Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса
«Практикум по математике».
10класс
Базовый уровень.
Учителя математики I квалификационной категории
Потехина Ольга Михайловна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся старших классов (10кл) информационно-технологического профиля общеобразовательной школы, имеющих базовую подготовку по математике и рассчитана на 34 часа.
Программа разработана на основе:
- закона РФ «Об Образовании»,
- государственного образовательного стандарта,
- государственной программы по математике для 5 – 11 классов,
содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики (авт. Г.М.Кузнецова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Дрофа, 2009г.
Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания учащихся по темам «Тождественные преобразования выражений», «Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем», «Применение производной». В программе более широко рассматриваются вопросы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания, а также решаются иррациональные, тригонометрические неравенства, которые в основном курсе идут в ознакомительном плане. Больше внимания уделяется решению задач с использованием свойств функций с привлечением аппарата математического анализа.
Элективный курс по теме "Практикум по математике» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ЕГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты, семинаров и практикумов по решению задач, а так же используется такой метод обучения, как метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Текущий контроль знаний осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты проектов и выполнения тестовой работы.
Цели :
- совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний
- расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профессионального образования
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
- формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами,
- формирование поисково-исследовательского метода, аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
- осуществление работы с дополнительной литературой,
- акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
Содержание тем учебного курса:
1. Решение уравнений, неравенств и их систем ( 11 часов)
Замена переменных, условные равенства. Решение уравнений высших степеней. Схема Горнера. Теорема Безу. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решение иррациональных уравнений. Симметрические и возвратные уравнения.
2. Преобразование алгебраических выражений( 8 часов)
Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.
3. Решение логарифмических и показательных уравнений, неравенств
(5 часов).
Показательная функция. Условия существования решений показательных уравнений. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль). Логарифмическая функция. Условия существования решений логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль).
4. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем и их систем (5 часов).
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.
Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов.
5. Задания с параметрами ( 3 часов)
Решение уравнений , неравенств ,содержащих параметр. Графические интерпретации. Решение систем уравнений и неравенств,содержащих параметр.
6. Итоговое занятие( 2 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела , |
Количество часов 0) |
Из них (количество часов) |
|||
главы программы по курсу |
Лабораторные работы |
Практические работы |
Экскурсия |
Проверочные работы |
||
1 |
Решение уравнений, неравенств и их систем . |
11 часов |
тест |
|||
2 |
Преобразование алгебраических выражений. |
8 часов |
тест |
|||
3 |
Решение логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем. |
5 часов |
тест |
|||
4 |
Решение тригонометрических уравнений, неравенств. |
5 часа |
тест |
|||
5 |
Задания с параметрами |
3часа |
|
|||
6 |
Итоговое занятие |
2 часа |
тест |
|||
ВСЕГО: |
34 часа |
5 |
Поурочное планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Дата |
Примечание |
|||||||
по плану |
по факту |
|||||||||||
1.Решение уравнений, неравенств и их систем. |
||||||||||||
1 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модули. |
лекция |
Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модули |
07.09 |
||||||||
2 |
практика |
14.09 |
||||||||||
3 |
практика |
21.09 |
||||||||||
4 |
1.2 Решение уравнений, неравенств и их систем повышенной сложности. |
практика |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности |
28.09 |
||||||||
5 |
практика |
05.10 |
||||||||||
6 |
тест |
12.10 |
||||||||||
7 |
Решение иррациональных уравнений. |
лекция |
Уметь решать иррациональные уравнения, неравенства повышенной сложности |
19.10 |
||||||||
8 |
практика |
26.10 |
||||||||||
9 |
практика |
09.11 |
||||||||||
10 |
практика |
16.11 |
||||||||||
11 |
тест |
23.11 |
||||||||||
2. Преобразование алгебраических выражений |
||||||||||||
12 |
Преобразование сложных выражений, содержащих радикалы. |
практика |
Уметь выполнять преобразование сложных выражений, содержащих радикалы |
30.11 |
||||||||
13 |
практика |
07.12 |
||||||||||
14 |
практика |
14.12 |
||||||||||
15 |
2.2 Преобразование выражений, степени с рациональным показателем. |
практика |
Уметь выполнять преобразование сложных выражений, степени с рациональным показателем |
21.12 |
||||||||
16 |
практика |
11.01 |
||||||||||
17 |
практика |
18.01 |
||||||||||
18 |
Преобразование тригонометрических выражений |
практика |
Уметь выполнять преобразование сложных тригонометрических выражений |
25.01 |
||||||||
19 |
тест |
01.02 |
||||||||||
3. Решение логарифмических и показательных уравнений, неравенств |
||||||||||||
20 |
Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль) |
лекции |
Уметь решать тригонометрические уравнения, неравенства и их системы (содержащие модуль). |
08.02 |
||||||||
21 |
практика |
15.02 |
||||||||||
22 |
практика |
22.02 |
||||||||||
23 |
Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль) |
практика |
Уметь решать более сложные тригонометрические уравнения и их системы, с применением комбинированных и нестандартных методов |
01.03 |
||||||||
24 |
тест |
15.03 |
||||||||||
4. Решение тригонометрических уравнений, неравенств. |
||||||||||||
25 |
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (содержащих модуль). |
практика |
Уметь решать показательные уравнения и неравенства (содержащие модуль) |
22.03 |
||||||||
26 |
практика |
05.04 |
||||||||||
27 |
Решение более сложных тригонометрических уравнений, с применением комбинированных и нестандартных методов |
лекции |
Уметь решать показательные уравнения и неравенства (содержащие модуль) |
12.04 |
||||||||
28 |
практика |
19.04 |
||||||||||
29 |
тест |
26.04 |
||||||||||
30 |
Задания с параметрами |
лекции |
Уметь решать задания с параметрами |
03.05 |
||||||||
31 |
практика |
10.05 |
||||||||||
32 |
практика |
17.05 |
||||||||||
33 |
Итоговое занятие |
тест |
24.05 |
|||||||||
34 |
24.05 |
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать: алгоритмы решения уравнений, неравенств , содержащих переменную под знаком модуля; способы решения систем уравнений, неравенств различного уровня сложности; приёмы рационального счета; основные методы дифференцирования сложных функций; применение производной при решении задач прикладного характера;
Учащиеся должны уметь: решать уравнения высших степеней, тригонометрические, показательные, логарифмические, содержащие переменную под знаком модуля, применять нестандартные методы при решении уравнений и неравенств, их систем; решать задачи с параметром; применять дифференцирование при решении задач прикладного характера.
Литература для учителя
1.Закона РФ « Об Образовании».
2.Государственный образовательный стандарт.
3.Примерная программа по математике основного (общего) образования.
4. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М., 1983 г
5.Горнштейн П.И., Полонский В.Т., Якир М.С. Задачи с параметрами. Москва – Харьков: “Илекса” “Гимназия”, 1999.
6. Гомонов С.А . Замечательные неравенства. Их обоснование и применение./ Методические рекомендации к элективному курсу/ Дрофа. 2007г
7.Денищева Л.О., БезруковаГ.К., Бойченко Е.М. и др. Единый государственный экзамен: Математика: 2008-2009.Контр.измерит. Материалы/ под ред Ковалевой Г.С. / . М-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.: Просвещение, 2009г.
8. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. М.: АРКТИ, 2008
9.Никольский С.М., Потапов Н.Н. Алгебра и начала математического анализа , 10, 11 класс./профильный уровень/, Просвещение, 2010 г.
10. Семенко Е.А. Сборник тестовых контрольных заданий по математике для подготовке к итоговой аттестации в профильных классах, изд.»Просвещение – ЮГ», 2009 г
11.Фальке Л.Я., Лисничук Н.Н. и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.: “Илекса”, 2006г.
Литература для ученика
1. Единый государственный экзамен: Математика: 2014.Типовые тестовые задания/ под ред.Семенова А.Л., Ященко И.В. . / . Разработано МИОО Издательство «Экзамен», Москва, 2014г
2. Никольский С.М., Потапов Н.Н. Алгебра и начала математического анализа , 10, 11 класс./профильный уровень/, Просвещение, 2010 г.
3. Семенко Е.А. Сборник тестовых контрольных заданий по математике для подготовке к итоговой аттестации в профильных классах, изд. «Просвещение – ЮГ»