Проектно-исследовательская работа по литературе «Бал в жизни дворянского общества 19 века и его отражение в русской литературе»

2
0
Материал опубликован 14 June 2023 в группе



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

города Тюмени






Бал в жизни дворянского общества и

его отражение в литературе XIX века







Выполнила: ученица 10 «В» класса

Абдуллина Регина Ильгизовна


Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы Власова Елена Сергеевна



























Оглавление

Введение…………………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4

Глава 1

1.1. Что такое «бал», и история его возникновения……………………… . . . . . . . . 4

1.2. Виды балов …………………………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.3. Виды танцев на балу……………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-6

1.4. Бальный этикет………………………………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-8

1.5. Роль бала в жизни дворянского общества………….. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 8

Глава 2

2.1. Отражение темы бала в русской литературе XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8-11

Заключение……………………………………………………. . .. . . . . . . . . . . . . . . . 12-13

Список литературы…………………………………………………………….... . . . . . 14








































Введение

Выбор темы:

Слово «бал» у большинства современных людей ассоциируется, в первую очередь, с чем-то прекрасным, но давно минувшим. Также многие представляют красивые танцы, грациозных дам в пышных платьях, элегантных кавалеров в костюмах.

Однако мало кто осведомлен о том, как именно проходил бал, и какое влияние он оказывал на дворянское общество того времени.

Ведь ни для кого не секрет, что бал имел огромную популярность в некоторых произведениях 19 века, поэтому мы так часто можем наблюдать в них описание сцен балов и само представление писателей об этом мероприятии.

Нас заинтересовала данная тема, и мы задались следующими вопросами:

что такое бал? Когда начали появляться балы в России? Какие бывают виды балов? Какую роль играл бал в жизни дворянского общества? И как бал отражается в литературе 19 века?

Гипотеза:

мы предположили, что бал являлся важным структурным элементом дворянского быта XIX века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета.

Цель - изучение роли бала в жизни дворянского общества и литературе XIX века.

Задачи:

- изучение монографических публикаций и статьей по выбранной тематике;

- анализ сцен бала в художественной литературе;

- определение идейно – художественного значения бальных сцен в произведениях русских классиков.

Методы исследования:

- изучение монографических публикаций и статей;

- анализ текстов художественных произведений;

- обобщение данных исследования.

Объект исследования - произведения русских писателей XIX века.

Предмет исследования - описание сцен бала в произведениях русской литературы XIX.









Актуальность: данный материал можно использовать на уроках литературы, а также на факультативных занятиях по литературе.

Глава 1

1.1. Что такое «бал», и история его возникновения

Бал – (от французского «bal», итальянского «ballo», немецкого «Ball», что означает танцевать) – это собрание многочисленного общества для танцев.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи.

Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году во Франции в городе Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

А в России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Стоит отметить, что русские балы отличались своим размахом и великолепием.

1.2. Виды балов

Различают разные виды балов и их немало количество. Выделим самые основные из них: семейные, детские, балы-маскарады, придворные и общественные балы.

Самые непринужденные из балов - семейные.

Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы - маскарады являлись самыми излюбленными праздниками многих. Обязательными атрибутами этого бала были маски, плащи, карнавальные костюмы. Атмосфера таинственности раскрепощала и располагала к свободному общению.



Придворные балы в Петербурге, как правило, были довольно скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Общественные балы. Их бытовало множество разновидностей. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц.

Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя, врачи. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами.

1.3. Виды танцев на балу.

На русских балах 19 века программа, а также число и очередность танцев, колебалась в зависимости от видов бала. Например, на придворных предпочтение отдавали французскому кадрилю, мазурке, полонезу и вальсу. А на частных балах танцы были наиболее различными.

Отметим основные виды танцев, что очень часто встречались на бальных вечерах.

Полонез

Это торжественный танец. Он исполняется в начале бала и выглядит как шествие танцоров. В полонезе танцующие пары двигаются по определенным геометрическим фигурам.

Вальс

Самый романтический танец. Его основу составляет плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Наиболее распространенная фигура в вальсе ‒ полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Мазурка

Это танец с быстрым темпом. Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру – он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Мазурка обычно была последним танцем перед ужином.

Котильон

Веселый и игровой танец, который исполняли после ужина, в конце бала. После танца кавалер обязан был проводить даму до того места, куда она попросит.

Кадриль





Народный и бальный танец, который танцевали 2 или 4 пары, расположенные по углам друг напротив друга.

1.4. Бальный этикет

1. Приглашение
Любой бал начинается с приглашения. Их готовили устроители мероприятия по заранее определенному списку участников ещё задолго до предполагаемой даты, рассылались же они недели за три до начала бала, тем самым предупреждая желание гостей обновить свой гардероб по случаю торжества.

На небольшие танцевальные вечера приглашения могли рассылаться приблизительно за неделю. Приглашенные в течение двух дней обязывались ответить на приглашение, оповестив хозяев о возможности или невозможности принять участие в мероприятии, чтобы они могли по необходимости скорректировать списки. Молчание в этом случае не допускалось и являлось признаком дурного тона.

2. Начало бала
На бал было принято являться с небольшим опозданием, но не более, чем на час. Хотя это правило соблюдалось не всегда. Так, например, если время было назначено на восемь вечера, то гости прибывали к девяти, а некоторые – к десяти или к полуночи. При этом, если среди приглашенных был член королевской семьи или иностранный принц, то бал не мог начаться до его приезда.

Нередко на бал являлись всей семьей. Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и её мужем. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении родителей или пожилой особы (обычно они следили за тем,

чтобы девушка не осталась без кавалера и завела необходимые знакомства, особенно во время ее дебюта). Мужчины могли являться на бал в одиночку.

У входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку-программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. При входе в залу мужчины пропускали дам вперед и даже не думали о том, чтобы взять их под руку, младшие пропускали старших, каждый пропускал вперед того, кто стоит выше его по социальной лестнице. Новоприбывших гостей объявляли при появлении в бальной зале и прежде всего они должны были засвидетельствовать своё почтение перед хозяевами.
3. Ангажемент
В течении всего века порядок и количество танцев постоянно менялись, например, во второй половине 19 века полонез могли исполнять в конце бала (когда он обычно открывал бал), тогда танцы начинались с кадрили или вальса.







Неизменным оставалось негласное правило: первый танец всегда начинал наиболее высокопоставленный гость, приглашая на этот танец хозяйку бала, а хозяин, соответственно, самую почтенную гостью.

Джентльмен, который прибыл в паре с супругой, должен был всячески ухаживать за своей дамой: сопровождать её, провожать ко столу, приносить напитки и следить за тем, чтобы ее бальная книжечка не пустовала. Первый танец он непременно танцевал со своей спутницей (кроме случая, когда он есть самый знатный гость), после которого мог сменить партнершу, предварительно проводив свою даму к ее месту либо передав другому ангажировавшему ее кавалеру.

Пригласить даму на танец можно было и до начала бала. Кавалер, приглашающий на танец незнакомую даму, должен сначала представиться ей через общих знакомых. Дама могла танцевать с любым кавалером, ей не следовало отклонять приглашение кроме тех случаев, когда она была заранее приглашена на танец (тогда следовало сообщить какой из танцев остался у нее свободен), сильно устала или, когда кавалер ангажирует ее слишком часто (осуждению подлежали дамы, которые танцевали более четырех раз за вечер с одним и тем же партнером, если он не является ее супругом). В последнем случае дама должна была пропустить этот танец: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины. Чтобы не забыть какой танец кому был обещан, дама записывала в бальную книжечку (карне) имена пригласивших ее кавалеров напротив соответствующего танца.

Как правило, хозяева дома либо распорядитель бала просили знакомых кавалеров приглашать на танцы непопулярных дам, чтобы они не остались без внимания. Также и от дам, пользующихся успехом, в случае, когда они вынуждены были отказать кавалеру, ожидали, что они предложат взамен себя одну из своих знакомых, которых реже приглашают на танцы. При этом ни кавалер, ни дама не могли уже отказаться от танца – это выглядело бы невежливо.
4. Во время танца
Разумеется, недопустимо было принимать участие в танце, не зная его фигур (кроме вальса, полонеза и кадрили на балу танцевали польку, мазурку и контрдансы), тем самым молодые люди могли серьезно повредить своей карьере. Напротив, прекрасный танцевальный навык всегда способствовал возвышению в глазах общества и продвижению. После объявления танца, кавалер должен найти приглашенную им даму, извинившись перед ее окружением, предложить ей руку и ввести в круг





танцующих. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму впереди себя, если же тесно – идти впереди самому.

Перед танцем партнеры обмениваются поклонами. В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер.

Во время танца кавалер не должен заставлять скучать даму, а вести с ней непринужденный светский разговор. Неприличным считалось слишком громко разговаривать и смеяться. По окончании танца



мужчина кланялся партнерше и провожал до ее места, а даме следовало ответить легким реверансом и улыбнуться.
5. После бала
Замужним дамам и молодым барышням не полагалось покидать бал в одиночку. Первые уходили в сопровождении мужей или других замужних дам, молодые барышни – вместе с матерью или компаньонкой. Перефразируя одну известную поговорку: бал – ещё не повод для знакомства, даже если дама танцевала с кавалером всю ночь напролет, на следующий день, встретив ее на променаде, джентльмен не мог подойти к ней и поклониться, пока она не показывала, что узнает его.

1.5. Роль бала в жизни дворянского общества

Бал в жизни каждого дворянина имел довольно большое значение. Для дворянского общества бал считался увеселительным мероприятием, на котором можно было отдохнуть и отвлечься от рутинной жизни. Ведь бальные вечера не только позволяли танцевать в пышных платьях и

красивых костюмах, но и предоставляли возможность людям непринужденно общаться друг с другом, сближаться, заводить новые знакомства.

Как писал великий российский литературовед Юрий Михайлович Лотман:

«Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.»

Также, известно, что балы, бывало, устраивались с целью налаживания отношений с представителями разных кругов общества, разумеется, в рамках одного социального слоя.

Таким образом, бал, несомненно, являлся особенным событием в жизни человека прошлого века.

Глава 2

2.1. Отражение темы бала в русской литературе XIX века

1) Л. Н. Толстой «После бала»





Произведение Л. Н. Толстого «После бала» построено на антитезе двух ключевых эпизодов.

Местом действия первой части рассказа является бал, который устроил губернский предводитель. Именно в этой атмосфере главный герой – Иван Васильевич - испытывает самые сильные чувства в своей жизни: радость, восторг от происходящего, счастье, влюбленность. Он танцевал со своей возлюбленной Варенькой, восхищался ее отцом Петром Владиславовичем и ее прекрасными отношениями с ним.

Однако во второй части повествования – после бала - Иван Васильевич становится свидетелем жестокого наказания, которым командовал отец любимой девушки. Эта ужасная расправа над беглым солдатом произвела сильное впечатление на главного героя, полностью перевернув его мировоззрение. После увиденного герой кардинально меняет свое отношение к отцу Вареньки, который раскрыл свою двуличие и холодность. Также у героя гаснут чувства к Вареньке - его возлюбленной – «…И любовь так и сошла на нет». К тому же, герой отказывается от военной службы, чтобы лишний раз не предаваться воспоминаниям того дня.

Первая часть рассказа демонстрирует прекрасную жизнь, которая полна наигранного благонравия, а вторая часть показывает реальность, где каждый герой показывает свою истинное лицо. Одни и те же герои контрастируют в первой и второй части рассказа — великодушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу, а влюбленность Ивана сменяется на тоску, растерянность и отвращение. Этот стилистический прием, использованный автором, усиливает ощущение ужаса от сцены наказания солдата.

Таким образом, сцена бала в произведении «После бала» - одна из самых значимых в произведении. Ведь часть с балом, в которой описываются все прелести данного мероприятия, помогает реализовать столь резкий контраст двух сцен (самого бала и событий после него), благодаря чему читателю раскрывается основная идея произведения.

2) Л. Н. Толстой «Война и мир»

Тема бала в произведении «Война и мир» хорошо раскрывается в сцене первого бала Наташи Ростовой.

Первый бал – важное событие в жизни каждой девушки. Героиня очень волновалась перед балом. Ей казалось это какой-то сказкой, она не могла поверить, что все это произойдет с ней

на самом деле. Весь день семейство Ростовых были занято подготовкой и сборами к балу, они не меньше переживали за Наташу.

Через определенное время после прибытия на бал, девушка находилась на грани отчаяния – она испугалась, что ее никто не пригласит на танец и она останется никем не замеченной.



Наташа стояла, «сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Но после того как девушка, наконец, оказалась замеченной Андреем Болконским, она словно ожила и засияла.

«Давно я ждала тебя, – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея».



Во время танца с Андреем Наташа почувствовала себя по-настоящему счастливой. Она ощущала восторг и восхищение от происходящего. Девушка танцевала весь вечер, и впоследствии её многие приглашали.

А Болконский, в свою очередь, замечает, что девушка приятна ему. Он видит различие между ней и другими дамами того общества. Наташа привлекла его поэтичностью, свежестью и

живостью чувств. ‒ «…князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».

Этот эпизод – важная часть сюжета произведения, поскольку именно в нем начинается сближение Ростовой и Андрея Болконского.

Кроме того, стоит отметить, что первый бал Наташи состоялся в Петербурге 31 декабря, что очень символично, так как тут можно заметить переход от прошлого к новому будущему наряду с наступлением нового года. Молодая девушка, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь.

Бал в романе весьма ярко раскрывает характеристику всего светского общества. К тому же, на балу раскрываются ключевые персонажи: Пьер, Андрей, Наташа, Анатоль и другие. Тут заметно бесстрастие Анатоля, который глядел на Наташу, как на пустое место. Раскрывается и мрачность Пьера, который почувствовал себя оскорбленным, из-за того что его супруга Элен пользуется популярностью. Также тут по-новому открывается Андрей, который сначала с неприязнью относился к таким мероприятиям.

Таким образом, бал является некой основой для развития сразу нескольких сюжетных линий ‒ у всех главных героев, находившихся на мероприятии, что-то меняется в этот вечер. И все эти изменения в духовном состоянии героев приведут их к решениям, которые в дальнейшем изменят их жизнь.

3) А. С. Грибоедов. Горе от ума.

Тема бала в произведении «Горе от ума» раскрывается в эпизоде «Бал в доме Фамусова».





Главный герой произведения после трех лет отсутствия за границей снова возвращается в Москву для того, чтобы жениться на дочери Фамусова - Софье.

Но перед балом Чацкий внезапно узнает, что у Софьи появился новый возлюбленный - Молчалин. Эта новость очень задевает героя. Чацкий относится к Молчалину крайне пренебрежительно и насмешливо. Он указывает на его слабость, глупость и отсутствие собственного мнения.

На бал друг за другом приходят все представители общества Фамусова, которые отвергают все новое, приветствуют старое и предпочитают влиятельность и богатство.

Когда Чацкий начал активно общаться с каждым, он моментально заметил то, насколько глупы и лицемерны приглашенные люди. Герой высмеивал гостей и шутил над ними, что, несомненно, никому не нравилось.

А ближе к вечеру на балу возник слух о безумстве Чацкого, который распустила Софья. Скорее всего она поступила так, для того чтобы отомстить ему за колкие слова в адрес ее возлюбленного Молчалина, а также за его долгое пребывание за границей. Этот слух распространился очень быстро, и все присутствующие ему поверили. Причину сумасшествия Чацкого московское общество видит в следовании идеалам науки и просвещения.

Александр Андреевич чувствует себя лишним среди этих людей и в итоге решает покинуть Москву.

Таким образом, сцена бала в произведении «Горе от ума» сыграла ключевую роль для раскрытия сюжета, поскольку именно на данном мероприятии автор показал истинную сущность московского общества, их взгляды, пороки, сплетни. Также на балу был раскрыт социальный конфликт между обществом и людьми, подобными Чацкому. Сцена бала стала кульминацией любовного конфликта - взаимоотношений между Чацким и Софьей.

Таким образом, проанализировав обозначенные произведения, можно говорить о том, что в каждом из них сцены бала имеют важное значение. В сценах, где идет описания бала, автору проще всего выразить собственную позицию, свою точку зрения на определённую ситуацию. Именно во время сцен бала писатель мог неторопливо и искусно формировать новый поворот в сюжете, тем самым неожиданно поменяв замысел, добавляя решающие сцены и события. Благодаря сценам бала писатель наиболее результативно и понятно мог описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы побудить читателей к самостоятельным выводам. Событиями, которые возникали на балу, автор мог создать напряжённую, тревожную обстановку, придать эмоциональную окраску, определить кульминацию.







Заключение

1.Подводя итоги, можно сказать, что история возникновения балов в обществе имеет богатую историю. Так, первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году во Франции в городе Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

А в России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Стоит отметить, что русские балы отличались своим размахом и великолепием.

2.Существовали различные разновидности балов: семейные, детские, балы-маскарады, придворные и общественные балы. У каждого из них были свои особенности в проведении.

3.Основными видами танцев на балу были полонез, вальс, котильон, мазурка, кадриль. Девушкам и юношам из высшего общества обязательно приходилось обучаться указанным танцам.

4. Существовал определённый бальный этикет, регламентировавший начало бала, правила приглашения на танец, правила поведения во время и после бала.

5. Говоря о роли бала в жизни общества, стоит отметить, что бал в жизни каждого дворянина имел довольно большое значение. Для дворянского общества бал считался увеселительным мероприятием, на котором можно было отдохнуть и отвлечься от рутинной жизни. Ведь бальные вечера не только позволяли танцевать в пышных платьях и красивых костюмах, но и предоставляли возможность людям непринужденно общаться друг с другом, сближаться, заводить новые знакомства.

6. В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» сцена бала в произведении одна из самых значимых в произведении. Ведь часть с балом, в которой описываются все прелести данного мероприятия, помогает реализовать столь резкий контраст двух сцен (самого бала и событий после него), благодаря чему читателю раскрывается основная идея произведения. Именно из-за контраста данных событий жизнь рассказчика не идёт по ранее намеченному плану: он не женится, не строит военную карьеру.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» бал раскрывает характеристику всего светского общества. К тому же на балу раскрываются ключевые персонажи: Пьер, Андрей, Наташа, Анатоль и другие. Тут











заметно бесстрастие Анатоля, который глядел на Наташу, как на пустое место. Раскрывается и мрачность Пьера, который почувствовал себя оскорбленным, из-за того что его супруга Элен

пользуется популярностью. Также тут по-новому открывается Андрей, который сначала с неприязнью относился к таким мероприятиям. Этот эпизод – важная часть сюжета произведения, поскольку именно в нем начинается сближение Ростовой и Андрея Болконского.

Кроме того, стоит отметить, что первый бал Наташи состоялся в Петербурге 31 декабря, что очень символично, так как тут можно заметить переход от прошлого к новому будущему наряду с наступлением нового года. Молодая девушка, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Здесь бал является некой основой для развития сразу нескольких сюжетных линий ‒ у всех главных героев, находившихся на мероприятии, что-то меняется в этот вечер. И все эти изменения в духовном состоянии героев приведут их к решениям, которые в дальнейшем изменят их жизнь.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла ключевую роль для раскрытия сюжета, поскольку именно на данном мероприятии автор показал истинную сущность московского общества, их взгляды, пороки, сплетни. Также на балу был раскрыт социальный конфликт между обществом и людьми, подобными Чацкому. Сцена бала стала кульминацией любовного конфликта - взаимоотношений между Чацким и Софьей.

Проанализировав произведения русской классической литературы 19 века, можно сказать, что в каждом из них сцены бала имеют важное значение для развития сюжета, для характеристики персонажей, для понимания идеи произведения. В сценах описания бала автор может выразить свою позицию.

После тщательного проведения анализа выбранных произведений наша гипотеза подтвердилась. Несомненно, бал в XIX веке имел огромное значение для дворянского общества, поскольку считался обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни. А также бал играл важную роль в произведениях того времени, так как именно тема бала имела весомое значение для развития сюжета и взаимоотношений героев.

















Список литературы:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума

2. Коути Е., Гринберг К. Женщины викторианской Англии

3.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)

4.Толстой Л.Н. Война и мир

5. Толстой Л.Н. После бала

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Бал

7. http://i-kiss.ru/news/287

8. https://www.belta.by/infographica/view/traditsionnye-tantsy-na-balah-14870/

9. https://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post75247948/















14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.