Авторская программа внеурочной деятельности «Маthематика для жизни»
Аннотация к программе
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В современном обществе приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве, при этом владение иностранным языком рассматривается как один из инструментов расширения профессиональных знаний и возможностей. В связи с этим появляются новые образовательные технологии обучению иностранным языкам. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning).
CLIL рассматривает изучение иностранного языка, как инструмента для изучения других предметов, таким образом, формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. CLIL – дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений.
При проектировании курса обучения на основе данной методики
необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL: content (содержание)
communication (общение), cognition (мыслительные способности), culture (культурологические знания).
На основе методики CLIL разработана программа внеурочной деятельности «Маthематика для жизни» для учащихся 5-го класса, рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: развитие функциональной математической грамотности учащихся 5-х классов посредством использования английскою языка на занятиях, и изучение английского языка через математику (применение технологии CLIL во внеурочной деятельности).
Задачи:
развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
актуализировать и интегрировать предметные знания и умения с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
способствовать развитию умения самостоятельно формулировать проблему, как на математическом, так и на английском языке;
совершенствовать иноязычную компетенцию, способность и готовность учащихся использовать язык для решения коммуникативных задач;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать используемые методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
развивать способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации:
вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами;
осуществлять интеграцию школьных и внешкольных занятий.
При знакомстве с заданиями международных тестов в исследовании PISA следует иметь в виду, что основное требование при переводе текста задания с английского языка на языки стран-участниц – это максимальное сохранение одинакового смысла и одинаковой формы задания для всех стран. Поэтому возможно, что тексты некоторых заданий покажутся стилистически несовершенными, хотелось бы их переформулировать в более привычную редакцию. Однако перевод каждого задания на русский язык утверждается международными экспертами-специалистами в английском и русском языках, которые оценивают адекватность сделанного перевода. Поэтому достаточно часто при переводе приходится строго придерживаться английского варианта, хотя иногда сделанный перевод выглядит не совсем по-русски или не совсем привычно для наших учебников. К сожалению, значительные отступления от английского текста не пропускаются международными экспертами. В связи с этим на внеурочных занятиях учащимся предлагается обратить внимание на задания с официального сайга ОЭСР (PISA 2012 items for release_ENGLISH). Одно из таких заданий открытое задание «Memory Stick» («Флешка»).
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Ориентация на практику на уроке математики возможна за счет подбора учебных ситуаций, задач и примеров из реальной жизни. Правильный подбор задач, связь их с ситуацией в реальной жизни и личным опытом учащихся, опора на интересы и проблемы детей обеспечит мотивацию учащихся к изучению математики, и, главное, даст опыт решения задач, который потом пригодится в реальной жизни. Практико-ориентированная задача (задача с практическим содержанием) математическая задача, которая раскрывает приложение математики в окружающей нас действительности, смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности:
работа в группах,
работа в парах,
ролевые игры
деловые игры,
метод проектов,
творческие задания,
элементы критического мышления и т.д.
Планируемые результаты
В результате прохождения курса внеурочной деятельности «Маthематика для жизни» ожидаются следующие результаты:
Личностные – формирование у учащихся представлений о значимости математики и английского языка в развитии цивилизации и современного общества; формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве как на русском языке, так и на английском; развитие таких качеств как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлению иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; формирование основ экологической культуры, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Метапредметные – формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, следующих универсальных учебных действий:
регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели;
познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;
добывать необходимую информацию для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
перерабатывать полученную информацию – сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений и событий;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения:
договариваться о совместной деятельности, приходя к общему решению.
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Задачи на взвешивание | 3 |
2 | Задачи на интерпретацию информации, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм | 6 |
3 | Задачи о часах и времени | 3 |
4 | Задачи на оценку и планирование при покупке | 4 |
5 | Логические задачи | 3 |
6 | Задачи с использованием простейших геометрических понятий и соотношений | 1 |
7 | Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге | 4 |
8 | Задачи на конструирование | 2 |
9 | Сюжетные задачи | 1 |
10 | Задачи на движение | 1 |
11 | Задачи на проценты | 2 |
12 | Диагностическая работа | 2 |
13 | Вводное и итоговое занятия | 2 |
Итого | 34 |
Были выделены умения, на формирование или развитие которых, следует обратить внимание при обучении математике в 5-х классах:
выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;
выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;
выполнять деление с остатком, иметь представление о делителях и кратных;
выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений, округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной ситуации по недостатку или по избытку;
распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная);
решать задачи на увеличение/уменьшение на/в;
переводить единицы измерения длины и времени из более крупных в более мелкие и обратно;
решать задачи методом перебора вариантов;
читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;
иметь представление о шкалах;
ориентироваться на числовой прямой;
устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;
распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;
представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам;
мысленно трансформировать трёхмерную фигуру (реальный объект) двумерную и обратно, распознавать развертки куба, параллелепипеда;
складывать фигуры из квадратов, прямоугольников, треугольников, отрезков, разбивать на указанные формы;
использовать для решения задач простейшие свойства квадрата и прямоугольника;
иметь представление о площади и периметре, применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника;
проверять истинность утверждений, обосновывать вывод, утверждение, полученный результат.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Материал для занятия |
Вводное занятие | |||
Входная диагностическая работа | Приложение 1 | ||
Задачи на взвешивание | Другие задания Приложение 3 | ||
Задача "Багаж" | Приложение 2 | ||
Задача "Взвешивание фруктов" | Приложение 3 | ||
Задачи на интерпретацию информации, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм | Приложение 4 | ||
Задачи "Парусники" | Приложение 5 | ||
Задачи "Самые высокие сооружения в России", "Самые высокие небоскрёбы в мире" | МГ* с. 19-21 №12, с. 25-26 №18 | ||
Задачи "Круиз на теплоходе", "Морские лодки" | МГ с. 70-72, с. 76-77, с. 43 | ||
Задачи "Опрос школьников | МГ с. 44, с. 58 | ||
Mathematical problem "Memory stick" | Приложение 6 | ||
Задачи о часах и времени | Приложение 7 | ||
Занятие - это важно знать "Время и первые часы". Задача "Песочные часы" | Приложение 8 | ||
Проект "Мой день - на что я трачу время?" | |||
Задачи на оценку и планирование при покупке | Приложение 9 | ||
Задача "Расход бензина" | Приложение 10 | ||
Задача - учебная ситуация "Покупка тетрадей для контрольных работ" | Приложение 11 | ||
Логические задачи. Анализ утверждений | Приложение 12 | ||
Логические задачи. Анализ утверждений. Задача "Какая машина?" | |||
Проект "Моя логическая задача" | |||
Задачи с использованием простейших геометрических понятий и соотношений. Задача "Садовник" | Приложение 13 | ||
Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге | Другие задания Приложение 14 | ||
Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге | Приложение 14 | ||
Задачи "Площадка для бадминтона", "Пруд" | МГ с. 39, с. 45 | ||
Задача - учебная ситуация "Сколько деревьев нужно посадить, чтобы изучать математику?" | Приложение 15 | ||
Задачи на конструирование | МГ с. 46 №4-5, с. 51 №4-5, с. 52 №6, с. 55 №10, с. 56 №11, с. 58 №14, с. 59 №15, с. 72 | ||
Задача "Маша и развертка куба" | МГ с. 60 | ||
Сюжетные задачи | Приложение 16 | ||
Задачи на движение | Приложение 17 | ||
Задачи на проценты | Приложение 18 | ||
Блиц-турнир "Проценты" | |||
Ситуационная задача "Покраска пола" | Приложение 19 | ||
Итоговая диагностическая работа | |||
Подведение итогов. Обсуждение результатов. |
* Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 79 с. : ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075989-2