

 умение находить нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, оформление своей мысли в устное высказывание.

Предметные:

соотносить название произведения с автором.

Личностные:

положительное отношение к чтению.

Актуализация знаний

         

Сообщение о В.Ю.Драгунском

Слушание сообщения, сообщение по заготовленной заранее теме, задавание вопросов. Индивидуальная форма. Словесный метод – сообщение о писателе. Наглядный прием – использование презентации, портрета.

- Послушаем сообщение об авторе произведения.

- Есть ли у Вас вопросы по сообщению?

- Можете ли дополнить сообщение своими фактами о Драгунском?

- Оцени свое выступление.

- В этом году, дети, Виктору Юзефовичу исполнилось бы 105 лет. Сейчас идет юбилейный год рождения этого потрясающего писателя.

Слушают выступающего, задают вопросы, дополняют рассказ (по возможности).

По окончании выступления и ответа на вопросы выступающий школьник сам себя оценивает с опорой на вопросы: Что я должен был сделать? Все ли удалось реализовать? Почему не справился, если не все получилось?

Регулятивные:

соотносить свои действия с поставленной целью;

выполнять учебные действия.

Познавательные:

находить нужную информацию.

Коммуникативные:

Задавать вопросы и отвечать на них.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха

Предметные:

Готовить сообщение по заданной теме; отвечать на вопросы;

Личностные:

интерес к чтению;

формирование адекватной самооценки.

Проверка первичного восприятия произведения

Беседа по прочитанному. Фронтальная форма. Словесный метод – беседа о прочитанном. Организационный прием– ответ на вопрос с места.

- Кто главный герой произведения?

- Где и когда происходит действие рассказа?

- Почему герой вечером один сидел в песочнице?

- Кто такой Мишка?

- Что произошло между Дениской и Мишкой?

- На что обменял самосвал Дениска?

- Как объяснил он свой поступок маме?

- Что эти слова говорят о характере Дениски?

- Дениска Кораблев, мальчик лет 6-7.

- Дениска сидит во дворе в песочнице летним вечером.

- Мальчик ждал маму с работы. Другие мамы уже пришли и увели домой детей.

- Мишка – друг главного героя.

- Обменялись.

- На светлячка.

- Светлячок живой и светится.

- Любит живое, природу.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной форме.

Познавательные:

сравнивать героев;

устанавливать связи между поступками героев произведений;

 находить нужную информацию.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений.

Предметные:

осмысленно читать;

отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения;

подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста;

размышлять о поступках героев.

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.

Первичное закрепление (работа с деформированным планом)

Исправление деформированного плана.

Парная форма.

Практический метод – упражнение.

Организационный прием – работа в парах. Технический прием – работа в карточках.

- Посмотрите на план на доске и на листочках. Какое задание надо выполнить? Приступайте. Одна пара работает у доски.

- Проверим.

- Поставьте на листочке общую оценку за совместную работу.

- Поднимите руку те пары, которые оценили свою работу на отлично и хорошо. Кто не справился? Почему?

- Надо переставить пункты плана таким образом, чтобы он стал соответствовать произведению.

По окончании работы пара подает условный сигнал учителю.

Проверяют план пары, которая работала у доски, и сверяют с ним свою работу.

Оценивают работу совместно с опорой на вопросы: Что надо было сделать? Справились ли с заданием? Каков вклад каждого в парную работу? Сумели ли работать сообща? Если не справились с работой, то почему?

Регулятивные:

соотносить результат своих действий с образцом.

Познавательные:

выделять события, видеть их последовательность в произведении;

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками в ходе парной деятельности.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха

Предметные:

умение составлять план произведения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях

Новая тема

         

Анализ произведения

Беседа, сопровождающаяся поиском и чтением отрывков из произведения. Фронтальная и индивидуальная формы. Методы: словесный – беседа, и работа с книгой – чтение, цитирование, поиск отрывка.

Технический прием – использование книги. Логический прием – доказательство, формулирование вывода.

- От чьего имени ведётся повествование? Докажи.

- Какое настроение было у Дениски до обмена? Докажи (отрывком из текста).

- Какая игрушка заинтересовала Мишку? Почему самосвал вызвал интерес у Мишки?

- Как относиться к самосвалу Дениска? Чем он ему дорог?

- Прочитайте диалог Мишки и Дениски по ролям без авторских слов. Какие чувства испытывает Мишка, а Дениска?

- Удалось ли читающим передать эмоции героев?

- Как изменилось настроение Дениски после обмена? Докажи (отрывком из текста).

- Можно ли сказать, что между Дениской и его мамой взаимопонимание?

- Что хотел сказать нам автор, когда писал этот рассказ?

- Рассказ ведется от лица Дениски. Описаны чувства Дениски. Используются детская лексика: лопнутый, нет сложных слов и предложений.

- Скучно, грустно. Зачитывают отрывки из текста.

- Самосвал. Сам набирает песок, Ручку можно вертеть и т.д. Редкая дорогая игрушка.

- Для Дениски самосвал важен как папин подарок, но играть с ним скучно.

- Мишка заинтересован, он хочет получить самосвал. Дениске скучно, он ждет маму, ему торг до появления червячка не интересен и даже немного раздражает.

Читают по ролям. Оценивают, удалось ли читающим передать эмоции героев.

- Забыл про все на свете, не мог ровно дышать и т.д. Зачитывают отрывки текста.

- Мама не отругала за такой неравноценный обмен, а только спросила, почему Дениска так поступил, выслушала и поняла.

- О том, что ценность предметов не в их стоимость, что чудеса рядом, в мелочах.

Регулятивные:

соотносить свои действия с поставленной целью;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные:

сравнивать произведения и героев;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 находить нужную информацию.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; 

сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности.

Предметные:

осмысленно читать;

отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения;

подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста;

размышлять о поступках героев.

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.

Составление метафор

Поиск нужного отрывка, его выразительное чтение, слушание инструкции учителя по составлению метафор, поиск и составление метафор.

Индивидуальная форма. Практический метод – упражнение в придумывании метафор. Логический прием – анализ, сравнение, вывод. Организационный прием – самостоятельная работа.

- Найдите в тексте отрывок, в котором Дениска увидел светлячка впервые. Прочитайте выразительно.

- Как автор называет светлячка? Зачем?

- Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака называется метафорой.

- Чтобы самому придумать метафору надо задуматься: на что похож предмет? А чем отличается?

- Попробуем придумать метафору, например, про ёжика: на что похож? А чем отличается? Сформируем метафору.

- Придумайте самостоятельно новую метафору про светлячка.

-Какие метафоры получились?

Читает 1 учащийся, остальные следят.

- Маленький светло-зеленый светлячок, крошечная звездочка.

Так автор более точно передает эмоции мальчика.

- Слушают объяснение учителя.

- На игольницу, но живой – живая игольница. На клубок ниток, но колючий – колючий клубок. На елку, но серый и круглый – серая круглая елка и т.д.

- Придумывают. Озвучивают.

 

Регулятивные:

соотносить свои действия с поставленной целью;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные:

сравнивать произведения и героев;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 находить нужную информацию.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; 

сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой, парной деятельности.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду.

Предметные:

осмысленно читать;

отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения;

подтверждать свой ответ на вопрос отрывком из текста;

размышлять о поступках героев.

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.

Закрепление

Чтение и объяснение пословиц, выбор пословиц, отражающих идею произведения. Парная форма. Практический метод - чтение. Логический прием – поиск соответствия.

- Прочитайте в паре пословицы друг другу по цепочке, затем из списка пословиц выберите те, которые выражают идею произведения.

- Прочитайте выбранную пословицу и объясни ее значение.

Читают друг другу пословицы, обсуждают, выбирают подходящие.

Читают, объясняют свой выбор.

Регулятивные:

соотносить свои действия с поставленной целью.

Познавательные:

Понимать значения пословиц, соотносить их с идеей произведения.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками в ходе парной деятельности.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверст­никами.

Предметные:

осмысленно читать.

Личностные:

умение осознавать и определять эмоции персонажей рассказа;

бережно относиться ко всему живому;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев рассказа.

Обобщение (Оформление буклета группой)

Оформление полученной на уроке информации в буклет. Групповая форма. Творческий метод – оформление буклета. Технический прием – использование подручных материалов.

- Мы выполнили анализ произведения, и теперь я хочу, чтобы вы представили себя менеджерами, которым надо продать книгу Драгунского «Он живой и светиться». Для этих целей используют рекламки или буклеты.

Учитель напоминает, как можно оформить буклет, где написать название книги, где перечислить авторов буклета. Предлагает на страницах буклета нарисовать героев, написать пословицы, план и/или метафоры, факты биографии писателя, свое отношение к произведению и т.д.

Выполняют буклет, по окончании работы демонстрируют его одноклассникам с краткими комментариями (предполагается, что эта работа не является для учащихся новой).

Регулятивные:

Осуществлять свои действия в соответствии с инструкцией.

Познавательные:

Умение обобщать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, оформлять ее в виде буклета.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками в ходе групповой деятельности, умение слушать и понимать других.

формирование учебной мотивации.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду.

Предметные:

Осмысленное чтение.

Личностные:

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Итоги урока

Анализ достижения поставленных задач. Фронтальная форма. Словесный метод – беседа. Логический прием – сравнение.

- Какие задачи ставили перед собой?

- Какие решили? Чего не сделали? Почему?

Перечисляют поставленные в начале урока задачи. Анализируют их выполнение, причины не выполнения.

Регулятивные:

соотносить результаты работы поставленной целью.

Коммуникативные:

уметь слышать других, выражать свое мнение в устной форме.

 

Рефлексия

Рефлексия эмоционального состояния. Индивидуальная форма. Словесный метод – объяснение. Наглядный прием – использование вазы и цветов.

 - Дети – это цветы жизни, а цветы – это тоже маленькое чудо, поэтому сейчас составляем  «Букет настроения». Я раздам вам бумажные цветы: красные и голубые.

- Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе на доске красный цветок, если не понравилось, - голубой.

Выполняют рефлексия настроения.

Регулятивные:

Умение самооценки и самоконтроля.

Коммуникативные:

Умение слышать инструкцию.

 

Домашнее задание

Слушание инструкции к домашнему заданию.

- Составьте про какой-нибудь обычный предмет метафору, а на следующем уроке мы попробуем по метафоре догадаться, что вы загадали.

 

Коммуникативные:

Слышать речь других.

 


конспект
DOCX / 161.43 Кб

приложение
DOCX / 13.95 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.