Урок литературы в 6 классе «Природа и человек в балладе М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"»

4
0
Материал опубликован 4 June 2017
Задачи урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»;

Воспитательная: оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи и музыки, прививать интерес к родной литературе, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах –взаимоотношениях человека с природой;

Развивающая: развивать навыки анализа лирического произведения, умение видеть идею поэтического произведения.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, аудиозапись баллады «Три пальмы», песня на стихи Стивенсона «Вересковый мед», ролик.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

«Какая образность! — так все и видишь перед собою,

а увидев раз, никогда уж не забудешь!

Дивная картина — так и блестит все яркостию

                              восточных красок! Какая живописность, музыкальность,

                              сила и крепость в каждом стихе...».

В.Г. Белинский

Организационный момент.

Объявление темы и цели урока. Запись в тетради.

Проверка домашнего задания.

  1. Чтение наизусть стихотворения «Тучи».

    Фронтальный опрос

- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем узнать из стихотворения?

- Какие художественные приемы использует автор в стихотворениях «Тучи» и «Парус»?

Изучение нового материала.

  1. Прослушивание стихотворения в исполнении Виктора Бохон. Выявление первичного восприятия текста.

    Словарная работа.

- Давайте разделим стихотворение на части и устно нарисуем картины, описанные поэтом. Сколько картин? Озаглавьте их.

- Кто главные герои произведения?

3. Беседа с классом.

- Давайте определим жанр этого произведения. (Баллада).

- Что такое баллада? Какие баллады мы с вами уже изучали в 5 классе? («Вересковый мед» Стивенсона, «Кубок» Жуковского).

4. Слово учителя.

«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. В балладах мир предстает таинственным и загадочным. Мы будем разгадывать загадку этой баллады. Все необычно в этом произведении: сюжет, сочетание реального и фантастического, глубокий смысл.

- Каков сюжет стихотворения? Перескажите его.

- Давайте обратимся к тексту баллады, чтобы найти средства художественной выразительности.

- Какие эпитеты помогают точнее изобразить картины природы?

- Какую роль играет в стихотворении олицетворение?

5. Вывод (делают учащиеся): Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

Вывод записываем в тетради.

- Какие сравнения говорят нам о том, что пальмы предстают перед нами как люди?

- Сравните первую и последнюю строфы. С помощью чего они скреплены?

- Какова главная мысль произведения?

- В чем заключается философский смысл баллады?

Запись в тетради.

Почему, по вашему мнению, Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

IV. Закрепление учебного материала.

1. Просмотр ролика.

2. Беседа с классом.

- К чему призывает нас поэт в этом стихотворении?

- Можно ли говорить, что тема, затронутая Лермонтовым, актуальна и в наше время?

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение отрывка из баллады.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

3. Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.