Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 13 October 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 75»

СОГЛАСОВАНО на МС МБОУ СШ №75

 

УТВЕРЖДАЮ.

Заместитель директора по УВР

 

Директор МБОУ СШ №75

____________ Филимончук О.Ф.

Протокол №1

 

___________ Пяткина Т.С.

от «28» августа 2015.

 

Приказ № 281 от « 31 » августа 2015.

Рабочая програма

Внеурочной деятельности“ Умелые руки”

5 класс

35 часов

Учитель: Лукьянова Т. В

 

Ульяновск

2016 год

Пояснительная записка.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени»:

* внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и учащемуся в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

* внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

* происходит выстраивание сети, обеспечивающей учащимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

 Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей.

Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровье сберегающие технологии, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью дополняет строгость учебного процесса.

Актуальность программы

Необходимость разработки программы внеурочной деятельности начальной школы и учащихся 5 -7 классов связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Актуальность программы   «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы средней школы и соблюдением принципа преемственности ФГОС. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью нового стандарта является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

* соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

* содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями внеурочной программы « Умелые руки» являются:

* организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные возможности;

* определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Цель внеурочной деятельности учащихся начальной школы и 5-7 классов в условиях реализации ФГОС - это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основная задача программы заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся независимо от обучения попробовать свои силы, показать свои творческие, технические и конструкторские результаты на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий по программе учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

познавательными:

* осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостно представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

* практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

* уяснение социальных и экологических последствий развития технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, распознание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

* развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфер обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

* овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

* формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

* овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической

культуре производства.

в трудовой сфере:

* планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

* овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач моделирования, конструирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

* выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

* выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

* контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

* документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере: в мотивационной сфере:

* оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности качество результатов труда;

* согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;

* формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

* выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг, оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

* стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда, наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

* овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

* рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

* умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

* рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; участие в оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

* практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать, ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

* установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение

продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

* сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

* адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, построение монологического контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта изделий, продукта труда или услуги.

в физико-психологической сфере:

* развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

* соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технико-технологический требований;

* сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности

Личностными результатами являются:

*  проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

*  выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

* развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

* овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

*  самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

*  становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

*  планирование образовательной и профессиональной карьеры;

*  осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

*  бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

*  готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

*  проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

*  самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами являются:

*  планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

* определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

* комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

* проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

* мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

*  самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

* виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

*  приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

* выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

* выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

*  использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

*  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

*  объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

*  оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

*  диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

* обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

* соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

* соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами являются:

      В познавательной сфере:

*   рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

*  оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

*   ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

*   владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

*   классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

 *  распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

*  владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

*  применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

*  владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

*  применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

     В трудовой сфере:

*  планирование технологического процесса и процесса труда;

*  подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

*  проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

*  подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

*  проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

*  выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

*  соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

*  соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

*  обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

*  выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

*  подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

* контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;

* выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

* документирование результатов труда и проектной деятельности;

* расчет себестоимости продукта труда;

* экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.


Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей среднего школьного возраста от 11 до 13 лет.

    При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу 1 раз в неделю.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с древесиной, древесными пиломатериалами, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.   

   По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, проектная деятельность, метод технологии (работа по технологическому процессу),дифференциация, коллективный и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Ожидаемые результаты:

  Высокая степень интереса средних школьников к содержанию занятий.

 Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков и др. практическое применение  своих умений и навыков.

В процессе занятий по конструированию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как верстаки, различными режущими и измерительными инструментами, отделочными материалами.

 Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, технологической карте, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. 

    Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так в центрах творчества и городских выставках.


Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к занятиям в кружке «Умелые руки»:

Иметь представление:

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), изделие, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение режущих инструментов (рубанок , ножовки, стамески, рашпиль ,нож ,резаки ,сверла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, чертилка, рейсмус, малка, циркуль, кернер), приспособлений (струбцина, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, прибор для выжигания, точило;

- название и назначение режущих инструментов, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, прибор для выжигания) и правила безопасной работы с ними;

- виды, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- последовательность изготовления различных изделий: разметка, резание, строгание, сборка, отделка;

- способы разметки: по эскизу, чертежу, технологической карте;

- способы соединения с помощью клея, гвоздей, шурупов, шиповых соединений;

- виды отделки: шлифование, раскрашивание, лакирование и др .

Уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- читать простейший чертёж (эскиз);

-составлять простейшую технологию;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку, резание ножовкой, стамеской, рашпилем, ножом, резаком, строгание, шлифование, сборку изделий с помощью клея, гвоздей, шурупов, шиповых соединений, эстетично и аккуратно отделывать изделия шлифованием, рисунками, выжиганием и др. методами;

- безопасно использовать и хранить режущие и мерительные инструменты;

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее ым проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- номно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), технологическую карту.

С помощью учителя:

- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности ;

-формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем выдвигать возможные способы их решения;

- выдвигать возможные способы их решения.

 

Календарно-тематический план 5 класс

п/п

Разделы программы

Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

Вводное занятие. Правила безопасности труда.

1

   

2

Работа с древесиной и древесными материалами

Изготовление брелка.

Изготовление кормушки для птиц.

Изготовление самолета.

Изготовление головоломки «Узел.»

Изготовление трактора.

Изготовление машин.

3

2

3

4

4

4

   

3

Работа с бросовыми материалами

Изготовление декоративного букета .

Изготовление гирлянды из фольги.

Изготовление силуэтов из проволоки.

4

4

3

   

4

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

 

2

   

5

Резерв

 

2

   

 

Содержание курса.

1. Вводное занятие. Знакомство с произведениями искусства, изделиями народных промыслов и ремесел. Развитие эстетических чувств. Правила безопасного труда.

2. Работа с древесиной древесными материалами. . Эскиз и технология изделия. Практическая работа: изготовление брелка, кормушки для птиц, самолета, головоломки «Узел», трактора, машин.

5. Работа с бросовыми материалами. Бросовый материалы, применение на поделки, правила безопасности труда. Практическая работа: изготовление декоративного букета из пластиковых бутылок, гирлянды из фольги, силуэтов из проволоки.

6. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Практическая работа: организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.

Учебно-методический комплекс:

1.Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. М., Просвещение, 1988.

2.Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.

3. http://www.blogimam.com/2013/03/samye-kreativnye-podelki-iz-plastikovyx-butylok-top-40-idej/

4. Слесарные верстаки.

5. Ножовки по обработке древесины.

6. Ножовка по обработке металла.

7. Молотки.

8. Рубанки.

9. Стамески.

10. Линейки.

11. Ручные дрели.

12. Электровыжигатель.

13. Лобзик.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации