Тема моря в русской музыке, литературе и живописи 19 века
Беседа: «Тема моря в русской музыке, литературе и живописи 19 века»
Цель беседы
Познакомить с описанием моря в музыке, литературе и живописи. На примере музыкальных фрагментов выделить основные средства выразительности в описании картин моря.
Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». «Океан море синее» вступление к опере «Садко».
Изобразительный ряд: Портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, И.Айвазовского. Иллюстрации к операм «Садко», «Сказка о царе Салтане». Картины моря.
Посмотрите на экран и подумайте, почему нашу беседу открывают картины моря? Открою вам секрет, у моря и музыки есть много общего. Попробуем вместе отыскать эти черты. Послушайте фрагмент Вступления к опере «Садко. Эту замечательную оперу-сказку написал русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.
(Портрет Н.А.Римского-Корсакова)
В опере есть целое действие, происходящее на дне морском, в царстве морского царя.
(Звучит вступление к опере «Садко»)
Расскажите об услышанном, начиная со слов: «Море было…», и дальше используйте прилагательные (спокойное, бурное, черное ) Как вы думаете, применимы эти прилагательные, чтобы охарактеризовать настроение человека?
(Ответ: да)
Верно, отличие музыки от других видов искусства заключается в том, что музыка передает настроение, постоянно находится в движении, изменяется.
Музыка и море постоянно меняются, движутся, в разные дни выглядят по-разному. Эти черты заметили художники, поэты и композиторы, с помощью особых средств они смогли точно воспроизвести звучание моря. Вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и попытаемся найти описание моря.
(Портрет А.С.Пушкина)
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица.
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Вот еще фрагмент из сказки:
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря»
Посмотрите, как А.С.Пушкин сумел точно передать характер морской стихии, ее непредсказуемость, красоту и мощь. Н.А.Римский-Корсаков написал оперу на стихи А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы, он называется «Три чуда». Но прежде вспомним, о каких чудесах рассказывали купцы царю? (Отвечают: о белке, грызущей орешки, о 33 богатырях, о царевне-Лебедь)
Наша задача, догадаться по музыке, где какое чудо.
(звучит фрагмент «Три чуда»)
Давайте и мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить волну.
(Изображают: спокойную волну – ш-ш-ш…
Набегающую волну -
Тревожную волну –
Черную волну - )
Такое разное море изображал замечательный художник И. Айвазовский на своих картинах
Мы выяснили, что море бывает разным. Перемены в настроении моря очень тонко подметил А.С.Пушкин в своей другой сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», где дается характеристика разного состояния моря.
(Показать портрет А.С.Пушкина)
«Пошел он к синему морю:
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку»
- «Пошел он к синему морю,
(Помутилось синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку».
- «Пошел старик к синему морю:
(Неспокойно синее море
Стал он кликать золотую рыбку».
«Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)
Стал он кликать золотую рыбку».
- «Вот идет он к синему морю
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку»
Чье настроение передает море?
(Ответ: море передает настроение золотой рыбки)
Итак, мы выяснили, что три великих человека изображали море.
(Портрет И.К. Айвазовского)
Кто они? Художник И.Айвазовский, Поэт А.С.Пушкин, Композитор Н.А.Римский-Корсаков.
Море у них, как живое, наделенное человеческими чертами. Посмотрим иллюстрации. К какой они опере? (Ответ: к опере «Садко», к опере «Сказка о царе Салтане»). Пушкин относился к морю как к живому существу, послушайте отрывок из его стихотворения «К морю»
« Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,.
И блеск, и тень,и говор волн».
Поэт разговаривает и прощается с морем, как с полноправным собеседником.
Римский-Корсаков в опере «Садко» наделяет человеческими чертами обитателей Морского дна. Например, Морской царь любит слушать народные песни и наигрыши в исполнении Садко, дочери царя водят хороводы, чуда морские, так же как и люди, пляшут и играют.
(«Шествие чуд морских» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»).
(Переход к творческому заданию. Нужно написать о своем море или изобразить картиной свое море – тихое, спокойное, тревожное, бурное, «черное» и т.д.)