Беседа с обучающимися «Что есть красота»
Пояснительная записка к презентации
Беседа с обучающимися по теме: «Что есть красота?»
Добрый день, ребята. Все, о чем мы сегодня будем говорить, встречается нам ежедневно. Но из-за быстрого течения времени, мы просто часто не обращаем внимание на всё, что нас окружает. Итак, тема нашего разговора: «Что есть красота?»
Прежде, чем мы начнём наш разговор, я хотела бы определить некоторые правила нашей беседы: СЛАЙД № 2
Каждый в разговоре- активный участник;
Говорите, что думаете, но думайте, что говорите;
Выслушайте говорящего до конца;
Будьте терпимыми к мнению других;
Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать;
Наша цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
В споре рождается истина.
Ну, что, начнём?
Слайд № 3
1.Как Вы понимаете слово «красота»? Какие ассоциации у Вас возникают?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
2.Подберите синонимы к слову красота.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
(восхитительный, пленительный, великолепный, ослепительный, обворожительный, бесподобный, видный, прекрасный, художественный, изящный, нарядный, дивный, роскошный, привлекательный, чудный, божественный, блестящий).
А вот так говорится в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
Слайд № 4
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Слайд № 5
Предлагаю прослушать фрагмент песни Ю. Антонова «Живет повсюду красота»
-О какой красоте идёт речь в этой песне?
Д. О красоте природы.
-Скажите, а эта красота создана человеком? Прилагал ли человек свои усилия, чтобы создать природу?
Д. Нет. Природа создана либо Богом, либо космической эволюцией, а возможно ее создали инопланетные существа.
- А что в природе вам кажется красивым?
(Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…
- Важна ли для нас и нужна ли нам красота природы?
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…
Посмотрите на репродукции этих картин.
Слайд № 6
- Умели ли авторы этих картин заметить и передать красоту природы?
Известные русские художники, рисуя картины, сумели изобразить, как лучи солнца проникают сквозь листву берез, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы, как отражаются голубые небеса в глади озер и рек, как искрится серебристый снег на зеленых лапах сосен.
Это же чудо!
А только лишь художникам доступна способность особым языком передавать красоту природы? Или кто-то еще обладает таким даром?
Д: Да, таким даром обладают композиторы, музыканты. И с помощью звуков рисуют картины природы.
СЛАЙД № 7
Великий композитор Петр Ильич Чайковский, жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать.
- Что вы сейчас слышали?
- Как вы считаете, эта музыка красива? Нужна ли нам такая красота, которую нам передают с помощью красок, звуков, слов. Изменяемся ли мы, когда видим, слышим и чувствуем «такую красоту»?
Д: Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
- А по отношению к человеку мы можем употреблять слово красота?
Д: Да, конечно
Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.
Слайд № 8
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
- Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
- а ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
- Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.
- Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
- Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
- Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
- Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
СЛАЙД № 9
- Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
- Этим я обязан тебе.
- Вам понравилась притча?
- А о чем она, ребята?
Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека проявляется через его поступки. Добро сделало боярина поистине красивым человеком. Но какая это была красота?
Д: внутренняя, душевная.
Слайд № 10
- А теперь я обращаюсь к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Что в этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?
Д: лицо и одежда
- А какие слова говорят о внутренней красоте?
Д: душа и мысли
- Какую красоту видел мальчик из притчи в боярине?
Д: душевную
Слайд № 11
Перед вами даны карточки со словосочетаниями о красоте в человеке.
Разделите эти словосочетания на 2 разные группы?
Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,
красивые брови, милосердное отношение, красивый поступок, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, трепетное отношение.
- Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?
Д: О внешней красоте.
- От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?
Д: Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.
-Зачитайте словосочетания второй группы.
- О какой красоте идёт речь в них?
Д: О внутренней, духовной красоте.
А от чего зависит духовная красота?
Д: От культуры, от воспитания, от образования…
- Молодцы! Вы всё сделали правильно.
- Сейчас мы проведем небольшой эксперимент.
После его проведения мы поговорим о ваших впечатлениях.
Я приглашаю 3-х желающих подойти ко мне ближе.
На подносе у меня лежат 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Я предлагаю каждому из вас выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть шоколад.
(В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке – половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада).
А теперь поделитесь своими чувствами.
– Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?
Д: …..
– Что почувствовали после?
– Чему научил нас этот эксперимент? Что вы поняли?
Д: Эксперимент помог нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным.
Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».
- Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не представляют собой чего-либо ценного.
– Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
-Приходилось ли вам встречаться с некрасивыми людьми, обладающими прекрасными душевными качествами? Отталкивала ли вас их некрасивость?
Д:…
-Влияет ли красота друга или подруги на ваши отношения?
Д:…
- А на чью красоту или некрасивость мы никогда не обратим свое внимание, не придадим ему значение? Потому, что для нас они в любом случае всегда красивы.
СЛАЙД № 12
Д: на своих родных, любимых, близких.
Конечно, потому, что существует еще красота взаимоотношений:
В детстве между ребенком и родителями, в юности между молодым человеком и девушкой, в среднем возрасте между мужем и женой, в старости между дедушками и бабушками и внуками.
Это называется красота семейных отношений.
СЛАЙД № 13
И я надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы научитесь видеть и ценить настоящую красоту, которая поможет вам найти главные ценности в вашей жизни.
СЛАЙД № 14
СЛАЙД № 15 Спасибо за внимание!