Авторский дизайн в декоративно-прикладном творчестве как средство развития творческих способностей и креативного мышления учащихся на примере работы флористической студии «Фитодизайн»
«Авторский дизайн в декоративно-прикладном творчестве
как средство развития творческих способностей
креативного мышления учащихся
на примере работы флористической студии «Фитодизайн»
Статья педагога дополнительного образования
Шуленко Лины Валерьевны.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей, - художественно-творческие виды деятельности.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности, удовлетворяет интересы и потребности. Творчество начинается с новой идеи. Но чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти.
Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Если понимать творчество как создание нового, наши дети — самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а по большей части, открывают его для себя посредством творческого эксперимента, авторского дизайна. Грамотно построенная творческая обстановка в объединении прямым образом связана с улучшением качества работ, повышает качество организационных решений, повышает профессиональные навыки учащихся.
Для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Эффективные методики - инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.
Вот несколько методик и приемов, используемых на занятиях студии «Фитодизайн», которые позволяют добиться прогнозируемых высоких результатов в обучении: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия (организация обсуждения материала), игра, креативное поле, проектная деятельность.
1.Творческое задание «Трансформация».
Все учащиеся старшей группы получают одинаковые готовые изделия. В нашем случае это были плетеные подставки под мобильные телефоны устаревших моделей. Согласно заданию учащиеся должны были изменить изделия, основываясь на литературной или кинематографической истории. Готовая измененная работа должна была стать своеобразной объемной иллюстрацией.
Перед нами несколько работ, созданных по мотивам различных произведений: «Назад в будущее», «Хроники хищных городов», «Кин-дза-дза!», сказок народов мира.
Часто в процессе работы учащиеся разрабатывают сюжетную составляющую своих работ: продумывают историю для готового изделия, подчиняют идее творческий процесс. Это один из способов создания уникального авторского изделия. И ,как его продолжение второй метод, основанный на проработке сюжета и истории и предполагающий индивидуально-групповую работу.
2. Нередко рабочий темп учащихся сильно отличается, отстающим нелегко догонять лидеров, что сказывается на работоспособности и заинтересованности детей. И в этом случае различия в скорости работы превращаются в преимущество для преподавания определенных тем, основанных на ассоциациях. Композиция, созданная раньше, превращается не в образец, а в первую тему цикла или коллекции. И следующие работы других учащихся группы должны логически и тематически ее продолжить. Такие условия заставляют учащихся заранее распределять «роли» и темы, разбиваться на группы или пары, формируя навыки командной дизайнерской работы. Как пример цикл «Ветер».
Или пары композиций «Утро» и «Вечер».
Еще один пример игрового момента работа по жребию. Подобные творческие эксперименты проводятся в рамках закрепления и обобщения большого пласта учебного материала. Так итоговой работой по теме «Панно и коллажи» у группы продвинутого уровня было декоративное панно «Маленькая комната». Учащиеся вытягивали жребий с тематикой панно: «Землетрясение», «Новогодний ужин», «Народная сказка» и т.д. В ряде случаев, при недостатке материалов, разрешалось поменяться темами, но не изменять саму тему. Это связано с требованиями к профессиональной деятельности флориста или декоратора, когда необходимо четкое выполнение технического задания при достаточно произвольном выборе исполнителей в рамках одной команды. При этом, несмотря на высокий уровень импровизации, началу работы над панно и композициями предшествует подготовительный этап, когда композиции не только обговариваются, но подбирается материал и создаются эскизы/схемы.
3. Импровизация. Нередко в своей профессиональной деятельности флористу \декоратору необходимо создавать коммерчески успешные изделия из материалов, имеющихся в наличии. Развитие подобных творческих навыков формируется в процессе построения работы, отталкиваясь от материала. В одном случае набор материалов (природных и искусственных) абсолютно идентичен. Работы выполняются по схематичному образцу, но допустимы любые авторские отступления. Так на открытом занятии «Композиции в стиле икебана» учащиеся вновь обратились к созданию композиций-иллюстраций, где каждое транспарентное панно несло свою смысловую символическую нагрузку.
При этом набор материалов намеренно ограничен и даже скуден. Такой принцип творческих заданий характерен для флористических конкурсов, он позволяет оценить технические навыки флористов. В другом случае выполнение задания строится на самостоятельной предварительной работе: подбор материалов в определенной цветовой гамме, размере, изучение ряда приемов оформления или трансформации материала, использование знаний из других областей ДПТ. В работе с веерами учащиеся находили для декора шитые, вязаные, собранные из фоамирана элементы.
Прием импровизации в работе юных флористов используется постоянно, это неизменная творческая составляющая работы студии. Однако хороша только продуманная импровизация. И законченный образ нередко кардинально отличается от первоначального выбора.
4. Не менее важно в развитии креативных способностей – признание, проживание ситуации успеха. Сюда относятся: участие в выставках, конкурсах, публичных мероприятиях различного уровня, комплименты и творческие отчеты родителям в группах студии, публикация фотографий и наградных документов в интернет ресурсах, создание он-лайн галерей в группе студии в социальной сети в контакте и инстаграме. А также признание успешности и одаренности, стимуляция талантливых учащихся различными способами: грамотами, благодарностями, публичными поощрениями, бесплатными поездками в оздоровительные лагеря. Очень важно давать постоянную обратную эмоциональную связь учащимся. На занятиях и в общении при дистанционном обучении я, как преподаватель, рассказываю о своих ассоциациях, переживаниях, вызванных работами, включаю других учащихся в обсуждение и анализ готовых изделий. Так учащиеся находятся в постоянном «творческом эмоциональном поле», поддерживаются товарищами, преподавателями, зрителями и родителями.
Фотосессии на мероприятиях.
Фотосессия для сайта учреждения
Поощрительная фотосессия для баннера учреждения. Коллектив стал одним из 20 победителей в конкурсе «Мой кружок самый лучший».
Фотосессии победителей. Фотосессия с открытого мастер-класса. Мастер-классы регулярно проводятся в выставочном зале ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», где любой ребенок может присоединиться к занятию. Регулярные фотосессии детей с работами для демонстрации в наших группах и на сайтах.
Скриншоты страниц с дипломами. Учащиеся участвуют в очных и дистанционных тематических бесплатных конкурсах различного уровня.
5. Не менее важно в нашей работе обращение к национально-региональному компоненту. Как флористов, прежде всего нас интересует природа родного полуострова, как декораторов и дизайнеров - история, этнография нашей Родины и мира. Обращение к национальным традициям, истокам, промыслам и их современное переосмысление раскрывает огромные перспективы и возможности в творческом развитии и в выборе будущих профессий: флориста, флориста-дизайнера, ландшафтного дизайнера, интерьерного декоратора, бутафора, мастера миниатюрных форм, преподавателя прикладного направления, этно-художника...
Именно занятия дизайном во флористике и декоре активно развивают творческое мышления и креативность, что не менее важно, чем наработка безупречных технических навыков и специальных навыков для детей, выбирающих свои профессиональным будущим прикладные искусства. Дизайн предоставляет полную свободу в выборе технологии и материала, исполнения творческого замысла. Предполагает использование нестандартных техник и их активное смешивание. Дизайн является интересной деятельностью для детей и обладает неоценимой ролью в развитии мышления, воображения и умения применять полученные знания на практике. Изготавливая тот или иной дизайн-проект, учащиеся знакомятся с его предназначением, отдельными элементами, использованием в быту, аккумулируют знания и умения, приобретенные в различных предметных областях. Это способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, в процессе деятельности у них появляется интерес к художественной культуре, обучающиеся учатся творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности, происходит осознание своих возможностей, выбирается вектор развития и формируется устойчивый интерес к будущей профессии. Также целенаправленное приобщение к дизайн - проектированию, как неотъемлемой части национальной и мировой культуры, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Источники
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст: непосредственный, электронный // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 15.03.2020).
Ершова Л.В. Детский дизайн – как средство развития творческих способностей у школьников.- URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/03Oktober2018/DETSKIY%20DIZAYN%20_%20 KAK%20SREDSTVO%20RAZVITIYa%20TVORChESKIH%20SPOSOBNOST EY%20U%20ShKOLNIKOV.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
Ефремов Г.В. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества.- URL: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-zanyatiyah-dekorativnoprikladnogo-tvorchestva-2439595.html (дата обращения 20.03.2021)
Цаплин А.О. Дизайн как средство развития креативного мышления младших школьников.- URL:https://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/77.doc (дата обращения 20.03.2021)
Пролубщикова Наталья Владимировна
Лина
Спицына Любовь Ивановна
Лина
Ломакина Ирина Алексеевна
Лина