Беседа-практикум по ОБЖ «Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»
Беседа-практикум по ОБЖ
«Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»
Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР № 28 «Огонёк», г. Бердск, Новосибирская обл.
Описание: Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и будет интересен воспитателям и методистам ДОУ. Беседа сопровождается иллюстрированным материалом и игровыми упражнениями.
Актуальность данной темы заключается в том, что дети не всегда осознают опасность нахождения на льду в весеннее время до вскрытия рек и во время ледохода.
Цель: Предупреждение несчастных случаев на водоёмах в весенний период
Задачи:
- Рассказать об опасности весеннего льда;
- Рассказать о правилах поведения на водоёмах в весенний период;
- Рассказать о действиях в случае провала под лёд;
- Обогатить словарь: ледоход, полынья, вскрытие льда;
- Закрепить полученные знания посредством разрешения проблемных ситуаций
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые
Оборудование: Гимнастический мат – 2 шт.; гимнастическая скакалка – 1 шт.; гимнастическая палка L = 1,5 м – 1 шт.
Содержание беседы
Дети строятся в шеренгу или круг.
Воспитатель: Ребята мы сегодня поговорим с вами о правилах поведения возле водоёмов в весенний период. Но сначала, я предлагаю вам послушать и обыграть очень поучительную историю для ребят и зверят.
Подвижная игра по мотивам стихотворения Галины Рогановой
«Осторожно, тонкий лёд!»
(оригинальный текст в приложении 2)
Описание: Дети строятся в колонну по одному и выполняют определённые движения.
Слова | Движения |
Мама зайчиков учила, мама деткам говорила: Не гуляйте вы по льду, можете попасть в беду… Зайки слушали внимательно, были очень все старательны, Среди них зайчонок был, непослушным он прослыл. Мама в дом, он хохотать, и в хоккей зовёт играть. Зайки на него косятся, маму огорчать боятся. | Ходьба в обход |
Зайка долго их не ждал, взял коньки и убежал. | Бег в обход в среднем темпе (30 сек) |
Речка льдом сверкает чистым, голубым и серебристым… | Ходьба в обход (15 сек) |
Быстро он коньки надел, через снег перелетел. | Ходьба, высоко поднимая колено (10сек) |
Не поймёшь, на льду кто мчится, то ли заяц, то ли птица, | Бег в обход в среднем темпе (30 сек) |
Обломилась корка льда, и случилась с ним беда! | Ходьба в обход (10 сек) |
Провалился в воду он, держится за кромку льда, а в коньках уже вода! | Остановка по сигналу, повернуться вкруг лицом, лечь на живот, руки в стороны |
А сороки тут взлетели, сразу лес весь облетели. | Ходьба в обход (10 сек), бег, имитируя взмахи крыльев (30 сек) |
Первый услыхал беду – волк, он шёл по берегу. | Ходьба в обход широким шагом (10 сек) |
Ветку толстую сломал, зайке бросил и сказал: «Ты, дружок, не суетись, лапками за сук держись». | Остановка по сигналу, повернуться вкруг лицом |
Зайка лапками схватился… | Имитировать хват за палку, одно колено согнуть в сторону |
Волку все кричат «Ура!» Радуется детвора. «Не ходите вы по льду, можете попасть в беду! Ведь весной не прочный лёд, знайте это наперёд!» | Встать лицом в круг |
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему зайчонок попал в беду?
Воспитатель: Так чем же опасен весенний лёд? Народная пословица гласит: «Всякий лёд до тепла живёт» (разобрать с детьми значение пословицы).
Опасность весеннего льда
Весенний лёд очень коварен, Ещё задолго до того момента, когда вскроется лёд на водоёмах, он внешне выглядит достаточно крепким (дать детям возможность предположить, что значит выражение «вскроется лёд»). Но это обманчивое впечатление. Солнце и туман делают его пористым, рыхлым. Солнце греет теплее, и поверхность льда подтаивает и превращается в талую воду, которая «съедает» лёд сверху, а снизу лёд подтачивается течением. Ведь вода даже камень точит, а камень намного прочнее льда (дать детям возможность предположить, что значит выражение «подтачивается течением»).
По такому льду очень опасно ходить, потому-что он, в отличие от зимнего льда, он не будет издавать предупредительный треск, а в любой момент может рассыпаться под ногами.
Очень важно помнить:
- на весеннем льду легко провалиться;
- быстрее всего лёд распадается там, где мельче (дать детям возможность предположить, где это может произойти быстрее всего) и в первую очередь у берегов.
- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу (дать детям возможность предположить, почему так происходит).
Правила поведения у водоёмов весной
В весенний период, находясь возле водоёмов запрещается:
(иллюстрации в приложении 1)
- выходить на водоемы;
- отталкивать льдины от берегов;
- переправляться через реку в период ледохода;
- подходить близко к реке в местах затора льда;
- кататься на горках, выходящих на водные объекты.
- измерять глубину реки или любого водоема;
- кататься на коньках на водоёмах
И на речке упражняться
Другу строго поясни:
« Есть каток. Туда иди»;
- ходить по льдинам и кататься на них
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это — так и знай!
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки…
Весной от речки прочь беги!
Действия в случае провала под лёд
Что делать, если лед под вами проломился, и вы провалились в холодную воду:
(иллюстрации в приложении 1)
- Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.
- Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
- Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.
- Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
- Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.
►Порассуждать с детьми:, какие предметы могут пригодиться для спасения человека, провалившегося под лёд(1). Подумать, каким способом должен приближаться к полынье человек, спешащий на помощь(2). Когда он должен остановиться(3) (иллюстрации в приложении 1)
(1). Предметами для спасения могут служить обычная или лыжная палка, верёвка, связанные между собой шарфы и.т.д.
(2). Приближаться к полынье нужно осторожно ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства.
(3). Остановиться в нескольких метрах от находящегося в воде человека, затем бросить ему верёвку или подать палку.
►Рассматривая иллюстрации, обратить внимание детей на человека с телефоном, спросить, какой номер он набирает. Закрепить, что единый номер спасения 112.
Практическая часть
Вариант 1. Отработка умения выбраться из полыньи самостоятельно.
Описание: Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги друг напротив друга в определённые места. Напротив линий старта на определённом расстоянии лежат гимнастические маты. По команде, первые участники подходят к линии старта и идут «по льду» по направлению к гимнастическим матам. Заходят на мат, затем спрыгивают с него, имитируя провал в полынью. Затем последовательно выполняют следующие действия:
- Раскинув руки, кладут их на «лёд» (гимнастический мат), расположившись лицом в сторону, с которой пришли, следят за дыханием, зовут на помощь.
- Стараются налечь грудью на край «льда» (гимнастический мат) и забросить на него одну, а потом и другую ногу.
- Выбравшись на «лёд» перекатываться по направлению того места от куда пришли.
Вариант 2. Отработка умения выбраться из полыньи при помощи подручных средств.
Описание: Каждая команда делится на пострадавших и спасателей. Пострадавший, «провалившись под «лёд», раскинув руки, кладёт их на край льда и следит за дыханием. В это время спасатель, подбирается ползком, и, остановившись за несколько метров от полыньи, протягивает палку, либо кидает верёвку пострадавшему. Пострадавший, также, держась за предмет, налегая грудью на «лёд», забрасывает на него поочерёдно ноги. Выбравшись из полыньи, перекатываться к берегу.
Рефлексия содержания беседы
Спросить у детей, какой главный вывод они сделали из беседы, какое главное правило нужно соблюдать, находясь возле водоёмов в весеннее время и почему.
Попросить назвать единый номер службы спасения.
Источники
- https://53.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pravila-povedeniya-na-vodnyh-obektah/opasnost-vesennego-lda
- https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pamyatki-po-bezopasnomu-povedeniyu-na-vode/pravila-povedeniya-na-ldu-v-vesenniy-period
- https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/5
Приложение 1
Иллюстрации
Чтобы скачать картинку, нужно нажать на неё правой кнопкой мыши и выбрать действие «сохранить как рисунок»
Приложение 2
Стихотворение Галины Рогановой
«Осторожно, тонкий лёд!»
Поучительная история для ребят и для зверят
Мама зайчиков учила, мама деткам говорила:
Не гуляйте вы по льду, можете попасть в беду…
Зайки слушали внимательно, были очень все старательны,
Среди них зайчонок был, непослушным он прослыл.
Мама в дом, он хохотать, и в хоккей зовѐт играть.
Зайки на него косятся, маму огорчать боятся.
Зайка долго их не ждал, взял коньки и убежал.
Речка льдом сверкает чистым, голубым и серебристым…
Быстро он коньки надел, через снег перелетел.
Не поймѐшь, на льду кто мчится, то ли заяц, то ли птица,
А сороки-то галдят, маму слушаться велят.
Крутит зайка головой, и летит вперѐд косой…
Что такое? Треск какой? Зайчик наш взмахнул рукой,
Обломилась корка льда, и случилась с ним беда!
Провалился в воду он, треск идѐт со всех сторон,
Держится за кромку льда, а в коньках уже вода!
А сороки тут взлетели, сразу лес весь облетели.
Первый услыхал беду - волк, он шѐл по берегу.
Ветку толстую сломал, зайке бросил и сказал:
«Ты, дружок, не суетись, лапками за сук держись».
Зайка лапкой ухватился, а народ лесной столпился.
Волку все кричат «Ура!» Радуется детвора.
Тут и мама подбежала, пожалела, отсчитала:
«Помощь не всегда придёт, можешь ты уйти под лёд!»
Дети, правило простое и для вас оно такое:
«Не ходите вы по льду, можете попасть в беду!
И на нѐм вы не играйте, и, конечно, не гуляйте!
Есть места, где тонкий лёд, знайте это наперѐд!»
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ваганова Евгения Владимировна
Устинова Валентина Ивановна