Конспект беседы для старших дошкольников на тему «Что такое заповедник?»
Конспект беседы для старших дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Что такое заповедник?»
Подготовила воспитатель:
Василец В.А.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к родной природе.
Задачи:
- познакомить детей с заповедниками ЕАО;
- обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать познавательный интерес к природе родного края;
- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Растения родного края», «Животный мир Приамурья»; экскурсии в парк поселка, на берег реки Хинган. Чтение произведений дальневосточных поэтов и писателей А. Синяковой «Сосна», «Кедр»; В. Рябова «Березка», «На лесной дороге», «Лесная тропинка»; В. Морозов «Знаю я лесные тропки»; П.Комаров «Птичьи голоса» и др. Изготовление знаков «Как вести себя на природе».
Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Заповедные места нашей области», знаки «Как вести себя на природе».
Ход:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня такой прекрасный день!
Встали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
2. Основная часть.
Воспитатель: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, вам подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он — невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человека окружает природа, от природы зависит наша жизнь.
- А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
(Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
- Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
- Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Уникальная природа Еврейской автономной области нуждается в бережном отношении и охране. Особо охраняемые территории занимают в нашей области свыше 300 тысяч гектаров и включают 1 заповедник, 7 заказников и почти 30 памятников природы. - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае находится государственный природный заповедник «Бастак» образован в 1997 году. Целью его создания является охрана природы Приамурья - кедрово-липовых лесов, с богатым разнообразием растительного и животного мира. (показ презентации «Заповедные места Еврейской автономной области») - На северной части заповедника Хингано-Буреинской находятся горы с вершинами высотой 900 - 1200 метров. Гора Быдыр - наиболее высокая точка заповедника, ее высота составляет 1208 метров. В заповеднике много рек: Кирга, Икура, Бастак, а также озер.- Зима в наших краях суровая и малоснежная с преобладанием ясной погоды, лето сопровождается обильными осадками. Самый холодный месяц – январь. Самый теплый месяц – июль. На высоких склонах гор растут в основном ельники с пихтой, встречаются пробковое дерево, маньчжурский орех, дикий виноград, жимолость... В южных и западных районах распространены дубняки, лиственичники, березняки, липняки. На равнинах - луга и моховые болота.
- В заповеднике отмечены редкие виды, занесенные в Красные книги России и ЕАО растения – адонис амурский, башмачок крупноцветковый, актинидия коломикта, сосна корейская, лихнис сверкающий и другие.
- На водоемах области летом зацветает лотос Комарова. Огромные темно-розовые лепестки цветов, размером с детскую ладонь, красиво стоят над гладью воды. На территории нашей области известно четыре места произрастания лотоса Комарова. Все они имеют статус охраняемых территорий-памятников природы. Это два озера под названием Лебединое в Биробиджанском и Октябрьском районах, озеро Утиное, также в Октябрьском, и мелкие безымянные озера в Смидовичском районе. К середине августа у лотосов опадают лепестки, оставляя посередине огромных листьев конические коробочки с семенами для продолжения жизни.
- На территории заповедника Бастак много млекопитающих, к которым относятся бурозубка, косуля, колонок, бурундук. Часто встречаются изюбрь, соболь, кабан, бурый медведь и гималайский медведь. Живут в заповеднике и птицы. В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда. Особая гордость заповедника – это дальневосточные аисты.
На эмблеме заповедника Бастак изображена фигура животного. Отгадайте, кто это?
(чтение загадки)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (лось)
- Правильно, ребята, это фигура лося.
- Ребята, предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Лоси»
На полянку вышли лоси (скрестить руки и поднять их над головой)
Дружная семья: (головой (пальцы прямые, раздвинуты),
Папа лось идет с рогами, (шагают на месте, высоко поднимая колени)
А лосенок с рожками; (на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки);
Мама длинными ногами (переходят на высокий шаг с «большими рогами»);
А лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка).
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места, продолжим нашу беседу.
- Заповедники — это островки спасения природы. Заповедники — это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе — у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб — сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Вы знаете как нужно себя вести в лесу, парке, на лугу?
(Дети называют правила поведения и выставляют на мольберте знаки
«Как вести себя на природе»)
- Ходить по тропинкам.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не ловить насекомых.
- Не разрушать грибницы.
- Не ловить мальков и лягушек.
- Не разрывать паутинки.
- Не разжигать костров.
- Не разорять муравейники.
3. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! А теперь, предлагаю игру «Мяч передавай, на вопросы отвечай!»
(дети передают мяч друг другу, и отвечают на вопрос воспитателя)
- Что ты сегодня узнал нового?
- Что же такое заповедник?
- Для чего нужны заповедники?
- Назови заповедники нашей области.
- Фигура какого животного изображена на эмблеме заповедника Бастак?
- Что ты знаешь о Красной книге?
- Назови редкие растения, занесенные в Красную книгу нашей области.
- Назови животных, которых охраняют в заповеднике Бастак.
-Ребята, вам понравилось занятие? Пожалуйста, возьмите смайлики, отражающие ваше настроение, и покажите мне. Хорошо! Что еще вам бы хотите узнать о природе нашего края?
(дети отвечают на вопросы) Занятие окончено. Спасибо за внимание!