Разработка урока литературы в 6 классе «Баллада Шиллера "Перчатка"»
Конспект урока литературы. 6 класс.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Дороховская СОШ» г. Бежецк-5 Тверской области Гуркина Н.Ю.
Тема урока: Баллада И.Ф.Шиллера «Перчатка» в переводах В.Жуковского и М.Лермонтова
УУД
Личностные:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;
Признание ценности здоровья своего и других людей (жизни), оптимизм в восприятии мира;
Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные:
Поисковое чтение и структурирование текста4
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
Работать в парах;
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку;
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.
Планируемые результаты:
Знание основных сведений о жизни и творчестве И.Ф.Шиллера, сюжета и героев баллады «Перчатка»;
Умения извлекать из текста необходимую информацию;
Владение навыками анализа текста, сопоставительного анализа.
Оборудование:
Портреты И.Ф.Шиллера, В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова.
Презентация к уроку.
Репродукции картин А. Ван Дейка и Л. Кранаха Старшего, изображающих светскую даму и рыцаря.
Толковый словарь.
Ход урока.
Организационный момент.
Формулирование темы и целей урока. (Сл.1)
«И все безответны… вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперёд;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладёт…
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный».
Откуда эти слова? Баллада «Кубок» Ф.Шиллера в переводе В.Жуковского.
- Сегодня урок посвятим жанру баллады. Сформулируйте тему. (автор и название на с.221-222).
- Сколько вопросов в теме? Запишем план урока в виде вопросов.
1) Кто такой Шиллер?
2) Что такое баллада?
Понятие о балладе.
Сл.2,3 (сообщение учащегося)
Готфрид Бюргер – сл.4
Василий Жуковский – сл.5
Работа по теме урока (сл.6,7)
- Какие цели поставим на уроке? Сформулируйте предложения.
* Узнать, … (кто такой Шиллер).
* Вспомнить, … (что такое баллада) – сл.7.
1) Знакомство с Шиллером (сл.9-12).
А) Сообщение учащегося
Б) Ответь на вопросы и запиши предложением вывод: «Кто такой Шиллер?»
* Какую литературу прославил Шиллер? (Немецкую)
* В каком веке он жил и творил? (18 век)
* Какие жанры предпочитал Шиллер? (Стихотворения, драмы)
Шиллер – великий немецкий поэт и драматург 18 века. (Записать).
А) Из истории перчатки (сл.13-15, 16-17)
Б) Выразительное чтение баллады «Перчатка» (В переводе В.А.Жуковского) – сл. 18
В) Прослушивание аудио файла (чтение актера) – сл. 19
Г) Работа в парах – сл.20
3) Анализ содержания.
Сл. - 21
А) «Красавица и рыцарь» Работа с текстом – сл.22-23.
Обратите внимание на описание зверей, на антитезу в описании зверей и рыцаря. Почему так?
- Выберите слова, характеризующие внутренний мир героев.
Красавица | Рыцарь |
С лицемерною и колкою улыбкой | Не отвечав ни слова Смело идёт Дерзости такой Спокойно Холодно В лицо перчатку бросил |
Неискренняя, бездушная, жестокая, тщеславная (любит быть на виду, выставить свои достоинства – красоту) | Хладнокровный, мужественный, безрассудно смелый, справедливый, гордый, с честью и достоинством (уважение к себе и самого себя) |
Б) Сл. 24-25 – мини-выводы
В) Сравним переводы – сл. 26
Г) Какова основная мысль баллады? – сл. 27,28
4.Обобщающие выводы.
* Перечитаем финал. Почему рыцарь так оскорблён?
(Задета его честь: подвиг – это победа на турнире в честном поединке, а не испытание храбрости по глупости).
* Можно ли назвать поступок рыцаря жестоким? Что означает его жест – бросил в лицо перчатку?
В Средние века бросить перчатку – вызвать на поединок (сегодня фразеологизм означает « вызвать кого-нибудь на соревнование, на борьбу или просто на спор»). Поднять перчатку – принять вызов, так что рыцарь достойно вышел из поединка.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что на уроке было интересно?
Что запомнилось больше всего?
Д/з.
Выразительное чтение баллады в переводе М.Лермонтова или В.А.Жуковского
Стр. 247-249 – сообщение об А.Экзюпери.
Стр. 250-264 - читать