Урок русского языка в 9 классе «Что есть красота?..»

5
0
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» Урок русского языка в 9 классе Подготовила Стригачева Татьяна Николаевна МБОУ «Тюшинская СОШ» 2015г.

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Что общего между всеми изображениями? Какие ощущения они у вас вызывают?

Тема нашего урока: «…Что есть красота?..»

Попробуем сами и поработаем со словарями Дайте определение слову «красота», подберите к нему синонимы и антонимы Обратимся к словарным статьям

Красота (Толковый словарь С.И.Ожегова) Красота (Толковый словарь С.И.Ожегова) 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). 3. красота!, в значении сказуемого. О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем (разг.).   КРАСА-КРАСОТА (этимологический словарь Н.М.Шанского) Общеслав. Из существующих объяснений наиболее привлекательным кажется трактовка краса как родственного кресить "блестеть, сверкать" < "выбивать огонь", в укр. яз. еще известного. Первоначально — "блеск", затем — "украшение чем-л. сверкающим" и далее — "красота".   Красота (словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова) краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.   Красота (антонимы) Безобразие, уродство, некрасивость.

Какую красоту противопоставил поэт? ...что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? — Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Поразмышляем над рассказом Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

Какие мысли вызвал у вас рассказ?

Выберите подходящие народные пословицы о красоте, относящиеся к разным героям: Ребята Нинка Новенький Мать Нинки

Народные пословицы Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Не родись красивый, а родись счастливый. Дал бы бог дородство, а красоту сама добуду. Скрасит девку венец да молодец. Красна ягодка, да на вкус горька. Своя жена — своя и краса. Не урод, так и красавец. Печаль человека не украсит. Молодец красив, да на душу крив. Красота до вечера, а доброта на век. Свою мать ведьмой никто не зовёт. 

Повторим сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

В тексте есть предложения с несколькими придаточными. Составьте их схемы, определите тип подчинения и тип придаточных

Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой, потому что у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина.

Проверьте себя […, (когда…), …], (чтобы…). – параллельное подчинение придаточных времени и цели […], (что…), (потому что…), (вокруг которых…). – последовательное подчинение придаточных изъяснительного, причины, определительного

Проверьте себя […], (какие…), (куда…), (где…) –однородное подчинение придаточных изъяснительных 4. […], (которым…), (когда…). – последовательное подчинение придаточных определительного и времени

Проверьте себя 5. […], (как будто…) и (…). –однородное подчинение придаточных образа действия с оттенком сравнения (во втором придаточном пропущен союз)

Для чего автор использовал сложноподчинённые предложения?

Роль сложноподчинённых предложений в речи

Покажите, что вы поняли смысл рассказа. Для этого продолжите данные СПП так, чтобы получились СПП с несколькими придаточными, используйте союзы потому что, словно, будто, так как, ибо и др. Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней.

Возможные варианты Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей, ибо наше зеркало отражало её душу. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом, словно стыдился своей внешности. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга, потому что не умел замечать красоты ни в себе, ни в окружающих. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, что-то умирало в ней, будто она по частям снимала защитную плёнку, предохранявшую её хрупкую душу от жёсткой действительности.

В тексте также много простых предложений. Попробуйте составить одно СПП из данных простых предложений, используя союзы потому что, так что, когда…то и др. И ничего страшного. Счастье приходит не только к красивым. И некрасивые выходят замуж. И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу. И уже ни о чем не говорили. И были спокойны. Им помогла придуманная нами игра.

Возможный вариант И ничего страшного, потому что счастье приходит не только к красивым, так что и некрасивые выходят замуж. Когда они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу, то уже ни о чем не говорили и были спокойны, так как им помогла придуманная нами игра.

Почему автор не использовал СПП с несколькими придаточными?

Подведём итоги сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… у меня получилось … меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.