12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лопатина Елена Анатольевна122

Тема урока: «Беглые гласные в корне слова»

Цель: формирование понятия о беглых гласных посредством наблюдения за словами

Задачи: - коррекционно-образовательная – учить разбирать по составу слова с беглыми гласными в корне

- коррекционно-развивающая – развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы

- коррекционно-воспитательная – способствовать обогащению и развитию представлений учащихся о языке

- специальная – соблюдать охранительный режим по зрению



Ход урока:

1. Орг. момент

2. Минутка чистописания

Зз

золото

- Назовите записанную букву, дайте ей характеристику

- Прочитайте слово, объясните его лексическое значение

- Если нам надо узнать или уточнить значение слова, то чем мы можем воспользоваться?

- В словаре Ожегова дано такое определение слова золото: золото – это драгоценный металл желтого цвета. Например: изделия из золота

- Но иногда нам приходится слышать такое выражение: «У этого человека золотые руки». Объясните значение слова золотые в этом предложении

- Да, здесь слово употреблено в переносном значении

- Обозначьте в слове золото ударную и безударные гласные. Как вы считаете, безударную гласную в корне этого слова можно проверить ударением или нет?

- Из предложенных вам слов выберите и запишите проверочное слово

золотинка

позолотил

позолота

золотой

- Встретились ли вам слова, непонятные по значению?

Докажите, что записанное вами слово является проверочным

3. Актуализация знаний

-Послушайте небольшой отрывок из сказки А. С. Пушкина и найдите слово, которое поэт использует вместо слова золото

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице

злато

- Слово злато имеет то же лексическое значение, что и слово золото, только слово злато уже устаревшее и в современной речи практически не употребляется

- Запишите его на этой же строчке и сравните со словом золото.

- Что интересного вы заметили?

золото – злато

- Мы знаем, что в корнях слов могут чередоваться не только согласные, но и гласные (о – а)

- Вы заметили очень интересное явление. Одна гласная из слова исчезла, убежала

- Как бы вы назвали такую гласную? Почему?

- В русском языке такие гласные принято называть беглыми.

- В записанных словах выделите корень. В какой части слова находится беглая гласная?

- Давайте прочитаем, а что же в учебнике говорится про беглые гласные? (с. 123)

- Сделайте вывод, что же такое беглые гласные?

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Кто из вас может назвать тему урока?

- Какую цель для себя вы хотите поставить на этом уроке?

- А как можно достичь этой цели?

Пальминг

5. Усвоение новых знаний

84

- Прочитайте пары слов и скажите, являются ли данные в парах слова однокоренными? Почему?

- Запишите пары слов и выделите корень, подчеркните беглую гласную

- Посмотрите на подчеркнутые вами гласные и скажите, какие гласные могут быть беглыми? (о,е)

Физминутка

6. Закрепление

Игра «Возвращение беглой гласной»

- Я вам буду называть слова с убежавшей гласной, а вам надо вернуть гласную на место, подобрав к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите подобранные существительные, подчеркните беглые гласные

дно – донышко

мстить – месть

сто – сотня

гнать – гонки

лжец – ложь

овца – овечка

львиный – лев

- Мы еще раз убедились, что беглыми гласными могут быть гласные о и е.

Гимнастика для глаз (Мирошкина Вероника, Забродина Ксения – метка на стекле. Для слежения используют яркую линейку)

7. Закрепление в измененной ситуации

Развитие речи

- Посмотрите на картинку и скажите, о чем или о ком можно составить предложения по этой картинке?

- Давайте составим предложение про пень. Запишите его

На лесной поляне стоит пень.

- Какое это предложение по цели высказывания? Почему?

- Какое это предложение по интонации?

- Можно ли это предложение произнести с восклицательной интонацией? Попробуйте это сделать

- Какие орфограммы встретились в предложении?

- Составьте предложение о зайце по схеме

где? что делает? какой? кто?

На пне сидит испуганный заяц.

- Найдите в этих предложениях слова, на примере которых можно увидеть беглую гласную в корне. Выделите в этих словах корень, подчеркните беглую гласную

Пальминг

8. Итог

- С каким явлением в языке мы сегодня познакомились?

- Какие гласные могут быть беглыми?

- В какой части слова встречаются беглые гласные?

9. Рефлексия

Интеллектуальное развитие (шкала достижений)

10. Домашнее задание

- Возьмите в руки карточку. На ней написаны слова. Вам надо изменить так форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы получились слова с беглой гласной. В словах надо выделить корень

Задание для сильных учащихся

Постарайся подобрать по возможности несколько слов

Огонь – огня, огненный, огнянка

Сон – сна

Рожь – ржи, ржаной

Рот – рта, рты

Мох - мха

Задание для среднеуспевающих учащихся

0гонь – огня

Сон – сна

Рожь – ржи

Пень – пни

Рот – рта

Мох – мха

Задание для слабых учащихся

Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Запиши их, выдели корень

Огонь – (чего?) огня

Сон – (чего?) сна

Рожь –

Пень –

Сон –

Мох -











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.