12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мустаева Диана Айратовна16
1

Доклад «Информационно-коммуникативные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся»

Информационно-коммуникативные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Мустаева Диана Айратовна,

учитель начальных классов.

Современный мир отличается от предыдущих поколений динамичным развитием во всех областях, застрагивающих жизнь людей, а ребёнок находится в центре этого развития. В начальной школе у ребенка происходит смена деятельности с игровой на учебную, которая в некоторых случаях сопровождается психологическими проблемами. А использование возможностей компьютера позволяет учителю в большей степени обеспечить для обучающегося более плавный переход к данной деятельности.

Школа, к сожалению, пока не в полной мере достигает обозначенного результата – это выпускника, способного активно и компетентно действовать в современном мире. Из-за чего увеличивается разрыв между тем, что способна предъявить школа обществу, и тем, что общество ожидает от школы. И тем самым возникает большое количество проблем, главной из которых является проблема  качества образования.

По моему мнению,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является тем самым элементом, способным создать баланс между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены, такие как: передачу, распространение, раскрытие.

К информационно-коммуникационным технологиям относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Но также часто к ним относят технологии управленческого консультирования и проектирования, бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы - тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Они особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. А также они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – это сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – это тренажеры, которые выполняют функцию дидактических материалов.

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями такими, как: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Технические средства обучения получили широкое распространение, и выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.

Во - вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций:

1. образовательную,

2. развивающую,

3. воспитательную.

Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Одна из целей применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

Во-первых, информационно-коммуникативные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Одним из основных достоинств уроков с использованием информационно-коммуникативные технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать следующие направления: создание слайд-презентаций к учебнику, подготовка индивидуальных карточек для обучения, использование готовых электронных учебных материалов.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии позволяют активировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокую степень дифференциации обучении, а также повысить объём выполняемой на уроке работы.

В заключении хотелось бы добавить, что применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование современных информационно - коммуникационных технологий может благоприятно способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

Список использованной литературы:

1. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения. Москва – 2003.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Москва – 1994.

3. Основные методы преподавания в начальных классах (электронный ресурс): https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/sovriemiennyie-mietody-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie

4. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. – 2013.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.