Урок русского языка на тему «Беглые гласные в корне слова» (3–4 классы)
Тема урока: «Беглые гласные в корне слова»
Цель: формирование понятия о беглых гласных посредством наблюдения за словами
Задачи: - коррекционно-образовательная – учить разбирать по составу слова с беглыми гласными в корне
- коррекционно-развивающая – развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы
- коррекционно-воспитательная – способствовать обогащению и развитию представлений учащихся о языке
- специальная – соблюдать охранительный режим по зрению
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Минутка чистописания
Зз
золото
- Назовите записанную букву, дайте ей характеристику
- Прочитайте слово, объясните его лексическое значение
- Если нам надо узнать или уточнить значение слова, то чем мы можем воспользоваться?
- В словаре Ожегова дано такое определение слова золото: золото – это драгоценный металл желтого цвета. Например: изделия из золота
- Но иногда нам приходится слышать такое выражение: «У этого человека золотые руки». Объясните значение слова золотые в этом предложении
- Да, здесь слово употреблено в переносном значении
- Обозначьте в слове золото ударную и безударные гласные. Как вы считаете, безударную гласную в корне этого слова можно проверить ударением или нет?
- Из предложенных вам слов выберите и запишите проверочное слово
золотинка
позолотил
позолота
золотой
- Встретились ли вам слова, непонятные по значению?
Докажите, что записанное вами слово является проверочным
3. Актуализация знаний
-Послушайте небольшой отрывок из сказки А. С. Пушкина и найдите слово, которое поэт использует вместо слова золото
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице
злато
- Слово злато имеет то же лексическое значение, что и слово золото, только слово злато уже устаревшее и в современной речи практически не употребляется
- Запишите его на этой же строчке и сравните со словом золото.
- Что интересного вы заметили?
золото – злато
- Мы знаем, что в корнях слов могут чередоваться не только согласные, но и гласные (о – а)
- Вы заметили очень интересное явление. Одна гласная из слова исчезла, убежала
- Как бы вы назвали такую гласную? Почему?
- В русском языке такие гласные принято называть беглыми.
- В записанных словах выделите корень. В какой части слова находится беглая гласная?
- Давайте прочитаем, а что же в учебнике говорится про беглые гласные? (с. 123)
- Сделайте вывод, что же такое беглые гласные?
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Кто из вас может назвать тему урока?
- Какую цель для себя вы хотите поставить на этом уроке?
- А как можно достичь этой цели?
Пальминг
5. Усвоение новых знаний
№ 84
- Прочитайте пары слов и скажите, являются ли данные в парах слова однокоренными? Почему?
- Запишите пары слов и выделите корень, подчеркните беглую гласную
- Посмотрите на подчеркнутые вами гласные и скажите, какие гласные могут быть беглыми? (о,е)
Физминутка
6. Закрепление
Игра «Возвращение беглой гласной»
- Я вам буду называть слова с убежавшей гласной, а вам надо вернуть гласную на место, подобрав к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите подобранные существительные, подчеркните беглые гласные
дно – донышко
мстить – месть
сто – сотня
гнать – гонки
лжец – ложь
овца – овечка
львиный – лев
- Мы еще раз убедились, что беглыми гласными могут быть гласные о и е.
Гимнастика для глаз (Мирошкина Вероника, Забродина Ксения – метка на стекле. Для слежения используют яркую линейку)
7. Закрепление в измененной ситуации
Развитие речи
- Посмотрите на картинку и скажите, о чем или о ком можно составить предложения по этой картинке?
- Давайте составим предложение про пень. Запишите его
На лесной поляне стоит пень.
- Какое это предложение по цели высказывания? Почему?
- Какое это предложение по интонации?
- Можно ли это предложение произнести с восклицательной интонацией? Попробуйте это сделать
- Какие орфограммы встретились в предложении?
- Составьте предложение о зайце по схеме
где? что делает? какой? кто?
На пне сидит испуганный заяц.
- Найдите в этих предложениях слова, на примере которых можно увидеть беглую гласную в корне. Выделите в этих словах корень, подчеркните беглую гласную
Пальминг
8. Итог
- С каким явлением в языке мы сегодня познакомились?
- Какие гласные могут быть беглыми?
- В какой части слова встречаются беглые гласные?
9. Рефлексия
Интеллектуальное развитие (шкала достижений)
10. Домашнее задание
- Возьмите в руки карточку. На ней написаны слова. Вам надо изменить так форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы получились слова с беглой гласной. В словах надо выделить корень
Задание для сильных учащихся
Постарайся подобрать по возможности несколько слов
Огонь – огня, огненный, огнянка
Сон – сна
Рожь – ржи, ржаной
Рот – рта, рты
Мох - мха
Задание для среднеуспевающих учащихся
0гонь – огня
Сон – сна
Рожь – ржи
Пень – пни
Рот – рта
Мох – мха
Задание для слабых учащихся
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Запиши их, выдели корень
Огонь – (чего?) огня
Сон – (чего?) сна
Рожь –
Пень –
Сон –
Мох -