Урок литературы в 6 классе «Природа и человек в балладе М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"»
Образовательная: расширить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»;
Воспитательная: оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи и музыки, прививать интерес к родной литературе, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах –взаимоотношениях человека с природой;
Развивающая: развивать навыки анализа лирического произведения, умение видеть идею поэтического произведения.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, аудиозапись баллады «Три пальмы», песня на стихи Стивенсона «Вересковый мед», ролик.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
«Какая образность! — так все и видишь перед собою,
а увидев раз, никогда уж не забудешь!
Дивная картина — так и блестит все яркостию
восточных красок! Какая живописность, музыкальность,
сила и крепость в каждом стихе...».
В.Г. Белинский
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока. Запись в тетради.
Проверка домашнего задания.
-
Чтение наизусть стихотворения «Тучи».
Фронтальный опрос
- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем узнать из стихотворения?
- Какие художественные приемы использует автор в стихотворениях «Тучи» и «Парус»?
Изучение нового материала.
-
Прослушивание стихотворения в исполнении Виктора Бохон. Выявление первичного восприятия текста.
Словарная работа.
- Давайте разделим стихотворение на части и устно нарисуем картины, описанные поэтом. Сколько картин? Озаглавьте их.
- Кто главные герои произведения?
3. Беседа с классом.
- Давайте определим жанр этого произведения. (Баллада).
- Что такое баллада? Какие баллады мы с вами уже изучали в 5 классе? («Вересковый мед» Стивенсона, «Кубок» Жуковского).
4. Слово учителя.
«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. В балладах мир предстает таинственным и загадочным. Мы будем разгадывать загадку этой баллады. Все необычно в этом произведении: сюжет, сочетание реального и фантастического, глубокий смысл.
- Каков сюжет стихотворения? Перескажите его.
- Давайте обратимся к тексту баллады, чтобы найти средства художественной выразительности.
- Какие эпитеты помогают точнее изобразить картины природы?
- Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
5. Вывод (делают учащиеся): Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
Вывод записываем в тетради.
- Какие сравнения говорят нам о том, что пальмы предстают перед нами как люди?
- Сравните первую и последнюю строфы. С помощью чего они скреплены?
- Какова главная мысль произведения?
- В чем заключается философский смысл баллады?
Запись в тетради.
Почему, по вашему мнению, Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?
IV. Закрепление учебного материала.
1. Просмотр ролика.
2. Беседа с классом.
- К чему призывает нас поэт в этом стихотворении?
- Можно ли говорить, что тема, затронутая Лермонтовым, актуальна и в наше время?
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение отрывка из баллады.
2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
3. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.