12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергачева Анна Анатольевна2919
Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Калининградская обл., Калининград
6

Рабочая программа коррекционной логопедической работы с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) для 5-9 классов.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения)

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ








Разработчик программы:

Сергачёва Анна Анатольевна

учитель-логопед









Пояснительная записка

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений.

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом.

Структура речевого дефекта представлена следующими компонентами:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, что проявляется в недостаточной сформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза.

II. Нарушение лексического компонента речевой системы: недостаточно сформирован лексический запас, активный словарь значительно беднее пассивного (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

III Нарушения грамматического компонента речевой системы: наблюдаются фрагментарность предложения, ошибки в употреблении предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в речи присутствуют аграмматизмы, нарушения простых синтаксических конструкций.

IV Нарушение связной речи.

V. Психологические особенности.

Неустойчивое внимание, нарушение памяти, восприятия.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие наглядно-образное мышления.

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

У детей с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность.

Следует отметить, что наиболее распространёнными речевыми расстройствами у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среднем звене являются нарушения письменной речи.

Данная программа логопедической коррекции составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК согласно следующим нормативно-правовым документам:

Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);

Приказу Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адаптированной образовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Инструктивно-методическому письму «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. Ястребовой А. В. И Бессоновой Т. Б., 1996 г.

Методологической базой данной программы служат разработки Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой.

Данная программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения) 5-9 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Целью программы является устранение недостатков устной речи, обусловленных системным недоразвитием речи, и коррекция нарушений письменной речи для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.

Основные задачи программы:

формирование правильного звукопроизношения;

коррекция и развития познавательной деятельности обучающегося (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

формирование грамматической стороны речи;

предупреждение и коррекция дисграфии;

развитие диалогической и монологической форм речи;

формирование коммуникативных навыков;

воспитание мотивации к учению, общению.

Организация обучения.

Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.

Особенности логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.

2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.

8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)

9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.

11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.

12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Количество часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.

Содержание коррекционной работы.

Коррекционная логопедическая работа осуществляется в три этапа.

I ЭТАП

Цель - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Определение количества и последовательности звуков в слове.

Звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

Дифференциация, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

II ЭТАП

Цель - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.

Словоизменение имен существительных по падежам. Управление. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, падеже и числе.

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

Понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения.

Слова – синонимы. Слова-антонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Фразеологизмы.

III ЭТАП

Цель - восполнение пробелов в формировании связной речи.

Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения.

Развитие связной речи.

Составление предложений. Распространение и сокращение предложений

Составление рассказов из предложений, данных вразбивку.

Составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке.

Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

Работа с деформированным текстом.

Подробный и краткий пересказ.

Ожидаемые результаты логопедической работы

Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в развитии навыков устной и письменной речи.

Обучающийся должен знать:

гласные и согласные звуки, их признаки;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

изученные части речи и их признаки.

Обучающийся научится:

различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости; давать характеристику гласным и согласным звукам с опорой на образец и опорную схему;

делить слова на слоги для переноса;

обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составлять и распространять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; установливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

делить текст на предложения; выделять из текста предложения на заданную тему;

участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

выделять темы текста (о чѐм идет речь), выбирать один заголовок из нескольких, подходящих по смыслу;

самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа.


Тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий

5 класс

Количество часов-68 (2 занятия в неделю)


Тема занятия

Кол-во часов

1

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения .

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

2

3

Слоговой анализ и синтез слов.

2

4

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1

5

Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

1

6

Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

1

7

Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1

8

Мягкие согласные звуки перед гласной Е.

1

9

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

10

Мягкий знак в конце слова.

1

11

Мягкий знак в середине слова.

1

12

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

3

13

Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'

2

14

Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'

2

15

Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'

2

16

Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'

2

17

Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш

2

18

Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ

1

19

Состав слова. Корень слова.

1

20

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

2

21

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

1

22

Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.

1

23

Суффикс, суффиксальный способ образования слов.

2

24

Приставка, приставочный способ образования слов.

2

25

Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

26

Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

3

27

Сомнительные и непроизносимые согласные

2

28

Соотнесение предлогов и глагольных приставок

1

29

Слитное написание слов с приставками.

1

30

Раздельное написание слов с предлогами.

1

31

Дифференциация предлогов и приставок.

2

32

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

33

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.

1

34

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

35

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

1

36

Управление. Родительный падеж.

1

37

Управление. Дательный падеж.

1

38

Управление. Винительный падеж

1

39

Управление. Творительный падеж.

1

40

Управление. Предложный падеж.

1

41

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

2

42

Определение лексического значения слов.

1

43

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

1

44

Однозначные и многозначные слова.

1

45

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

1

46

Омонимы.

1

47

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

48

Нахождение антонимов в тексте.

1

49

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

50

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

1

51

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

1


6 класс

Количество часов-68 (2 занятия в неделю)


Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

1

3

Слоговой анализ и синтез слов.

2

4

Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных

1

5

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

6

Мягкий знак в конце слова.

1

7

Мягкий знак в середине слова.

1

8

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

1

9

Состав слова. Корень слова.

1

10

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

2

11

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

1

12

Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.

1

13

Суффикс, суффиксальный способ образования слов. Значение суффиксов.

2

14

Приставка, приставочный способ образования слов. Значение приставок.

2

15

Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

16

Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

17

Сомнительные и непроизносимые согласные

2

18

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

1

19

Слитное написание слов с приставками.

1

20

Раздельное написание слов с предлогами.

1

21

Дифференциация предлогов и приставок.

1

22

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

23

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.

1

24

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

25

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

1

26

Управление. Родительный падеж.

1

27

Управление. Дательный падеж.

1

28

Управление. Винительный падеж

1

29

Управление. Творительный падеж.

1

30

Управление. Предложный падеж.

1

31

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

32

Определение лексического значения слов.

2

33

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

1

34

Однозначные и многозначные слова.

1

35

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами

2

36

Омонимы.

1

37

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

38

Нахождение антонимов в тексте.

1

39

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

40

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

1

41

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

2

42

Прямое и переносное значение слова.

1

43

Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение загадок.

2

44

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.

2

45

Крылатые слова и выражения.

2

46

Пословицы и поговорки.

2

47

Предложение. Признаки предложения.

1

48

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

1

49

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

50

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

1

51

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

1

52

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

1

53

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

54

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

1

55

Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.

1



7 класс

Количество часов-68 (2 занятия в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Имя существительное. Значение имён существительных в речи.

1

3

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

4

Глагол. Изменение глаголов по временам.

1

5

Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде.

2

6

Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.

1

7

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде, падеже..

2

8

Распространение предложений путем включения в него имен прилагательных.

2

9

Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений в речи.

2

10

Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами.

2

11

Однозначные и многозначные слова.

2

12

Антонимы. Употребление антонимов в тексте.

2

13

Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

2

14

Прямое и переносное значение слова.

2

15

Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.

2

16

Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных по интонации.

1

17

Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания.

1

18

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

2

19

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

2

20

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

2

21

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

2

22

Составление предложений по картине с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

2

23

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

2

24

Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.

3

25

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

2

26

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными предложениями.

3

27

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями

3

28

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

3

29

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

3

30

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

3

31

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ составленных текстов.

4

8 класс

Количество часов-68 (2 занятия в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

2

3

Текст. Основная мысль текста.

2

4

Текст. Опорные слова.

2

5

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

2

6

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

2

7

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

2

8

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

3

9

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

3

10

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

3

11

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

12

Деление текста на части. Работа над планом.

2

13

Редактирование текста

2

14

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

2

15

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

16

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

2

17

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

2

18

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

3

19

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

2

20

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

2

21

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

2

22

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

2

23

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

2

24

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

2

25

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.

2

26

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

2

27

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

2

28

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

2

29

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

2

30

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

2

31

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

2

32

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

2

33

Заключительное занятие

1


9 класс

Количество часов-68 (2 занятия в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

2

3

Текст. Основная мысль текста.

2

4

Текст. Опорные слова.

2

5

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

2

6

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

2

7

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

2

8

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

3

9

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

3

10

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

3

11

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

12

Деление текста на части. Работа над планом.

2

13

Редактирование текста

2

14

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

2

15

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

16

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

2

17

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

2

18

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

3

19

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

2

20

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

2

21

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

2

22

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

2

23

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

2

24

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

2

25

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.

2

26

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

2

27

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

2

28

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

2

29

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

2

30

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

2

31

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

2

32

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

2

33

Заключительное занятие

1



Опубликовано


Комментарии (2)

Тарасова Ирина Викторовна, 22.08.20 в 05:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарна Вам за полезную публикацию.
Сергачева Анна Анатольевна, 22.08.20 в 22:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна, за отзыв о моей работе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.