Урок русского языка в 9 классе «Что есть красота?..»

5
0
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

МБОУ «Тюшинская СОШ» Кардымовского района Смоленской области

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе

«Что есть красота?..»

Цели: 1) обогащение и систематизация духовных смыслов, расширение представлений учащихся о красоте; 2) развитие навыков диалога, навыков работы с информацией (соотнесение информации из разных источников), навыков самоанализа; 3) закрепление предметных умений и навыков: умение определять структуру сложноподчинённых предложений и типы придаточных, умение производить реконструкцию предложений, умение определять функцию сложноподчинённых предложений в речи.

Тип: комбинированный

Оборудование: презентация к уроку
Что есть красота?.. презентация
PPTX / 2.01 Мб

текст рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении)
Ю.Яковлев "Игра в красавицу"
DOCX / 16.96 Кб

Стригачева Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

27.01.2015г.

ПЛАН УРОКА

Оргмомент. Вхождение в тему урока – 3 мин.

Работа с понятием «красота». 7 мин.

Восприятие и анализ рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении) - 25 мин.

Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин.

 

ХОД УРОКА

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы изучали сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, типы подчинения в них. Сегодня настала пора закрепить наши навыки анализа таки предложений, подготовиться к контрольной работе. Однако сегодня у нас необычный урок: мы будем говорить том, что волновало, волнует и будет волновать людей. О чём? Догадайтесь сами!

Слайд 2

- Я предлагаю вам посмотреть ряд изображений и ответить на вопросы: что их объединяет? Какие чувства они у вас вызывают?

Слайды 3-12 (запускаются автоматически)

- Итак, прошу вас ответить на вопросы.

Слайд 13

- Тема нашего урока: «…Что есть красота?..» Начнём наш урок с понимания смысла этого слова. Ведь многие из вас легко определяют, что этот предмет красив, а другой - некрасив.

Слайд 14 (работа по заданиям на слайде)

Слайд 15

- Сверьте свои определения, ряды синонимов и антонимов с выдержками из словарей. Обратите внимание на этимологию слова. От какого слова, по мнению Н.М.Шанского, произошло слово «красота»? Что наши предки считали красивым? Понятие красоты, конечно, менялось со временем. Помимо этого, у разных людей свои представления о красоте. Красота рождала и рождает много споров. Вот, например, как заканчивается стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Слайд 16

- В этом стихотворении речь идёт о красоте человека – именно эта красота вызывает больше всего споров. Какую же красоту противопоставил поэт?

слайд 17

- Многие писатели и поэты размышляли над этим противопоставлением. Мы же поразмышляем над рассказом Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

Текст рассказа (в сокращении) читает учитель

Слайд 18

- Прошу обменяться впечатлениями о рассказе.

Слайд 19

- Как вы заметили, в рассказе можно выделить несколько точек зрения, представлений о красоте. Давайте заполним таблицу, подобрав для каждого из героев подходящие народные пословицы о красоте, характеризующие их.

Слайд 20

Слайд 21-22

- Этот рассказ поможет нам закрепить навыки анализа сложноподчинённых предложений. В тексте есть предложения с несколькими придаточными. Составьте их схемы, определите тип подчинения и тип придаточных.

Слайд 23 (учащиеся работают с данными на слайде предложениями)

Слайд 24-26 (учащиеся проводят самопроверку)

Слайд 27

- Вспомните, каково назначение сложноподчинённых предложений, и объясните, с какой целью их использовал автор.

Слайд 28

- Сложные предложения позволяют нам выразить сложные мысли, связать разнообразными отношениями отдельные фразы. Ю.Яковлев в рассказе часто использует сложноподчинённые предложения с одним придаточным.

Слайд 29

- Писатель надеялся на то, что читатель домыслит, поймёт то, что не сказано автором. Покажем, что мы поняли смысл рассказа, суть характеров героев. Продолжите данные на слайде предложения, чтобы получились СПП с несколькими придаточными. (Задание может выполняться по группам для экономии времени)

Слайд 30 (представлены возможные варианты реконструкции предложений – можно пропустить)

Слайд 31

- Ещё больше в рассказе простых предложений. Попробуйте связать их в одно сложноподчинённое при помощи различных союзов и союзных слов – установите связи между отдельными фразами. (Задание также можно выполнять по группам или выбрать один из двух данных примеров)

Слайд 32 (представлены возможные варианты реконструкции – можно пропустить)

Слайд 33

- Сейчас мы пытались усложнить предложения из рассказа намеренно, чтобы лучше овладеть навыками работы со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными. Однако писатель не стал перегружать рассказ сложными конструкциями. Почему? (Возможно потому, что рассказ написан для подростков, автор стремился достичь ясности повествования. К тому же, как уже было сказано ранее, читателю предлагается самому додумать то, что не досказал писатель)

Слайд 34 (проводится рефлексия настроения, деятельности и содержания урока – по выбору учащихся )

Слайд 35

- Наш урок подошёл к концу. Дома вам предстоит выполнить творческое или практическое задание – на ваше усмотрение, ведь оба задания помогут вам закрепить пройденную тему, поразмышлять на тему, которая надеюсь, интересна и важна для вас, и подготовиться к контрольной работе. Домашнее задание будет оцениваться у всех учащихся. А сегодня на уроке хотелось бы оценить работу …., …., ….

Ссылки на интернет-ресурсы, использованные при подготовке к уроку:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%EE%F2%E0

http://enc-dic.com/epithet/Krasota-17/

http://flaminguru.ru/posl144.htm

Предварительный просмотр презентации

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» Урок русского языка в 9 классе Подготовила Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015г.

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Тема нашего урока: «…Что есть красота?..»

Попробуем сами и поработаем со словарями Дайте определение слову «красота», подберите к нему синонимы и антонимы Обратимся к словарным статьям

Красота (Толковый словарь С.И.Ожегова) Красота (Толковый словарь С.И.Ожегова) 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). 3. красота!, в значении сказуемого. О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем (разг.).   КРАСА-КРАСОТА (этимологический словарь Н.М.Шанского) Общеслав. Из существующих объяснений наиболее привлекательным кажется трактовка краса как родственного кресить "блестеть, сверкать" < "выбивать огонь", в укр. яз. еще известного. Первоначально — "блеск", затем — "украшение чем-л. сверкающим" и далее — "красота".   Красота (словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова) краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.   Красота (антонимы) Безобразие, уродство, некрасивость.

Какую красоту противопоставил поэт? ...что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? — Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Поразмышляем над рассказом Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

Какие мысли вызвал у вас рассказ?

Выберите подходящие народные пословицы о красоте, относящиеся к разным героям: Ребята Нинка Новенький Мать Нинки

Народные пословицы Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Не родись красивый, а родись счастливый. Дал бы бог дородство, а красоту сама добуду. Скрасит девку венец да молодец. Красна ягодка, да на вкус горька. Своя жена — своя и краса. Не урод, так и красавец. Печаль человека не украсит. Молодец красив, да на душу крив. Красота до вечера, а доброта на век. Свою мать ведьмой никто не зовёт. 

Повторим сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

В тексте есть предложения с несколькими придаточными. Составьте их схемы, определите тип подчинения и тип придаточных

Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой, потому что у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина.

Проверьте себя […, (когда…), …], (чтобы…). – параллельное подчинение придаточных времени и цели […], (что…), (потому что…), (вокруг которых…). – последовательное подчинение придаточных изъяснительного, причины, определительного

Проверьте себя […], (какие…), (куда…), (где…) –однородное подчинение придаточных изъяснительных 4. […], (которым…), (когда…). – последовательное подчинение придаточных определительного и времени

Проверьте себя 5. […], (как будто…) и (…). –однородное подчинение придаточных образа действия с оттенком сравнения (во втором придаточном пропущен союз)

Для чего автор использовал сложноподчинённые предложения?

Роль сложноподчинённых предложений в речи

Покажите, что вы поняли смысл рассказа. Для этого продолжите данные СПП так, чтобы получились СПП с несколькими придаточными, используйте союзы потому что, словно, будто, так как, ибо и др. Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней.

Возможные варианты Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей, ибо наше зеркало отражало её душу. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом, словно стыдился своей внешности. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга, потому что не умел замечать красоты ни в себе, ни в окружающих. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней, будто она по частям снимала защитную плёнку, предохранявшую её хрупкую душу от жёсткой действительности.

В тексте также много простых предложений. Попробуйте составить одно СПП из данных простых предложений, используя союзы потому что, так что, когда…то и др. И ничего страшного. Счастье приходит не только к красивым. И некрасивые выходят замуж. И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу. И уже ни о чем не говорили. И были спокойны. Им помогла придуманная нами игра.

Возможный вариант И ничего страшного, потому что счастье приходит не только к красивым, так что и некрасивые выходят замуж. Когда они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу, то уже ни о чем не говорили и были спокойны, так как им помогла придуманная нами игра.

Почему автор не использовал СПП с несколькими придаточными?

Подведём итоги сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.