Беседа по изобразительному искусству : «Картины русских художников на тему: «Весна пробуждается»

3
0
Материал опубликован 23 March 2022

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» города Саранска Республики Мордовия   Беседа по изобразительному искусству : «Картины русских художников на тему: «Весна пробуждается». Подготовила: педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2022 Саврасов А.К. Распутица. 1894

Цель: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства в которых передаётся красота весенней природы Задачи: - развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; - воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе; - познакомить учащихся с художниками - пейзажистами, пишущими весну.

Весна - пробуждение природы Весна — это время года множество людей называют своим любимым. Это и понятно: после зимних холодов, долгих темных ночей и серых дней природа начинает пробуждаться. И дни становятся длиннее, и солнце - сильнее греет землю. Тает снег, звенят весенние капели. Когда говорят, что весной природа просыпается от зимней спячки, то это выражение справедливо и в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле, действительно, пробуждаются многие звери, которые провели зиму в своих норах и берлогах. Но и в переносном смысле все тоже верно: все жизненные процессы начинают проходить насыщеннее и быстрее.  

Сходит снег. Солнце играет своими яркими, жаркими лучами. По стволам деревьев бегут соки, которые будят их от зимней спячки, бодрят и дают новые силы. Благодаря этому зеленая, первая листва неуверенно проклевывается сквозь почки и радует своей свежестью. Как хорошо весной. По улицам и дорогам бегут ручьи. Они шумят, «переговариваются», пересекаются водами. Спешат, торопятся, несутся… Реки, сбрасывают ледяное покрытие. Убыстряют свое течение. Поля, овраги, пригорки освободились от снеговой завесы и под теплыми волнами воздуха выпустили на свободу первую травку. Ее несмелые, тонкие стебельки тянутся к свету. Весеннее небо, необыкновенно голубого цвета, раскинулось от края и до края, по всему горизонту.

Ивана Ивановича Ендогурова «Начало весны (1885)» (Фото 1)

Иван Ендогуров был невероятно талантливым русским живописцем, графиком и акварелистом. Он получил образование в Императорской академии искусств. Художник очень тонко и искусно передавал настроение живой природы, изображая её с помощью масляных красок и акварели. Данная картина является одной из лучших работ художника. Глядя на это произведение, можно отметить необыкновенную воздушность полотна, ощутить трепет интимного момента, когда природа словно пробуждается от долгого сна и раскрывает себя миру в полной красе. Небо кажется воздушным и динамичным, облака словно движутся вдаль, исчезая в лучах золотистого солнца. Ендогуров прекрасно подобрал цветовую палитру, пытаясь максимально точно передать реальные цвета и оттенки произведения. Пейзаж обладает невероятной лиричностью и пробуждает тёплые, светлые эмоции.

  Остроухов Илья Семенович «Ранняя весна(1891)» (Фото 2)

Одним из любимейших направлений живописи Остроухова всегда были переходные состояния природы. Он стремился уловить и передать через краски и бумагу те самые, практически не уловимые, изменения природы, которые преображают мир вокруг. Одним из таких полотен и является «Ранняя весна». Картина была написана в конце девятнадцатого века. Пейзаж словно наполнен свежим весенним запахом, кажется невероятно чистым и воздушным. А цветовая гамма построена на контрасте. Ведь весна – это что-то среднее между белоснежных сугробов и сочной зеленой травы.   Снег на берегу кажется совершенно не тронутым, но видна четкая граница между ним и самой рекой. Несмотря на небольшое количество используемых оттенков, картина буквально наполнена яркостью за счет того, что все цвета контрастирую друг с другом. Лес на заднем плане написан мазками в сочетании серо-зеленых и белых оттенков. Только ветки еще голых деревьев туманно сливаются чистым голубым небом. Природа на этой картине словно пробуждается, скидывает с себя снежные сугробы, выходит из спячки и оживает новой жизнью.

Жуковский Станислав Юлианович «Весна 1909г.» (Фото 3)

Станислав Жуковский был талантливым пейзажистом, последователем Левитана. Он, как и великий мастер, умел видеть красоту простой русской природы, замечать все тонкие оттенки цветов и улавливать незаметную смену ее состояний. «Весна» занимает совсем особое место в творческой биографии живописца. Такой естественности и простоты решения, таких ясных и чистых красок не встречалось еще в работах Жуковского. Далеко, у самого горизонта светлые дали сливаются с облачным небом. Чувствуется, что эта праздничность красок захватила Жуковского и он работал с большим увлечением, добившись цельности и красоты впечатления. Матовая поверхность тонко прописанного холста, где мелкие и гибкие мазки ложатся точно по форме, придает пейзажу необходимую мягкость звучания.

Бакшеев Василий Николаевич. «Голубая весна. 1930г.» (Фото 4)

Писать пейзажи невероятно сложно, ведь у художника не получится передать сложный философский смысл, не удастся рассмешить зрителя лицами и сюжетом. В пейзаже у художника есть только натуральная красота природы, её и нужно уметь пользоваться. Василию Николаевичу Бакшееву удалось передать личные эмоции через природу в своей картине «Голубая весна». Первая мысль, которая может возникнуть в голове – это «почему весна голубая». Но как только картина представится перед глазами, сразу становится понятно. Всё внимание занимает чистое лазурное небо. На картине Бакшеева небо занимает чуть больше половины картины. Его прикрывают редкие ветки берёз, но оно всё-таки главное на этой картине. Художнику удалось подобрать правильный цвет для этого неба. Оно не светло-голубое, не синее, оно кристальное, чистое и по-настоящему голубое. Поэтому и картина получила своё название «Голубая весна» 

Левитан Исаак Ильич «Март. 1895» (Фото 5)

Картина «Март», написанная Исааком Левитаном в начале 1895 года, ныне находится в Третьяковской галерее в Москве. Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Художник изумительно  изобразил зиму, сверкание снега, в левитановском «Марте» деревья еще не проснулись от зимней стужи. Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца. На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва. В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны. Картина наполняет ее созерцателей радостью и ожиданием перемен, благодаря тому, что художник на картине применяет светлые тона красок.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели». (Фото 6)

Картину «Грачи прилетели» А.К. Саврасов написал в 1871 году. Практически сразу простота и безыскусность этого полотна привлекли внимание современников. Известный меценат и ценитель искусства Третьяков незамедлительно приобрел этот шедевр для своей коллекции. Основная тема картины – наступление весны. Художнику удалось с необыкновенным мастерством показать пробуждение природы после долгой зимней спячки. Краски ранней весны не бросаются в глаза своей яркостью. Наоборот, в полотне преобладает серовато-коричневая гамма, спокойная и приглушенная. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. На передний же план художник поместил и березки, тоненькие, трогательные и какие-то особенно беззащитные в своей обнаженности. Время их расцвета еще впереди. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи. Это первые предвестники и глашатаи весны. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда.

Исаак Ильич Левитан  «Весна. Большая вода» (Фото 7)

Любимая художником весна на этой картине изображена в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек. Лодка, которая в это время служит единственным транспортным средством для связи с миром, не только обозначает незримое присутствие человека в пейзаже, но и придает композиции логическую завершенность, связывает природное пробуждение с возрастающей активностью крестьян.    Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба. Подобное сочетание красок любили еще древние русские иконописцы для придания своим работам особой парадности и для изображения горнего мира.    Настроение работы очень бодрое, даже веселое. Деревья вырастающие из воды словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.

Ожидаемое и неизбежное, как смена времен года, — волнение сердца. Светлая, как сама весна, улыбка и мечтательный взгляд — как на картине. Легкое дыхание. Природы и девушки, что настроению природы так созвучна.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации