12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пестова Юлия Рямильевна442
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Аннотация к программе


Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В современном обществе приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве, при этом владение иностранным языком рассматривается как один из инструментов расширения профессиональных знаний и возможностей. В связи с этим появляются новые образовательные технологии обучению иностранным языкам. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning).

CLIL рассматривает изучение иностранного языка, как инструмента для изучения других предметов, таким образом, формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. CLIL – дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений.

При проектировании курса обучения на основе данной методики
необходимо учитывать 4 «С» методики
CLIL: content (содержание)
communication (общение), cognition (мыслительные способности), culture (культурологические знания).

На основе методики CLIL разработана программа внеурочной деятельности «Маthематика для жизни» для учащихся 5-го класса, рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю).

Цель: развитие функциональной математической грамотности учащихся 5-х классов посредством использования английскою языка на занятиях, и изучение английского языка через математику (применение технологии CLIL во внеурочной деятельности).

Задачи:

развивать мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

актуализировать и интегрировать предметные знания и умения с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

способствовать развитию умения самостоятельно формулировать проблему, как на математическом, так и на английском языке;

совершенствовать иноязычную компетенцию, способность и готовность учащихся использовать язык для решения коммуникативных задач;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать используемые методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

развивать способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации:

вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами;

осуществлять интеграцию школьных и внешкольных занятий.

При знакомстве с заданиями международных тестов в исследовании PISA следует иметь в виду, что основное требование при переводе текста задания с английского языка на языки стран-участниц – это максимальное сохранение одинакового смысла и одинаковой формы задания для всех стран. Поэтому возможно, что тексты некоторых заданий покажутся стилистически несовершенными, хотелось бы их переформулировать в более привычную редакцию. Однако перевод каждого задания на русский язык утверждается международными экспертами-специалистами в английском и русском языках, которые оценивают адекватность сделанного перевода. Поэтому достаточно часто при переводе приходится строго придерживаться английского варианта, хотя иногда сделанный перевод выглядит не совсем по-русски или не совсем привычно для наших учебников. К сожалению, значительные отступления от английского текста не пропускаются международными экспертами. В связи с этим на внеурочных занятиях учащимся предлагается обратить внимание на задания с официального сайга ОЭСР (PISA 2012 items for release_ENGLISH). Одно из таких заданий открытое задание «Memory Stick» («Флешка»).

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Ориентация на практику на уроке математики возможна за счет подбора учебных ситуаций, задач и примеров из реальной жизни. Правильный подбор задач, связь их с ситуацией в реальной жизни и личным опытом учащихся, опора на интересы и проблемы детей обеспечит мотивацию учащихся к изучению математики, и, главное, даст опыт решения задач, который потом пригодится в реальной жизни. Практико-ориентированная задача (задача с практическим содержанием) математическая задача, которая раскрывает приложение математики в окружающей нас действительности, смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности:

работа в группах,

работа в парах,

ролевые игры

деловые игры,

метод проектов,

творческие задания,

элементы критического мышления и т.д.


Планируемые результаты

В результате прохождения курса внеурочной деятельности «Маthематика для жизни» ожидаются следующие результаты:

Личностные – формирование у учащихся представлений о значимости математики и английского языка в развитии цивилизации и современного общества; формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве как на русском языке, так и на английском; развитие таких качеств как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлению иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; формирование основ экологической культуры, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

Метапредметные формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, следующих универсальных учебных действий:

регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели;

познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;

добывать необходимую информацию для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

перерабатывать полученную информацию – сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений и событий;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения:

договариваться о совместной деятельности, приходя к общему решению.






Содержание программы

Тема

Кол-во часов

1

Задачи на взвешивание

3

2

Задачи на интерпретацию информации, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм

6

3

Задачи о часах и времени

3

4

Задачи на оценку и планирование при покупке

4

5

Логические задачи

3

6

Задачи с использованием простейших геометрических понятий и соотношений

1

7

Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге

4

8

Задачи на конструирование

2

9

Сюжетные задачи

1

10

Задачи на движение

1

11

Задачи на проценты

2

12

Диагностическая работа

2

13

Вводное и итоговое занятия

2


Итого

34


Были выделены умения, на формирование или развитие которых, следует обратить внимание при обучении математике в 5-х классах:

выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;

выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;

выполнять деление с остатком, иметь представление о делителях и кратных;

выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений, округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной ситуации по недостатку или по избытку;

распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная);

решать задачи на увеличение/уменьшение на/в;

переводить единицы измерения длины и времени из более крупных в более мелкие и обратно;

решать задачи методом перебора вариантов;

читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;

иметь представление о шкалах;

ориентироваться на числовой прямой;

устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;

распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;

представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам;

мысленно трансформировать трёхмерную фигуру (реальный объект) двумерную и обратно, распознавать развертки куба, параллелепипеда;

складывать фигуры из квадратов, прямоугольников, треугольников, отрезков, разбивать на указанные формы;

использовать для решения задач простейшие свойства квадрата и прямоугольника;

иметь представление о площади и периметре, применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника;

проверять истинность утверждений, обосновывать вывод, утверждение, полученный результат.


Тематическое планирование

Дата

Тема

Материал для занятия



Вводное занятие




Входная диагностическая работа

Приложение 1



Задачи на взвешивание

Другие задания Приложение 3



Задача "Багаж"

Приложение 2



Задача "Взвешивание фруктов"

Приложение 3



Задачи на интерпретацию информации, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм

Приложение 4



Задачи "Парусники"

Приложение 5



Задачи "Самые высокие сооружения в России", "Самые высокие небоскрёбы в мире"

МГ* с. 19-21 №12, с. 25-26 №18



Задачи "Круиз на теплоходе", "Морские лодки"

МГ с. 70-72, с. 76-77, с. 43



Задачи "Опрос школьников

МГ с. 44, с. 58



Mathematical problem "Memory stick"

Приложение 6



Задачи о часах и времени

Приложение 7



Занятие - это важно знать "Время и первые часы". Задача "Песочные часы"

Приложение 8



Проект "Мой день - на что я трачу время?"




Задачи на оценку и планирование при покупке

Приложение 9



Задача "Расход бензина"

Приложение 10



Задача - учебная ситуация "Покупка тетрадей для контрольных работ"

Приложение 11



Логические задачи. Анализ утверждений

Приложение 12



Логические задачи. Анализ утверждений. Задача "Какая машина?"




Проект "Моя логическая задача"




Задачи с использованием простейших геометрических понятий и соотношений. Задача "Садовник"

Приложение 13



Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге

Другие задания Приложение 14



Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге

Приложение 14



Задачи "Площадка для бадминтона", "Пруд"

МГ с. 39, с. 45



Задача - учебная ситуация "Сколько деревьев нужно посадить, чтобы изучать математику?"

Приложение 15



Задачи на конструирование

МГ с. 46 №4-5, с. 51 №4-5, с. 52 №6, с. 55 №10, с. 56 №11, с. 58 №14, с. 59 №15, с. 72



Задача "Маша и развертка куба"

МГ с. 60



Сюжетные задачи

Приложение 16



Задачи на движение

Приложение 17



Задачи на проценты

Приложение 18



Блиц-турнир "Проценты"




Ситуационная задача "Покраска пола"

Приложение 19



Итоговая диагностическая работа




Подведение итогов. Обсуждение результатов.



* Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 79 с. : ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). – ISBN 978-5-09-075989-2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.