Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Тюшинская СОШ» Кардымовского района Смоленской области
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе
«Что есть красота?..»
Цели: 1) обогащение и систематизация духовных смыслов, расширение представлений учащихся о красоте; 2) развитие навыков диалога, навыков работы с информацией (соотнесение информации из разных источников), навыков самоанализа; 3) закрепление предметных умений и навыков: умение определять структуру сложноподчинённых предложений и типы придаточных, умение производить реконструкцию предложений, умение определять функцию сложноподчинённых предложений в речи.
Тип: комбинированный
Оборудование: презентация к уроку
Что есть красота?.. презентация
PPTX / 2.01 Мб
текст рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении)
Ю.Яковлев "Игра в красавицу"
DOCX / 16.96 Кб
Стригачева Татьяна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
27.01.2015г.
ПЛАН УРОКА
Оргмомент. Вхождение в тему урока – 3 мин.
Работа с понятием «красота». 7 мин.
Восприятие и анализ рассказа Ю.Яковлева «Игра в красавицу» (в сокращении) - 25 мин.
Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин.
ХОД УРОКА
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы изучали сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, типы подчинения в них. Сегодня настала пора закрепить наши навыки анализа таки предложений, подготовиться к контрольной работе. Однако сегодня у нас необычный урок: мы будем говорить том, что волновало, волнует и будет волновать людей. О чём? Догадайтесь сами!
Слайд 2
- Я предлагаю вам посмотреть ряд изображений и ответить на вопросы: что их объединяет? Какие чувства они у вас вызывают?
Слайды 3-12 (запускаются автоматически)
- Итак, прошу вас ответить на вопросы.
Слайд 13
- Тема нашего урока: «…Что есть красота?..» Начнём наш урок с понимания смысла этого слова. Ведь многие из вас легко определяют, что этот предмет красив, а другой - некрасив.
Слайд 14 (работа по заданиям на слайде)
Слайд 15
- Сверьте свои определения, ряды синонимов и антонимов с выдержками из словарей. Обратите внимание на этимологию слова. От какого слова, по мнению Н.М.Шанского, произошло слово «красота»? Что наши предки считали красивым? Понятие красоты, конечно, менялось со временем. Помимо этого, у разных людей свои представления о красоте. Красота рождала и рождает много споров. Вот, например, как заканчивается стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Слайд 16
- В этом стихотворении речь идёт о красоте человека – именно эта красота вызывает больше всего споров. Какую же красоту противопоставил поэт?
слайд 17
- Многие писатели и поэты размышляли над этим противопоставлением. Мы же поразмышляем над рассказом Ю.Яковлева «Игра в красавицу»
Текст рассказа (в сокращении) читает учитель
Слайд 18
- Прошу обменяться впечатлениями о рассказе.
Слайд 19
- Как вы заметили, в рассказе можно выделить несколько точек зрения, представлений о красоте. Давайте заполним таблицу, подобрав для каждого из героев подходящие народные пословицы о красоте, характеризующие их.
Слайд 20
Слайд 21-22
- Этот рассказ поможет нам закрепить навыки анализа сложноподчинённых предложений. В тексте есть предложения с несколькими придаточными. Составьте их схемы, определите тип подчинения и тип придаточных.
Слайд 23 (учащиеся работают с данными на слайде предложениями)
Слайд 24-26 (учащиеся проводят самопроверку)
Слайд 27
- Вспомните, каково назначение сложноподчинённых предложений, и объясните, с какой целью их использовал автор.
Слайд 28
- Сложные предложения позволяют нам выразить сложные мысли, связать разнообразными отношениями отдельные фразы. Ю.Яковлев в рассказе часто использует сложноподчинённые предложения с одним придаточным.
Слайд 29
- Писатель надеялся на то, что читатель домыслит, поймёт то, что не сказано автором. Покажем, что мы поняли смысл рассказа, суть характеров героев. Продолжите данные на слайде предложения, чтобы получились СПП с несколькими придаточными. (Задание может выполняться по группам для экономии времени)
Слайд 30 (представлены возможные варианты реконструкции предложений – можно пропустить)
Слайд 31
- Ещё больше в рассказе простых предложений. Попробуйте связать их в одно сложноподчинённое при помощи различных союзов и союзных слов – установите связи между отдельными фразами. (Задание также можно выполнять по группам или выбрать один из двух данных примеров)
Слайд 32 (представлены возможные варианты реконструкции – можно пропустить)
Слайд 33
- Сейчас мы пытались усложнить предложения из рассказа намеренно, чтобы лучше овладеть навыками работы со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными. Однако писатель не стал перегружать рассказ сложными конструкциями. Почему? (Возможно потому, что рассказ написан для подростков, автор стремился достичь ясности повествования. К тому же, как уже было сказано ранее, читателю предлагается самому додумать то, что не досказал писатель)
Слайд 34 (проводится рефлексия настроения, деятельности и содержания урока – по выбору учащихся )
Слайд 35
- Наш урок подошёл к концу. Дома вам предстоит выполнить творческое или практическое задание – на ваше усмотрение, ведь оба задания помогут вам закрепить пройденную тему, поразмышлять на тему, которая надеюсь, интересна и важна для вас, и подготовиться к контрольной работе. Домашнее задание будет оцениваться у всех учащихся. А сегодня на уроке хотелось бы оценить работу …., …., ….
Ссылки на интернет-ресурсы, использованные при подготовке к уроку:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%F1%EE%F2%E0