Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи:
воспитывать бережное отношения к воде как природному ресурсу,
формировать представления о роли человека в сохранении природы,
закрепить водный транспорт,
закрепить умение соотносить цифру с количеством, упражнять в счете,
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
развивать наблюдательность, речь, совершенствовать внимание, логику, способность анализировать.
Материал и оборудование:
иллюстрации-ситуации с загрязнением воды,
запрещающие знаки,
материал для опытов: стаканы, фильтры, ватные диски, грязная вода,
листы для фиксации опыта и цв.карандаши,
музыкальное оформление,
конверт с волшебным письмом и стаканы с чистой и окрашенной водой,
карточки-билеты
Словарная работа:
Загрязнение, очистительные сооружения, фильтр, прозрачная, окрашенная,
Предварительная работа:
заучивание волшебных слов,
разучивание подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
чтение художественной литературы и энциклопедий.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, все поздоровались?
Дети здороваются. Вдруг раздается звук капающей воды. Динамик размещен около стаканов с водой и конвертом.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то звук? Что может так звучать?
(Вода капает.)
Откуда этот звук доносится? Давайте поищем.
Находят стакан с окрашенной водой и возле него конверт.
Как вы думаете, что это может быть? (Письмо) Но ведь в конверте лист пустой, на нем ничего не видно? (предположения детей). Наверное, это волшебное письмо. Что будем делать?
Дети наносят окрашенную воду – появляется текст.
Воспитатель: Давайте прочитаем (читаю):
«Дорогие мои ребята, королева-Вода позвала меня на помощь. Её кто-то заколдовал. Я отправился к ней на помощь и прошу Вас ей тоже помочь. Без вас мне не справится. Ваш Капитошка.»
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Капитошке? Только на чем мы сможем к нему отправится? (предположения детей, подвести к водному транспорту. Дети называют водный транспорт)
Воспитатель: ребята, надо занять места. Возьмите у меня билеты и каждый найдите свое место. (Рассаживаемся).
Воспитатель: в каком направлении нам двигаться-не известно, но помните Капитошка нам говорил, что с помощью волшебного заклинания мы можем попасть туда-куда захотим. Только произносить его надо как можно медленнее.
Тысячи капель за руки взялись,
За руки взялись, на носки поднялись.
Нас с тобою приподняли,
И с собой умчали.
Пока дети с закрытыми глазами произносят слова, воспитатель, вывешивает картинки.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Ребята, а это что такое? (обращает внимание на иллюстрации) Дети рассказывают.
Воспитатель: Кажется, я стала понимать, что за колдовство здесь произошло, Ребята, а Вы поняли?
Воспитатель:
Вывод: Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем.
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А как же мы можем помочь Капитошке? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, надо побыстрее очистить воду. А для этого Капитошка Вас приглашает в лабораторию.
Опыт «Как сделать воду чистой». Работа в паре.
Я прошу детей напомнить правила безопасности при работе с водой:
- не пробуй воду на вкус,
- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Обращаю внимание на стакан с грязной водой.
-Какая вода в стакане?
-Как же нам эту грязную воду превратить в чистую? (ответы детей – нужно профильтровать, или по-другому, воду нужно пропустить через фильтр).
Воспитатель: Фильтр можно купить в магазине, а можно сделать самим. Самый простой фильтр можно сделать из салфетки. Капитошка уже подготовил для вас самодельные фильтры. Первый стакан с одним фильтром, а второй с фильтром и ватными дисками.
-Поставьте перед собой стаканы с фильтрами и осторожно перелейте грязную воду в каждый.
-Посмотрите, капает вода.
-Какая стала вода в первом и во втором стакане?
-Куда делась грязь?
-Какими стали фильтры?
-Что мы сделали?
Подводят вывод, какой фильтр лучше справился с очисткой. Оценивают их.
Воспитатель: А сейчас ребята, нам надо занести опыт в нашу книжку. Возьмите листки с заданиями и зафиксируйте результаты. Закрасьте воду тем цветом какого она оказалась в первом и во втором фильтре. (выполняют задание).
Возвращаемся из лаборатории и садимся на ковер.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья.
Воспитатель: Где мы можем использовать эту воду? (ответы)
Воспитатель: Ребята мы с вами очистили очень небольшое количество воды, но ещё много водоёмов где вода очень грязная. Мы-люди должны беречь нашу воду, и не загрязнять её. Только представьте себе сколько людей должны потрудиться, чтобы очистить воду. А для этого сооружаются очистные сооружения, чтобы большими объемами очищать воду от загрязнений. Или создаются плавучие станции для очистки воды.
Воспитатель: Ребята, мы помогли воде? Конечно! А нам пора возвращаться обратно в сад. Но перед этим давайте расставим знаки у водоемов.
-Берите Капитошку и свои листки с опытом. Занимайте свои места.
Тысячи капель за руки взялись,
За руки взялись, на носки поднялись.
Нас с тобою приподняли,
И с собой умчали.
Воспитатель: Ну вот мы и в нашем саду. Ребята, о чем Вы сегодня расскажите своим родителям?
Воспитатель: Мне сегодня понравилось с Вами путешествовать. Хочу сказать спасибо, что Вы помогли Капитошке спасти королеву-Воду. (затем дети оформляют свою книжку с опытами.)