Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 75»
СОГЛАСОВАНО на МС МБОУ СШ №75 |
УТВЕРЖДАЮ. |
|
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ СШ №75 |
|
____________ Филимончук О.Ф. Протокол №1 |
___________ Пяткина Т.С. |
|
от «28» августа 2015. |
Приказ № 281 от « 31 » августа 2015. |
Рабочая програма
Внеурочной деятельности“ Умелые руки”
5 класс
35 часов
Учитель: Лукьянова Т. В
Ульяновск
2016 год
Пояснительная записка.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени»:
* внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и учащемуся в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
* внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
* происходит выстраивание сети, обеспечивающей учащимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей.
Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровье сберегающие технологии, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью дополняет строгость учебного процесса.
Актуальность программы
Необходимость разработки программы внеурочной деятельности начальной школы и учащихся 5 -7 классов связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы средней школы и соблюдением принципа преемственности ФГОС. Одним из главных аспектов нового стандарта является формирование компетентностей учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью нового стандарта является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
* соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
* содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями внеурочной программы « Умелые руки» являются:
* организация работы с детьми, имеющими разные потребности и индивидуальные возможности;
* определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель внеурочной деятельности учащихся начальной школы и 5-7 классов в условиях реализации ФГОС - это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основная задача программы заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся независимо от обучения попробовать свои силы, показать свои творческие, технические и конструкторские результаты на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий по программе учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
познавательными:
* осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостно представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
* практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
* уяснение социальных и экологических последствий развития технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, распознание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
* развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфер обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
* овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
* формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
* овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства.
в трудовой сфере:
* планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
* овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач моделирования, конструирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
* выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
* выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
* контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
* документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере: в мотивационной сфере:
* оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности качество результатов труда;
* согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;
* формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
* выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг, оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
* стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда, наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
* овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
* рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
* умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
* рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; участие в оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
* практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать, ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
* установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
* сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
* адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, построение монологического контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта изделий, продукта труда или услуги.
в физико-психологической сфере:
* развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
* соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технико-технологический требований;
* сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
Личностными результатами являются:
* проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
* выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
* развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
* овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
* самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
* становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
* планирование образовательной и профессиональной карьеры;
* осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
* бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
* готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
* проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
* самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами являются:
* планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
* определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
* комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
* проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
* мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
* самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
* виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
* приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
* выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
* выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
* использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
* согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
* объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
* оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
* диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
* обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
* соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
* соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
* рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
* оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
* ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
* владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
* классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
* распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
* владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
* применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
* владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
* применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
* планирование технологического процесса и процесса труда;
* подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
* проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
* подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
* проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
* выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
* соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
* соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
* обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
* выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
* подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
* контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
* выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
* документирование результатов труда и проектной деятельности;
* расчет себестоимости продукта труда;
* экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей среднего школьного возраста от 11 до 13 лет.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу 1 раз в неделю.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с древесиной, древесными пиломатериалами, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, проектная деятельность, метод технологии (работа по технологическому процессу),дифференциация, коллективный и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса средних школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков и др. практическое применение своих умений и навыков.
В процессе занятий по конструированию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как верстаки, различными режущими и измерительными инструментами, отделочными материалами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, технологической карте, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так в центрах творчества и городских выставках.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к занятиям в кружке «Умелые руки»:
Иметь представление:
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), изделие, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение режущих инструментов (рубанок , ножовки, стамески, рашпиль ,нож ,резаки ,сверла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, чертилка, рейсмус, малка, циркуль, кернер), приспособлений (струбцина, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, прибор для выжигания, точило;
- название и назначение режущих инструментов, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, прибор для выжигания) и правила безопасной работы с ними;
- виды, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- последовательность изготовления различных изделий: разметка, резание, строгание, сборка, отделка;
- способы разметки: по эскизу, чертежу, технологической карте;
- способы соединения с помощью клея, гвоздей, шурупов, шиповых соединений;
- виды отделки: шлифование, раскрашивание, лакирование и др .
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- читать простейший чертёж (эскиз);
-составлять простейшую технологию;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку, резание ножовкой, стамеской, рашпилем, ножом, резаком, строгание, шлифование, сборку изделий с помощью клея, гвоздей, шурупов, шиповых соединений, эстетично и аккуратно отделывать изделия шлифованием, рисунками, выжиганием и др. методами;
- безопасно использовать и хранить режущие и мерительные инструменты;
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее ым проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- номно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), технологическую карту.
С помощью учителя:
- организовывать рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности ;
-формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем выдвигать возможные способы их решения;
- выдвигать возможные способы их решения.
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Вводное занятие |
Вводное занятие. Правила безопасности труда. |
1 |
||
2 |
Работа с древесиной и древесными материалами |
Изготовление брелка. Изготовление кормушки для птиц. Изготовление самолета. Изготовление головоломки «Узел.» Изготовление трактора. Изготовление машин. |
3 2 3 4 4 4 |
||
3 |
Работа с бросовыми материалами |
Изготовление декоративного букета . Изготовление гирлянды из фольги. Изготовление силуэтов из проволоки. |
4 4 3 |
||
4 |
Отчетная выставка-ярмарка работ школьников |
2 |
|||
5 |
Резерв |
2 |
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Знакомство с произведениями искусства, изделиями народных промыслов и ремесел. Развитие эстетических чувств. Правила безопасного труда.
2. Работа с древесиной древесными материалами. . Эскиз и технология изделия. Практическая работа: изготовление брелка, кормушки для птиц, самолета, головоломки «Узел», трактора, машин.
5. Работа с бросовыми материалами. Бросовый материалы, применение на поделки, правила безопасности труда. Практическая работа: изготовление декоративного букета из пластиковых бутылок, гирлянды из фольги, силуэтов из проволоки.
6. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Практическая работа: организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.
Учебно-методический комплекс:
1.Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. М., Просвещение, 1988.
2.Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.
3. http://www.blogimam.com/2013/03/samye-kreativnye-podelki-iz-plastikovyx-butylok-top-40-idej/
4. Слесарные верстаки.
5. Ножовки по обработке древесины.
6. Ножовка по обработке металла.
7. Молотки.
8. Рубанки.
9. Стамески.
10. Линейки.
11. Ручные дрели.
12. Электровыжигатель.
13. Лобзик.