Урок литературы в 5 классе: Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
Урок литературы в 5 классе с использованием
технология развития критического мышления
(Чтение с прогнозированием)
Цели: 1. Познакомить учащихся с текстом произведения, с понятием «баллада», помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой.
Закрепить навыки анализа художественного произведения; развить устную и письменную речь учащихся
Воспитать умение принимать осознанные решения; на примере художественного произведения показать ценность человеческой жизни.
Оформление: Портрет В.А.Жуковского, иллюстрации к произведению; на доске - определение жанра баллады (стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом)
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Предварительная работа: презентация на тему «Кубок» (Работа ученика)
Ход урока
Стадия ВЫЗОВА
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением известного нам автора - В.А.Жуковского. Что мы о нем знаем? С какими его произведениями уже знакомы?
Произведение, с которым сегодня познакомимся, называется «Кубок». Чтобы понять, что обозначает это слово, предлагаю посмотреть презентацию вашего одноклассника.
Итак, мы узнали, что слово «кубок» употребляется в двух значениях:
Дорогая чаша на длинной ножке (Царский кубок)
Кубок, который получают спортсмены за высокие спортивные результаты.
Как вы думаете, в каком значении использует автор это слово в своем произведении?
Мы имеем дело с жанром баллады. Это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Напишите небольшой рассказ, опираясь на определение баллады, используя следующие слова: золотой кубок, море, ужас, царь, царевна, паж молодой, приказ, гибель. После прочтения баллады посмотрим, чей текст был ближе всех к авторскому.
( Пример детской работы: В одном царстве жил царь. Он приказал молодому пажу раздобыть золотой кубок. Возвращаясь с задания, на 6epeгy моря он встретил царевну. Она была просто чудо .Они полюбили друг друга. Царь узнал про это и приказал убить пажа. Так молодой паж нашел свою гибель.)
А теперь прочитаем балладу.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
Кубок
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной»
Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
Для чего царю понадобилось это? Как этот поступок характеризует царя?
« Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»
-Как вы думаете, найдется человек, готовый броситься в пучину морскую?
Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
« Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»
И все безответны... вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
« Ах! Юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
-Что бы вы сказали в данный момент пажу молодому?
И он подступает к наклону скалы,
И взор устремил в глубину...
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны стирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бушует, пучина клокочет...
Не море ль из моря извергнуться хочет?
О чем говорят эти строчки?
И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-Бога призвал.
И дрогнули зрители, все возопив,-
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.
Что заставило юношу броситься в морскую пучину?
Что вы думаете о дальнейшей судьбе молодого человека?
Над бездной утихло, в ней глухо шумит...
И каждый, очей
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Все тише и тише на дне ее воет...
И сердце у всех ожиданием ноет.
« Хоть брось ты туда свой венец золотой
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной!
- Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.
О чем говорят последние две строчки?
Немало судов, закруженных волной,
Глотала ее глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
С ее неприступного дна...»
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалекой.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом...
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.
Вдруг...
Как вы думаете, что случилось вдруг?
... что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной...
Мелькнула рука и плечо из волны...
И борется, спорит с волной...
И видят - весь берег потрясся от клича-
Он левою правит, а в правой добыча.
И долго дышал он, и тяжко дышал,
И Божий приветствовал свет...
И каждый с весельем: « Он жив!- повторял
- Чуднее подвига нет!
Из темного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный».
Он на берег вышел, он встречен толпой;
К царевым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струей винограда;
И в сладость была для него та награда.
« Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле...
И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знай тайны, им мудро от нас сокровенной.
Объясните смысл последних двух строк.
Стрелою стремглав полетел я туда...
-Какие чувства испытали бы вы, оказавшись там?
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой...
И страшно меня там кружило и било.
Но Богу молитву тогда я принес,
И Он мне спасителем был:
Торчащим из мглы я увидел утес
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.
И смутно все было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Все спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.
Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.
И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Один, меж чудовищ, с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немого.
Что (кого) видел паж молодой на дне морском?
И я содрогался...вдруг слышу: ползет
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот...
Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомета порывом».
Чудесен рассказ показался царю:
« Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова,
И тайны все дна перескажешь морского».
Что предлагает царь? Как характеризует этот приказ царя?
Согласится ли паж молодой еще раз на такое безрассудство?
То слыша, царевна с волненьем в груди,
Краснея, царю говорит:
«Довольно, родитель, его пощади!
Подобное кто совершит?
И если уж должно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младого».
Но царь, не внимая, свой кубок златой
В пучину швырнул с высоты:
« И будешь здесь рыцарь любимейший мой.
Когда с ним воротишься ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою».
В нем жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она,
Он видит: в ней жалость и страх...
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны...
Как вы думаете, какая участь ждет героя?
Утихнула бездна и снова шумит...
И пеною снова полна...
И с трепетом в бездну царевна глядит...
И бьет за волною волна...
Приходит, уходит волна быстротечно-
Попробуйте дописать последнюю строчку.
А юноши нет и не будет уж вечно.
Вопросы но всему тексту:
Ваши впечатления от баллады.
Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете
О чем эта баллада?
Возвращаемся к творческим заданиям: кто ближе всех оказался к балладе?
Домашняя работа: сочинение - миниатюра на тему «Человек - кузнец своего счастья»