12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габдрахманова Татьяна Васильевна86
sites.google.com/site/gabdrakhmanova5
Россия, Коми респ., Усинск
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»

Игра по химии для учащихся 9-ых классов «Эрудиты»

Просто знать – еще не все,

знания нужно использовать”
И.В. Гете

Цель: закрепить знания, полученные на уроках химии, заинтересовать учащихся предметом, развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Задачи мероприятия:

  • Расширить кругозор, мотивировать учащихся на успех и индивидуальное и коллективное творчество.
  • Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
  • Формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, обще интеллектуальный характер.
  • Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету – к химии.
  • Развитие фантазии, творческих способностей, внимания, памяти, речи, мышления. сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и стимулирование интереса к изучению химии


Оборудованиетаблица растворимости, периодическая таблица Д.И.Менделеева, наборы реактивов и пробирок, для проведения экспериментальной задачи.

Ход игры

В игре принимают участие учащиеся девятых классов.  Игра проводится на базе кабинета химии средней школы №5 г. Усинска. В игре принимают участие четыре команды по четыре человека. Игра состоит из пяти туров. В состав жюри входят учащиеся старших классов.

I. Организационный момент. Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры.

 II. Проведение конкурсов.



1 ТУР.  «Проверь себя» (6минут).


За правильный ответ один балл и плюс 4 балла, кто первый сдал ответы; 3 балла - вторая команда; 2 балла – третья команда и 1 балл – четвертая команда

Задание.

Перед вами шесть металлов: 1 – Аu, 2 – Сu, 3 – Al, 4 – Ag, 5 – Fe, 6 – Sn. Утверждения:

1) Этот металл считается самым пластичным.

2) Этот металл считается самым электропроводным.

3) Этот металл встречается не только на Земле, но и в космосе, его обнаруживали в падающих метеоритах.

4) Этот металл называют «крылатым».

5) Этот металл называют самым главным металлом.

6) Ионы этого металла обладают бактерицидными свойствами.

7) Этот металл при охлаждении способен превращаться в порошок.


2 ТУР «Образные выражения» (3 минуты).

Задание:

для 2 команд – составить как можно больше образных выражений со словом «золото»;

для 2 команд – составить как можно больше образных выражений со словом «железо».


3 ТУР «Химический хоккей»

Каждая команда делится на «защитников» и «нападающих».

Защитники на 2 минуты покидают класс. За это время нападающие придумывают и записывают на листочке свой вопрос по синтезу сложных веществ: например: как из оксида калия получить гидроксид калия? Защитники, заходя в класс, каждая команда вытаскивает один вопрос и на него отвечает, записывая уравнение реакции на доске.  (К2O + H2O = 2КOH).

 Оценку вопросов и ответов производит жюри, начисляя за каждый правильный ответ один балл.

4 ТУР «Четвертый – лишний»


       Одно из данных слов не соответствует 3 остальным по каким-нибудь параметрам или свойствам. Указать номер, под которым оно записано.

4.1. Все вещества – аллотропные видоизменения углерода.

                 1. Алмаз.      2. Графит.       3. Озон.       4. Карбин.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.2. Все элементы – галогены

                 1. Бром. 2. Сера. 3. Иод. 4. Астат.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.
4.3. Все элементы образуют амфотерные соединения.

            1. Натрий. 2. Бериллий. 3. Цинк. 4. Алюминий.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.4. Все элементы получили названия от названий планет.

              1. Уран.     2. Нептуний.      3. Самарий.     4. Плутоний.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.5. Все металлы – щелочноземельные.

              1. Кальций.     2. Калий.      3. Барий.         4. Стронций.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.


5 ТУР "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ" (10 мин)

(техника безопасности при работе с реактивами)


      В четырех пронумерованных пробирках находятся карбонат натрия, силикат калия, сульфат алюминия и нитрат кальция. Используя минимальное количество реактивов распознать вещества. Составить сокращенные ионные уравнения.

   При использовании двух веществ – 3 балла, три реактива – 2 балла, четыре реактива – 1 балл. За каждую правильно определенную пробирку по 1 баллу. За правильно написанное сокращенное ионное уравнение по 1 баллу.

III. Подведение итогов и награждение.


Ответы:

1 тур "Проверь себя"

Задание.

Перед вами шесть металлов: 1 – Аu, 2 – Сu, 3 – Al, 4 – Ag, 5 – Fe, 6 – Sn . Утверждения:

1) Этот металл считается самым пластичным. Аu,

2) Этот металл считается самым электропроводным. Ag

3) Этот металл встречается не только на Земле, но и в космосе, его обнаруживали в падающих метеоритах. Fe,

4) Этот металл называют «крылатым». Al

5) Этот металл называют самым главным металлом. Fe,

6) Ионы этого металла обладают бактерицидными свойствами. Ag

7) Этот металл при охлаждении способен превращаться в порошок. Sn


Ответы: 1) №1,     2) № 4,        3) № 5,      4) № 3,      5) № 5,         6) № 4,          7) № 6.

2 ТУР «Образные выражения» (5 минут).

Задание:

для 2 команд – составить как можно больше образных выражений со словом «золото»;

для 2 команд – составить как можно больше образных выражений со словом «железо».

За каждое выражение 1 балл

Возможные варианты ответов:

Золотое сердце, золотые руки, золотая осень, золотая лихорадка, золотое дно, золотая жила, золотая свадьба, золотой фонд, золото волос, золотой закат, чёрное золото, белое золото, золотые горы.

Железные мускулы, железная воля, железная логика, железная дисциплина, железный занавес, железная выдержка, железные доводы, железное алиби.

3 ТУР «Химический хоккей»

Каждая команда делится на «защитников» и «нападающих».

Защитники на 2 минуты покидают класс. за это время нападающие придумывают и записывают на листочке свой вопрос по синтезу сложных веществ: например: как из оксида калия получить гидроксид калия? защитники, заходя в класс, каждая команда вытаскивает один вопрос и на него отвечает, записывая уравнение реакции на доске.

 «Защитники», вернувшись в класс, отражают нападение, отвечая на вопрос и записывая на доске уравнение реакции. (К2O + H2O = 2КOH).

 Оценку вопросов и ответов производит жюри, начисляя за каждый правильный ответ один балл.

4 ТУР–"Четвертый – лишний"


Одно из данных слов не соответствует 3 остальным по каким-нибудь параметрам или свойствам. Указать номер, под которым оно записано.

4.1. Все вещества – аллотропные видоизменения углерода.

             1. Алмаз. 2. Графит. 3. Озон. 4. Карбин.

Лишнее слово – ОЗОН, так как алмаз, графит, карбин – аллотропные видоизменения углерода, а озон – аллотропное видоизменение кислорода.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.2. Все элементы – галогены

                    1. Бром. 2. Сера. 3. Иод. 4. Астат.

Лишнее название – СЕРА, так как бром, иод, астат – это галогены, а сера относится к халькогенам.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.
4.3. Все элементы – амфотерные.

                   1. Натрий. 2. Бериллий. 3. Цинк. 4. Алюминий.

Лишнее название – НАТРИЙ, так как бериллий, цинк и алюминий – это амфотерные элементы, а натрий – типичный металл.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.4. Все элементы получили названия от названий планет.

                  1. Уран. 2. Нептуний. 3. Самарий. 4. Плутоний.

Лишнее название – САМАРИЙ, так как названия элементы уран, нептуний и плутоний получили от названия планет, а самарий – от названия – от названия минерала самарскита, открытого русским горным инженером В.Е.Самарским.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.

4.5. Все металлы – щелочноземельные.

                  1. Кальций. 2. Калий. 3. Барий. 4. Стронций.

Лишний элемент – КАЛИЙ, так как кальций, барий и стронций – это щелочноземельные металлы главной подгруппы 2 группы, а калий – щелочной металл главной подгруппы 1 группы.

* Дополнительный балл выдается тому, кто даст это объяснение.


5 ТУР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (10 мин)


В четырех пронумерованных пробирках находятся карбонат натрия, силикат калия, сульфат алюминия и нитрат кальция. используя минимальное количество реактивов распознать вещества. Составить сокращенные ионные уравнения.



Формулы

веществ

Реактивы

Номер

пробирки





Силикат калия







Карбонат натрия







Сульфат алюминия







Нитрат кальция







Уравнения реакций (зависят от выбранных реактивов)



III. Подведение итогов и награждение.



1 КОМАНДА

2 КОМАНДА

3 КОМАНДА

4 КОМАНДА

1 тур

"Проверь себя"





2 ТУР «Образные выражения»





промежуточный результат





3 ТУР «Химический хоккей»





4 ТУР

"Четвертый – лишний"





промежуточный результат





5 ТУР "Экспериментальный"





итого







Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.