12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Елена Германовна257
Учитель русского языка и литературы
Россия, Башкирская респ., с. Кош_Елга Бижбулякский р-н

Моё авторское наглядное пособие «Члены предложения»

Автор: Семёнова Елена Германовна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякский район республика Башкортостан

Пояснительная записка

Данное авторское пособие создано для учащихся 3-4 классов (когда я работала учителем начальных классов), как наглядное пособие при изучении главных и второстепенных членов предложения. Перейдя работать в средние классы, я стала применять это пособие и с учащимися 5 классов при изучении раздела «Синтаксис. Пунктуация». Использую это пособие уже около 25 лет, создавалось оно на обычном ватмане красками, фломастерами разных цветов тогда, когда ещё не было возможности проецировать на экран схемы и таблицы, и нам, учителям, приходилось самим создавать рисунки, картинки, схемы. Пособие очень полюбилось детьми и «живёт» уже много-много лет в моей педагогической копилке.

Раньше оно выглядело вот так:

t1645720827aa.jpg

Активное использование ИКТ на уроках существенно облегчило работу учителя. При помощи разнообразных программ можно быстро создать таблицу, схему, картинку. Обновленный вариант авторского пособия создан при помощи программы Adobe Photoshop.

t1645720827ab.png

При изучении главных и второстепенных членов предложений некоторые (слабые) учащиеся затрудняются в классификации и различении главных и второстепенных членов, затрудняются в запоминании названий членов предложений. Данная схема построена на ассоциации членов предложения с членами семьи. Она помогает и слабым учащимся хорошо ориентироваться в различении главных и второстепенных членов, видах второстепенных членов.

Для каких разделов и тем рекомендуемо пособие?

5 класс

Раздел «Синтаксис. Пунктуация».

Темы: Предложение.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Односоставные и двусоставные предложения.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Синтаксический разбор простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Фрагмент урока в 5 классе:

Ниже представлен примерный конспект вводной беседы при изучении темы: «Главные и второстепенные члены предложения». Беседа строится с опорой на знания учащихся, полученных в начальных классах оп данному разделу. Дети быстро вовлекаются в беседу и уже сами импровизируют и даже додумывают что-то свое.

Учитель: Ребята, посмотрите, что вы видите на этой схеме? Верно, это семья, где есть папа, мама и их дети. Какая это семья? (Дружная, веселая, счастливая, многодетная ….) Сегодня мы будем говорить с вами о предложениях, о членах предложения. Давайте вообразим, что предложение - это семья. Как вы думаете, почему все члены семьи держутся за руки? (одна семья, взаимосвязаны) Так и в предложении все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Семьи бывают большие и маленькие. Предложения тоже бывают маленькие, коротенькие, а бывают большие, содержательные. Члены предложения аналогичны членам семьи.

- Кто главные члены семьи? (папа и мама) Так и в предложении. Есть главные члены предложения. Как они называются? Смотрим на схему. Верно, это подлежащее и сказуемое. Запишем предложение: Падают листья. Подчеркнем подлежащее и сказуемое. Это основа семьи, фундамент, основная информация в предложении. (Опираемся на знания детей, полученные в нач. классах)

Семьи бывают разные. Больше всего семей, где есть и папа, и мама. Это хорошо. И в нашей речи тоже больше предложений, где есть и подлежащее, и сказуемое. Это двусоставные предложения.

Бывают семьи только с мамой. В предложении: только подлежащее. (односоставные) Например: Осень.

Бывают семьи только с папой. В предложении: только сказуемое. (односоставное) Например: Вечерело.

В семье, где только мама и папа жизнь скучноватая, потому что взрослые люди серьезные. А вот, когда в семье появляются дети («второстепенные» члены) – семья становится веселая, полная, богатая. (распространенное)

Так и с предложениями. Без второстепенных членов предложение бедное, несодержательное. (нераспространенное)

- Запишем и сравним: Падают листья. С деревьев медленно падают золотые листья.

- Какое предложение богаче и выразительнее?

- В семьях бывает разное количество детей: один, два, три и даже десять. Предложения тоже бывают с разным количеством слов. Чем больше в семье членов семьи, тем жизнь интереснее и насыщеннее, так и в предложении: чем больше членов предложения, тем оно содержательнее и богаче.

Дочки и сыночки в семье имеют разные имена, разный характер, отличаются внешностью. В предложении «детишек» мы называем тоже своими именами: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого из них свои особенности, с которыми мы будем знакомиться на последующих уроках.

Вы знаете, что в некоторых семьях бывают двойняшки, тройняшки, даже четверняшки и пятерняшки. Это дети, родившиеся в одно время, часто похожие друг на друга, так и в предложении бывают одинаковые (однородные ) члены предложения: могут быть однородные дополнения, определений или обстоятельств. Но об этом будем говорить поподробнее при изучении однородных членов предложения.

А в одном доме (квартире) может жить несколько семей? Две, например? (Да, бабушка с дедушкой, и молодая семья) Если одна семья – то это простое предложение, а если две семьи, то называется сложное предложение.

Но это тоже тема других уроков.

А теперь берем карандаши, фломастеры и срисовываем эту схему в свою тетрадь. (Дети с радостью рисуют семью, дорисовывая наряды, прически, тем самым запоминая названия терминов.)

Это схема висит на видном месте на доске. В течении цикла уроков по разделу «Синтаксис и пунктуация» мы часто обращаемся к этой схеме. При синтаксическом разборе предложения учащиеся визуально представляют эту «картинку с семьёй» и с легкостью разбирают и характеризуют предложение.

Опубликовано


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 25.03.22 в 22:19 0Ответить Пожаловаться
Елена Германовна, поздравляю с победой в конкурсе!

Фоминова Елена Владимировна, 27.03.22 в 08:47 0Ответить Пожаловаться
Елена Германовна, поздравляю с победой. Спасибо за интересный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.