12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Василец Виктория Анатольевна40

Конспект беседы для старших дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Что такое заповедник?»

Подготовила воспитатель:

Василец В.А.


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: форми­ровать у дошкольников ответственное и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

- познакомить детей с заповедниками ЕАО;

- обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать познавательный интерес к природе родного края;

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Растения родного края», «Животный мир Приамурья»; экскурсии в парк поселка, на берег реки Хинган. Чтение произведений дальневосточных поэтов и писателей А. Синяковой «Сосна», «Кедр»; В. Рябова «Березка», «На лесной дороге», «Лесная тропинка»; В. Морозов «Знаю я лесные тропки»; П.Комаров «Птичьи голоса» и др. Изготовление знаков «Как вести себя на природе».

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Заповедные места нашей области», знаки «Как вести себя на природе».


Ход:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня такой прекрасный день!

Встали дети дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

2. Основная часть.

Воспитатель: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, вам подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет. (солнце)

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?


Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он — невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

- А без воздуха можем мы прожить?


Меня пьют.

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто такая? (вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)


Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (гриб)


Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)


Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человека окружает природа, от природы зависит наша жизнь.

- А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?

(Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

- Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

- Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Уникальная природа Еврейской автономной области нуждается в бе­режном отношении и охране. Особо охраняемые территории занимают в нашей области свыше 300 тысяч гектаров и включают 1 заповедник, 7 заказников и почти 30 памятников природы. - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае находится государственный природный заповедник «Бастак» образован в 1997 году. Целью его создания является охрана природы Приамурья - кедрово-липовых лесов, с богатым разнообразием растительного и животного мира. (показ презентации «Заповедные места Еврейской автономной области») - На северной части заповедника Хингано-Буреинской находятся горы с вершинами высотой 900 - 1200 метров. Гора Быдыр - наиболее высокая точка заповедника, ее высота составляет 1208 метров. В заповеднике много рек: Кирга, Икура, Бастак, а также озер.

- Зима в наших краях суровая и малоснежная с преобладанием ясной погоды, лето сопровождается обильными осадками. Самый холодный месяц – январь. Самый теплый месяц – июль. На высоких склонах гор растут в основном ельники с пихтой, встречаются пробковое дерево, маньчжурский орех, дикий виноград, жимолость... В южных и западных районах распространены дубняки, лиственичники, березняки, липняки. На равнинах - луга и моховые болота.

- В заповеднике отмечены редкие виды, занесенные в Красные книги России и ЕАО растения – адонис амурский, башмачок крупноцветковый, актинидия коломикта, сосна корейская, лихнис сверкающий и другие.

- На водоемах области летом зацветает лотос Комарова. Огромные темно-розовые лепестки цветов, размером с детскую ладонь, красиво стоят над гладью воды. На территории нашей области известно четыре места произрастания лотоса Комарова. Все они имеют статус охраняемых территорий-памятников природы. Это два озера под названием Лебединое в Биробиджанском и Октябрьском районах, озеро Утиное, также в Октябрьском, и мелкие безымянные озера в Смидовичском районе. К середине августа у лотосов опадают лепестки, оставляя посередине огромных листьев конические коробочки с семенами для продолжения жизни.

- На территории заповедника Бастак много млекопитающих, к которым относятся бурозубка, косуля, колонок, бурундук. Часто встречаются изюбрь, соболь, кабан, бурый медведь и гималайский медведь. Живут в заповеднике и птицы. В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда. Особая гордость заповедника – это дальневосточные аисты.

t1604211540aa.png

На эмблеме заповедника Бастак изображена фигура животного. Отгадайте, кто это?

(чтение загадки)

Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось)

- Правильно, ребята, это фигура лося.


- Ребята, предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Лоси»

На полянку вышли лоси (скрестить руки и поднять их над головой)

Дружная семья: (головой (пальцы прямые, раздвинуты),

Папа лось идет с рогами, (шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками; (на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами (переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка).


Воспитатель: Присаживайтесь на свои места, продолжим нашу беседу.

- Заповедники — это островки спасения природы. Заповедники — это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе — у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб — сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)


- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Вы знаете как нужно себя вести в лесу, парке, на лугу?

(Дети называют правила поведения и выставляют на мольберте знаки

«Как вести себя на природе»)

- Ходить по тропинкам.

- Не ломать ветки деревьев.

- Не топтать цветы, травы.

- Не кричать, не включать громко музыку.

- Не разорять птичьих гнезд.

- Не ловить насекомых.

- Не разрушать грибницы.

- Не ловить мальков и лягушек.

- Не разрывать паутинки.

- Не разжигать костров.

- Не разорять муравейники.


3. Рефлексия.

- Молодцы, ребята! А теперь, предлагаю игру «Мяч передавай, на вопросы отвечай!»

(дети передают мяч друг другу, и отвечают на вопрос воспитателя)

- Что ты сегодня узнал нового?

- Что же такое заповедник?

- Для чего нужны заповедники?

- Назови заповедники нашей области.

- Фигура какого животного изображена на эмблеме заповедника Бастак?

- Что ты знаешь о Красной книге?

- Назови редкие растения, занесенные в Красную книгу нашей области.

- Назови животных, которых охраняют в заповеднике Бастак.

-Ребята, вам понравилось занятие? Пожалуйста, возьмите смайлики, отражающие ваше настроение, и покажите мне. Хорошо! Что еще вам бы хотите узнать о природе нашего края?

(дети отвечают на вопросы) Занятие окончено. Спасибо за внимание!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.