Авторская программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для обучающихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями (В-1)
«Авторская программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для обучающихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями» В-1».
Глошкина Г.В.
учитель-логопед
ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №18»
г. Ульяновск
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по коррекционному курсу: «Логопедические занятия», для 5а, 6а, 7а, 8а, 9а классов разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 1.
Категория учащихся – учащиеся с легкой умственной отсталостью.
Срок освоения программы 2024-20245 учебный год.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Цель логопедических занятий
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации, способствующих освоению ими АООП, преодолению и/или ослаблению имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Основные задачи реализации содержания логопедических занятий:
В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ИН) определены следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Принципы логопедической работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение логопедической работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации логопедической помощи с обучающимися с умственной отсталостью (ИН)
Логопедическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (ИН) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.
Учитель – логопед с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических, интеллектуальных и характерологических особенностей детей, комплектует группы. Количество обучающихся в группах варьируется от 2 до 4 человек. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
,В 5 - 9 классах – групповое занятие – 25-40 мин, индивидуальное 15-20 мин.
Индивидуальные (логопедические) занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
развитие понимания речи;
активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие произносительной стороны;
развитие самостоятельной фразовой речи.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
фонетическая ритмика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Методологической и теоретической основой программы являются труды Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А Рау, и др. О различных формах речевых нарушений и создания эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, и А.А. Леонтьева.
Общая характеристика коррекционного курса «Логопедические занятия»
Основные направления логопедической работы:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Характеристика основных направлений логопедической работы
Основными направлениями логопедической работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (ИН) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) логопедического обследования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) и дальнейшее отслеживание речевого развития (проводится по «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников», Фотековой Т.А.). На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
2) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки логопедических планов.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями, ― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации. Периодичность диагностики: сентябрь, май.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная деят., конструирование и др.).
Коррекционно-логопедическая работа определяется образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и индивидуально – типологическими особенностями развития детей.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (ИН) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
- анкетирование педагогов, родителей,
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (ИН), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая
индивидуальная
Основные методы работы на занятии:
игровые
наглядно - демонстрационные
словесные
практические
нетрадиционные
Организация комплексной логопедической работы:
привлечение всех участников образовательного процесса к комплексной работе по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (ИН);
привлечение родителей к работе с обучающимися с умственной отсталостью (ИН);
посещение обучающимися врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Место логопедических занятий в образовательном процессе:
Коррекция речевых нарушений требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. В первом классе группы комплектуются только из обучающихся данного класса, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
ШШ На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.
Занятия с каждой группой проводятся:
5 класс - 3 часа в неделю
6 класс - 3 часа в неделю
7 класс - 3 часа в неделю
8 класс - 3 часа в неделю
9 класс - 3 часа в неделю
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала учащимися.
Сроки реализации программы: 2024-2025 учебный год
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по уровням обучения)
5а класс
Группа |
Параметры |
Фамилии обучающихся |
I |
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом, в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. |
|
II |
Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
III |
Учащиеся данной группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у учащихся 2 группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. |
|
IV |
Учащиеся данной группы овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большего количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Задания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. |
|
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5 класс:
Личностные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным ценностям. |
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Уметь вслушиваться в обращённую речь, использовать речевые средства для решения практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Читать по слогам слова, предложения. 6. Уметь ориентироваться на листе тетради, списывать с рукописного текста. 7. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
|
1. Уметь использовать речевые средства для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Выделять в речи слова, предложения, выполнять условно- графическое изображение слов, предложений. 7. Читать по слогам слова, предложения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту. 9. Уметь списывать с рукописного и печатного текста. 10. Писать под диктовку предложения, текст после предварительного анализа. 11. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. 12. Определять количество слов в предложении. 13. Использовать в речи слова по изученным лексическим темам и называть обобщающим словом.. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5а класс - (3 часа в неделю)
№№ п/п |
Наименование разделов, тем программы |
Количество часов |
1 |
Обследование. |
6 |
I |
Речь. Предложение. Слово |
23 |
2 |
Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения |
2 |
3 |
Пространственные представления |
2 |
4 |
Временные представления |
2 |
5 |
Предложение |
2 |
6 |
Предложение. Деление текста на предложения |
3 |
7 |
Предложение. Слово |
2 |
8 |
Дифференциация понятий «предложение» - «слово» |
2 |
9 |
Определение последовательности слов в предложении |
3 |
10 |
Составление схем предложений |
2 |
11 |
Составление предложений по схемам |
3 |
II |
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез |
14 |
12 |
Звуки речи. Способы их образования |
2 |
13 |
Звуки и буквы. Дифференциация понятий |
2 |
14 |
Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит |
3 |
15 |
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв |
3 |
16 |
Упражнение в звукобуквенном анализе |
4 |
III |
Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов |
14 |
17 |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги |
4 |
18 |
Деление слов на слоги |
3 |
19 |
Деление слов на слоги. Перенос слов при письме |
3 |
20 |
Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов |
4 |
IV |
Ударение |
11 |
21 |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения |
2 |
22
|
Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и безударном положении |
3 |
23 |
Упражнение в постановке ударения в словах |
2 |
24 |
Практические упражнения в правописании безударных гласных |
4 |
V |
Гласные 1-го ряда |
10 |
25 |
Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А |
2 |
26 |
Звук [у] и буква У |
2 |
27 |
Звук [о] и буква О |
2 |
28 |
Звук [ы] и буква Ы |
2 |
29 |
Звук [э] и буква Э |
2 |
VI |
Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные |
13 |
30 |
Буква Я. Дифференциация гласных А-Я |
2 |
31 |
Дифференциация гласных А-Я |
3 |
32 |
Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю |
2 |
33 |
Дифференциация гласных У-Ю |
3 |
34 |
Буква Е. Дифференциация гласных Э-Е |
3 |
35 |
Диктант |
2 |
36 |
Повторение./Обследование |
3/6 |
|
ВСЕГО |
102 |
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы в течение года;
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития обучающихся;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с обучающимися результатов деятельности;
Дифференциация
беседы с родителями, анкетирование помогают составить более полную картину качественных изменений в личности обучающихся; оценка динамики работы с логопатами;
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ученика-логопата.
5. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Базовые учебные действия |
Базовые понятия |
||||
личност. |
коммун. |
регулят. |
познав. |
||||||
Логопедическое обследование. |
|||||||||
I |
Речь. Предложение. Слово |
|
|
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст) |
|
|
1-2 |
Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения |
2 |
|
Органы речи |
|||||
3-4 |
Пространственные представления |
2 |
|
Пространственные представления |
|||||
5-6 |
Временные представления |
2 |
|
Временные представления |
|||||
7-8 |
Предложение |
2 |
|
Предложение |
|||||
9-11 |
Предложение. Деление текста на предложения |
3 |
|
Предложение |
|||||
12-13 |
Предложение. Слово |
2 |
|
Слово |
|||||
14-15 |
Дифференциация понятий «предложение» - «слово» |
2 |
|
предложение - слово |
|||||
16-18 |
Определение последовательности слов в предложении |
3 |
|
Предложение |
|||||
19-20 |
Составление схем предложений |
2 |
|
Схема предложений |
|||||
21-23 |
Составление предложений по схемам |
3 |
|
Схема предложений |
|||||
II |
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез |
|
|
|
|||||
24-25 |
Звуки речи. Способы их образования |
2 |
|
Звуки речи. |
|||||
26-27 |
Звуки и буквы. Дифференциация понятий |
2 |
|
Звуки и буквы |
|||||
28-30 |
Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит |
3 |
|
Алфавит |
|||||
31-33 |
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв |
3 |
|
Гласные и согласные звуки |
|||||
34-37 |
Упражнение в звукобуквенном анализе |
4 |
|
ЗБА |
|||||
III |
Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов |
|
|||||||
38-41 |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги |
4 |
|
Гласные |
|||||
42-44 |
Деление слов на слоги |
3 |
|
Слоги |
|||||
45-47 |
Деление слов на слоги. Перенос слов при письме |
3 |
|
Перенос слов |
|||||
48-51 |
Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов |
4 |
|
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
доброжелательно относить-ся, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности |
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст) |
Слоговой анализ и синтез |
|
IV |
Ударение |
|
|
|
|||||
52-53 |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения |
2 |
|
Ударение. |
|||||
54-56
|
Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и безударном положении |
3 |
|
Ударные и безударные гласные. |
|||||
57-58 |
Упражнение в постановке ударения в словах |
2 |
|
Ударение |
|||||
59-62 |
Практические упражнения в правописании безударных гласных |
4 |
|
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности |
работать с несложной по содержанию и структуре информацией |
Безударные гласные. |
|
V |
Гласные 1-го ряда |
|
|
|
|||||
63-64 |
Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А |
2 |
|
Гласные 1-го ряда |
|||||
65-66 |
Звук [у] и буква У |
2 |
|
Гласные 1-го ряда |
|||||
67-68 |
Звук [о] и буква О |
2 |
|
Гласные 1-го ряда |
|||||
69-70 |
Звук [ы] и буква Ы |
2 |
|
Гласные 1-го ряда |
|||||
71-72 |
Звук [э] и буква Э |
2 |
|
Гласные 1-го ряда |
|||||
VI |
Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные |
|
|
|
|||||
73-74 |
Буква Я. Дифференциация гласных А-Я |
2 |
|
Буква Я. |
|||||
75 |
Дифференциация гласных А-Я |
1 |
|
|
|||||
76-77 |
Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю |
2 |
|
Буква Ю. |
|||||
78 |
Дифференциация гласных У-Ю |
1 |
|
Дифференциация |
|||||
79-80 |
Буква Е. Дифференциация гласных Э-Е |
2 |
|
Буква Е. |
|||||
81 |
Дифференциация гласных Э-Е |
1 |
|
|
|||||
82-83 |
Повторение |
2 |
|
|
|||||
Логопедическое обследование. |
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по уровням обучения)
6а класс
Группа |
Параметры |
Фамилии обучающихся |
I |
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом, в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. |
|
II |
Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
III |
Учащиеся данной группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у учащихся 2 группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. |
|
IV |
Учащиеся данной группы овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большего количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Задания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. |
|
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6а класс:
Личностные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным ценностям. |
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Уметь вслушиваться в обращённую речь, использовать речевые средства для решения практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Читать по слогам слова, предложения. 6. Уметь ориентироваться на листе тетради, списывать с рукописного текста. 7. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
|
1. Уметь использовать речевые средства для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Выделять в речи слова, предложения, выполнять условно- графическое изображение слов, предложений. 7. Читать по слогам слова, предложения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту. 9. Уметь списывать с рукописного и печатного текста. 10. Писать под диктовку предложения, текст после предварительного анализа. 11. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. 12. Определять количество слов в предложении. 13. Использовать в речи слова по изученным лексическим темам и называть обобщающим словом.. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6а класс - (3 часа в неделю)
№№ п/п |
Наименование разделов, тем программы |
Количество часов |
1 |
Обследование. |
6 |
I |
Речь. Предложение. Слово. |
22 |
2 |
Вводное занятие. Правила речи. |
1 |
3 |
Речь. Предложение и его признаки. |
1 |
4 |
Дифференциация понятий "предложение"-"слово" |
1 |
5 |
Связь слов в предложении. |
1 |
6 |
Восстановление "рассыпанных" предложений. |
3 |
7 |
Виды предложений по цели высказывания. |
2 |
8 |
Главные члены предложения. |
3 |
9 |
Второстепенные члены предложения. |
2 |
10 |
Однородные члены предложения. |
2 |
11 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
2 |
12 |
Членение сплошного текста на предложения. |
4 |
II |
Звуки и буквы. |
11 |
13 |
Алфавит. |
2 |
14 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. |
3 |
15 |
Употребление предлогов в предложении. |
3 |
16 |
Правописание звонких и глухих согласных. |
3 |
III |
Состав слова. |
30 |
17 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова. |
2 |
18 |
Правописание безударных гласных в корне. |
4 |
19 |
Образование слов имеющих несколько корней. |
3 |
20 |
Окончание. Роль окончания в предложении. |
2 |
21 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. |
3 |
22 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. |
3 |
23 |
Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. |
3 |
24 |
Разделительный ъ знак после приставок. |
2 |
25 |
Сопоставление разделительного ь и ъ |
2 |
26 |
Правописание приставок. |
2 |
27 |
Образование слов при помощи разных частей слова. |
3 |
IV |
Части речи. |
22 |
28 |
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте. |
2 |
29 |
Распознавание частей речи и членов предложения. |
3 |
30 |
Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. |
2 |
31 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
3 |
32 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
3 |
33 |
Изменение имён существительных по числам. |
3 |
34 |
Род имён существительных. Родовые окончания имён сущ-ных. |
3 |
35 |
Упражнение в определении рода имён существительных. |
3 |
36 |
Диктант |
2 |
37 |
Повторение./Обследование |
3/6 |
|
ВСЕГО |
102 |
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы в течение года;
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития обучающихся;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с обучающимися результатов деятельности;
Дифференциация
беседы с родителями, анкетирование помогают составить более полную картину качественных изменений в личности обучающихся; оценка динамики работы с логопатами;
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ученика-логопата.
5. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Базовые учебные действия |
Базовые понятия |
||||
личност. |
коммун. |
регулят. |
познав. |
||||||
Логопедическое обследование. |
|||||||||
I |
Речь. Предложение. Слово. |
||||||||
1 |
Вводное занятие. Правила речи. |
1 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале |
Речь |
|
2 |
Речь. Предложение и его признаки. |
1 |
|
Признаки |
|||||
3 |
Дифференциация понятий "предложение"-"слово" |
1 |
|
Предложение-слово |
|||||
4 |
Связь слов в предложении. |
1 |
|
Предложение |
|||||
5-7 |
Восстановление "рассыпанных" предложений. |
3 |
|
Предложение |
|||||
8-9 |
Виды предложений по цели высказывания. |
2 |
|
Виды предложений |
|||||
10-12 |
Главные члены предложения. |
3 |
|
Главные члены |
|||||
13-14 |
Второстепенные члены предложения. |
2 |
|
Второстепенные члены |
|||||
15-16 |
Однородные члены предложения. |
2 |
|
Однородные члены |
|||||
17-18 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
2 |
|
Знаки препинания |
|||||
19-22 |
Членение сплошного текста на предложения. |
4 |
|
Текст |
|||||
II |
Звуки и буквы. |
||||||||
23-24 |
Алфавит. |
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия учебных |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности |
использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале |
«звук» и «буква» |
|
25-27 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. |
3 |
|
Мягкий знак |
|||||
28-30 |
Употребление предлогов в предложении. |
3 |
|
Предлоги |
|||||
31-33 |
Правописание звонких и глухих согласных. |
3 |
|
Звонкие и глухие согласные. |
|||||
III |
Состав слова. |
||||||||
34-35 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова. |
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале |
Однокоренные слова. |
|
36-39 |
Правописание безударных гласных в корне. |
4 |
|
Безударные гласные в корне. |
|||||
40-42 |
Образование слов имеющих несколько корней. |
3 |
|
Сложные слова |
|||||
43-44 |
Окончание. Роль окончания в предложении. |
2 |
|
Окончание. |
|||||
45-47 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. |
3 |
|
Приставка. |
|||||
48-50 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. |
3 |
|
Суффикс. |
|||||
51-53 |
Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. |
3 |
|
Приставки, предлоги |
|||||
54-55 |
Разделительный ъ знак после приставок. |
2 |
|
Разделительный ъ |
|||||
56-57 |
Сопоставление разделительного ь и ъ |
2 |
|
Сопоставление |
|||||
58-59 |
Правописание приставок. |
2 |
|
Приставки |
|||||
60-63 |
Образование слов при помощи разных частей слова. |
3 |
|
Состав слова |
|||||
IV |
Части речи. |
||||||||
64-65 |
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте. |
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале |
Части речи |
|
66-68 |
Распознавание частей речи и членов предложения. |
3 |
|
Члены предложения |
|||||
69-70 |
Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. |
2 |
|
Имя существительное |
|||||
71-73 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
3 |
|
Собственные и нарицательные. |
|||||
74-76 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
3 |
|
Одушевлённые и неодушевлённые |
|||||
77-79 |
Изменение имён существительных по числам. |
3 |
|
Числа |
|||||
80-82 |
Род имён существительных. Родовые окончания имён сущ-ных. |
3 |
|
Родовые окончания |
|||||
83-84 |
Упражнение в определении рода имён существительных. |
2 |
|
Родовые окончания |
|||||
Логопедическое обследование |
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по уровням обучения)
7а класс
Группа |
Параметры |
Фамилии обучающихся |
I |
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом, в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. |
|
II |
Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
III |
Учащиеся данной группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у учащихся 2 группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. |
|
IV |
Учащиеся данной группы овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большего количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Задания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. |
|
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7а класс:
Личностные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным ценностям. |
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Уметь вслушиваться в обращённую речь, использовать речевые средства для решения практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Читать по слогам слова, предложения. 6. Уметь ориентироваться на листе тетради, списывать с рукописного текста. 7. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
|
1. Уметь использовать речевые средства для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Выделять в речи слова, предложения, выполнять условно- графическое изображение слов, предложений. 7. Читать по слогам слова, предложения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту. 9. Уметь списывать с рукописного и печатного текста. 10. Писать под диктовку предложения, текст после предварительного анализа. 11. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. 12. Определять количество слов в предложении. 13. Использовать в речи слова по изученным лексическим темам и называть обобщающим словом.. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7а класс - (3 часа в неделю)
№№ п/п |
Наименование разделов, тем программы |
Количество часов |
1 |
Обследование. |
6 |
|
Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов |
12 |
2 |
Звуки и буквы Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог» |
1
|
3 |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» |
1 |
4 |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры |
1 |
5 |
Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. |
1 |
6 |
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
7 |
Обозначение мягкости согласных буквой Ь |
1 |
8 |
Буква Ь в конце и в середине слова |
1 |
9 |
Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и |
2 |
10 |
Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного Ь |
2 |
|
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
7 |
11 |
Парные звонкие и глухие согласные Дифференциация звонких и глухих согласных звуков |
1
|
12 |
Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах |
3 |
13 |
Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах |
1 |
14 |
Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах |
1 |
15 |
Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
1 |
|
Дифференциация оптически сходных букв |
7 |
16 |
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а |
1 |
17 |
Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
18 |
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ |
2 |
19 |
Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
|
Слово. Словосочетание. Предложение |
44 |
|
Развитие навыков словообразования |
|
20 |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению |
2 |
21 |
Слово. Однокоренные слова |
2 |
22 |
Однокоренные слова и слова-омонимы |
2 |
23 |
Однокоренные слова и слова-паронимы |
2 |
24 |
Родственные слова |
3 |
25 |
Корень слова |
3 |
26 |
Сложные слова |
3 |
27 |
Приставка. Приставочное словообразование |
3 |
28 |
Приставки пространственного значения |
3 |
29 |
Приставки временного значения |
3 |
30 |
Образование слов при помощи приставок |
3 |
31 |
Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу |
3 |
32 |
Суффикс. Суффиксальное словообразование |
3 |
33 |
Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
3 |
34 |
Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий |
3 |
35 |
Морфологический состав слова |
3 |
36 |
Ударение. |
1 |
37 |
Безударные гласные в корне слова |
3 |
38 |
Предлоги. Предлоги В – НА - ИЗ Языковой анализ предложений |
2 |
39 |
Предлоги НАД - ПОД Восстановление деформированных предложений |
2 |
40 |
Предлоги К – ОТ Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое |
2 |
41 |
Предлоги ОТ – ИЗ |
2 |
42 |
Предлоги С – СО |
2 |
43 |
Дифференциация предлогов и приставок. Одинаковые предлоги и приставки |
3 |
44 |
Повторение./Обследование |
3/6 |
|
ВСЕГО |
102 |
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы в течение года;
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития обучающихся;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с обучающимися результатов деятельности;
Дифференциация
беседы с родителями, анкетирование помогают составить более полную картину качественных изменений в личности обучающихся; оценка динамики работы с логопатами;
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ученика-логопата.
5. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Базовые учебные действия |
Базовые понятия |
||||
личност. |
коммун. |
регулят. |
познав. |
||||||
Логопедическое обследование. |
|||||||||
Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов |
|||||||||
1 |
Звуки и буквы Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог» |
1
|
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале |
Гласные и согласные звуки
|
|
2 |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» |
1 |
|
стечение согласных |
|||||
3 |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры |
1 |
|
Слоговой анализ и синтез слов |
|||||
4 |
Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. |
1 |
|
Твердые и мягкие согласные. |
|||||
5-6 |
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
|
гласные II ряда |
|||||
7 |
Обозначение мягкости согласных буквой Ь |
1 |
|
Буква Ь |
|||||
8 |
Буква Ь в конце и в середине слова |
1 |
|
Буква Ь |
|||||
9-10 |
Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и |
2 |
|
Разделительный Ь |
|||||
11-12 |
Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного Ь |
2 |
|
Дифференциация |
|||||
|
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство |
||||||||
13 |
Парные звонкие и глухие согласные Дифференциация звонких и глухих согласных звуков |
1
|
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале |
звонкие и глухие согласные
|
|
14-16 |
Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах |
3 |
|
Дифференциация звуков |
|||||
17 |
Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах |
1 |
|
Звук и буква |
|||||
18 |
Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах |
1 |
|
Звук и буква |
|||||
19 |
Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
1 |
|
Дифференциация |
|||||
|
Дифференциация оптически сходных букв |
||||||||
20 |
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а |
1 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственным, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,) на наглядном, доступном вербальном материале |
Дифференциация |
|
21-22 |
Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
|
Дифференциация |
|||||
23-24 |
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ |
2 |
|
Дифференциация |
|||||
25-26 |
Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах |
2 |
|
Дифференциация |
|||||
|
Слово. Словосочетание. Предложение |
||||||||
|
Развитие навыков словообразования |
||||||||
27-28 |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению |
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,) на наглядном, доступном вербальном материале |
Однозначные и многозначные слова |
|
29-30 |
Слово. Однокоренные слова |
2 |
|
Слово. |
|||||
31-32 |
Однокоренные слова и слова-омонимы |
2 |
|
слова-омонимы |
|||||
33-34 |
Однокоренные слова и слова-паронимы |
2 |
|
слова-паронимы |
|||||
35-37 |
Родственные слова |
3 |
|
Родственные слова |
|||||
38-40 |
Корень слова |
3 |
|
Корень слова |
|||||
41-43 |
Сложные слова |
3 |
|
Сложные слова |
|||||
44-46 |
Приставка. Приставочное словообразование |
3 |
|
Приставка |
|||||
47-49 |
Приставки пространственного значения |
3 |
|
Приставка |
|||||
50-52 |
Приставки временного значения |
3 |
|
Приставка |
|||||
53-55 |
Образование слов при помощи приставок |
3 |
|
Приставки |
|||||
56-58 |
Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу |
3 |
|
Дифференциация |
|||||
59-61 |
Суффикс. Суффиксальное словообразование |
3 |
|
Суффикс |
|||||
62-64 |
Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
3 |
|
суффиксы |
|||||
65-67 |
Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий |
3 |
|
суффиксы |
|||||
68-69 |
Морфологический состав слова |
2 |
|
состав слова |
|||||
70 |
Ударение. |
1 |
|
Ударение. |
|||||
71-72 |
Безударные гласные в корне слова |
2 |
|
Безударные гласные |
|||||
73-74 |
Предлоги. Предлоги В – НА - ИЗ Языковой анализ предложений |
2 |
|
осознание себя как ученика, заинтересованного обучением осознание себя как ученика, заинтересованного обучением |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем слушать и понимать инструкцию к учебному заданию |
активно участвовать в деятельности принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства читать; писать |
Предлоги.
|
|
75-76 |
Предлоги НАД - ПОД Восстановление деформированных предложений |
2 |
|
Предлоги.
|
|||||
77-78 |
Предлоги К – ОТ Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое |
2 |
|
Предлоги. |
|||||
79-80 |
Предлоги ОТ – ИЗ |
2 |
|
Предлоги. |
|||||
81-82 |
Предлоги С – СО |
2 |
|
Предлоги |
|||||
83-84 |
Дифференциация предлогов и приставок. Одинаковые предлоги и приставки |
2 |
|
Дифференциация |
|||||
Логопедическое обследование |
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по уровням обучения)
8/9а класс
Группа |
Параметры |
Фамилии обучающихся |
I |
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом, в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. |
|
II |
Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
III |
Учащиеся данной группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у учащихся 2 группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. |
|
IV |
Учащиеся данной группы овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большего количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Задания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. |
|
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
8/9а класс:
Личностные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
1. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 2. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. 3. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. 5. Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. 7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным ценностям. |
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
1. Уметь вслушиваться в обращённую речь, использовать речевые средства для решения практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Читать по слогам слова, предложения. 6. Уметь ориентироваться на листе тетради, списывать с рукописного текста. 7. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
|
1. Уметь использовать речевые средства для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Иметь первоначальные навыки различения звуков на слух и в произношении. 3. Выполнять упражнения дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. 4. Делить слова на части (слоги), определять количество слогов. 5. Выделять в речи слова, предложения, выполнять условно- графическое изображение слов, предложений. 7. Читать по слогам слова, предложения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту. 9. Уметь списывать с рукописного и печатного текста. 10. Писать под диктовку предложения, текст после предварительного анализа. 11. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. 12. Определять количество слов в предложении. 13. Использовать в речи слова по изученным лексическим темам и называть обобщающим словом.. |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8/9а класс - (3 часа в неделю)
№№ п/п |
Наименование разделов, тем программы |
Количество часов |
1 |
Обследование. |
6 |
|
Речь. Предложение. Слово |
34 |
2 |
Вводное занятие. Правила речи |
1 |
3 |
Предложение. Признаки предложения |
2 |
4 |
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации |
2 |
5 |
Главные и второстепенные члены предложения |
3 |
6 |
Распространённые и нераспространённые предложения |
3 |
7 |
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов |
2 |
8 |
Словосочетание. Образование словосочетаний |
3 |
9 |
Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ |
2 |
10 |
Членение сплошного текста на предложения |
3 |
11 |
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах |
2 |
12 |
Простое и сложное предложения |
3 |
13 |
Упражнение в различении простого и сложного предложения |
2 |
14 |
Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений |
3 |
15 |
Сложное предложение с союзами и,а,но. |
3 |
|
Звуки и буквы |
11 |
16 |
Алфавит |
2 |
17 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление |
3 |
18 |
Употребление предлогов в предложении |
3 |
19 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными |
3 |
|
Состав слова |
26 |
20 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова |
2 |
21 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
3 |
22 |
Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней |
3 |
23 |
Роль окончания в предложении |
3 |
24 |
Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку |
3 |
25 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании |
3 |
26 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании |
3 |
27 |
Овладение способами различия приставок и предлогов |
3 |
28 |
Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок |
3 |
|
Части речи |
18 |
29 |
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте |
3 |
30 |
Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении |
3 |
31 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
3 |
32 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
3 |
33 |
Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен существительных |
3 |
34 |
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода |
3 |
35 |
Повторение./Обследование |
1/6 |
|
ВСЕГО |
102 |
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы в течение года;
Методы отслеживания результативности:
наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития обучающихся;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с обучающимися результатов деятельности;
Дифференциация
беседы с родителями, анкетирование помогают составить более полную картину качественных изменений в личности обучающихся; оценка динамики работы с логопатами;
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ученика-логопата.
5. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол. час |
Дата |
Базовые учебные действия |
Базовые понятия |
||||
личност. |
коммун. |
регулят. |
познав. |
||||||
Логопедическое обследование. |
|||||||||
Речь. Предложение. Слово |
|||||||||
1 |
Вводное занятие. Правила речи |
1 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале |
|
|
2-3 |
Предложение. Признаки предложения |
2 |
|
Предложение |
|||||
4-5 |
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации |
2 |
|
интонации |
|||||
6-8 |
Главные и второстепенные члены предложения |
3 |
|
Предложение |
|||||
9-11 |
Распространённые и нераспространённые предложения |
3 |
|
Предложение |
|||||
12-13 |
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов |
2 |
|
Предложение |
|||||
14-16 |
Словосочетание. Образование словосочетаний |
3 |
|
Словосочетание |
|||||
17-18 |
Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ |
2 |
|
Пересказ |
|||||
19-21 |
Членение сплошного текста на предложения |
3 |
|
Предложение |
|||||
22-23 |
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах |
2 |
|
Предложение |
|||||
24-26 |
Простое и сложное предложения |
3 |
|
Предложение |
|||||
27-28 |
Упражнение в различении простого и сложного предложения |
2 |
|
Предложение |
|||||
29-31 |
Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений |
3 |
|
Предложение |
|||||
32-34 |
Сложное предложение с союзами и,а,но. |
3 |
|
Предложение |
|||||
|
Звуки и буквы |
||||||||
35-36 |
Алфавит
|
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале |
Звуки и буквы |
|
37-39 |
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление |
3 |
|
Мягкий знак и разделительный мягкий знак. |
|||||
40-42 |
Употребление предлогов в предложении |
3 |
|
Предлоги |
|||||
43-45 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными |
3 |
|
глухие и звонкие согласные |
|||||
|
Состав слова |
||||||||
46-47 |
Состав слова. Корень. Однокоренные слова |
2 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственным, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,) на наглядном, доступном вербальном материале |
Корень. |
|
48-50 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
3 |
|
безударные гласн |
|||||
51-53 |
Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней |
3 |
|
Корень. |
|||||
54-56 |
Роль окончания в предложении |
3 |
|
Окончание |
|||||
57-59 |
Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку |
3 |
|
Предложение |
|||||
60-62 |
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании |
3 |
|
Приставка. |
|||||
63-65 |
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании |
3 |
|
Суффикс. |
|||||
66-68 |
Овладение способами различия приставок и предлогов |
3 |
|
приставки и предлоги |
|||||
69-71 |
Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок |
3 |
|
Разделительный ъ |
|||||
|
Части речи |
||||||||
72-74 |
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте |
3 |
|
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей |
умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных) |
умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,) на наглядном, доступном вербальном материале |
Части речи |
|
75--76 |
Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении |
2 |
|
Имя существительное |
|||||
77-78 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
2 |
|
Собственные и нарицательные |
|||||
79-80 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
2 |
|
Одушевлённые и неодуше |
|||||
81-82 |
Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен существительных |
2 |
|
Число имён существит. |
|||||
83-84 |
Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода |
2 |
|
Род имени существительного. |
|||||
85-86 |
Повторение |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Логопедическое обследование |
7. Список литературы
Аксёнова А.К, Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогат. школы. – М.: «Просвещение», 1987.
Безруких М.М., Ефимова С.П.. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
Каше Г.А., Шуйфер Р.И., Никашина Н.А., Евлахова Э.А.. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 2004.
Мазанова Е.В.. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Мазанова Е.В.. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Мазанова Е.В.. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
Мазанова Е.В.. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.