Занятие по ОБЖ для дошкольников «Безопасное поведение ребенка на улице»
Тема проекта: « Безопасное поведение ребенка на улице»
Срок реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Вид проекта:
практико-ориентированный, краткосрочный, с участием роди
Педагогические технологии:
Проблемно – игровая ситуация.
Информационно – коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).
Игровые технологии.
Познавательно - исследовательские технологии.
Цель проекта:
Создать условия для двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
Воспитательные.
1. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
Образовательные.
1.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности
2. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Развивающие.
1.Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность.
Проблема:
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-
транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы.
Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Актуальность проекта.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Этапы работы над проектом.
План осуществления проекта.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Речевое развитие. | Чтение стихов, загадок, рассказов. Выборочное чтение рассказов: « Как папа бросил мяч под автомобиль» А. Раскин « Урок вежливости» М. Алимбаев « Трамвай и его семья» Л.Г Альперштейн. Творческое рассказывание детей по темам: «Где я живу?» «Наши путешествия» «Из окна, из окна наша улица видна» « Разговор по телефону» Словотворчество: создание альбомов « Безопасное поведение на улице» « Если я потерялся на улице…» Составление альбомов: « Мои поступки» « Безопасность ребенка» « Маршрут безопасности от дома до детского сада» |
Познавательное развитие. | Коллажи на тему: « Связь живой и не живой природы с безопасностью на дороге, улице» Плакаты на тему: « Безопасность на дороге , нарисованные детьми» Географические представления о транспортных частях света. Составление план-схемы нашего микрорайона. Ориентировка по плану –схеме микрорайона. Придумывание игр, головоломок , кроссвордов, задач. Знакомство с цифрами, запрещающими и разрешающими знаками. Игры –экспериментирования: « Почему машины движутся?» « От чего зависит скорость?» « Что такое инертное движение?» Развивающие игры: « Хорошо- плохо» « Час пик» « Дорожная азбука» « Наша улица» « Угадай какой знак?» |
Социально-коммуникативное. | Сюжетно- ролевые игры: « Путешественники» « Уличное движение» « Служба спасения» НОД по теме: « Опасные участки на пешеходной части улицы» « Дорожные знаки для водителей и пешеходов» Составление альбома: « Игры во дворе», карты-схемы микрорайона с обозначением домов , где живут дети. Встреча с инспектором ГАИ. |
Художественно-эстетическое развитие. | Театрализованные игры: « На лесном перекрестке» « Светофор» « Уважайте светофор» « Петрушка на улице» Рисование на тему: « Наш город» (коллективная) « Улицы города» « Дом , в котором я живу» « Специализированный транспорт» Конструирование на тему: « Автобус» « Машины на нашей улице» « Наш микрорайон»- из бросового материала для обыгрывания в городке безопасности. |
Физическое развитие. | Целевые прогулки на тему: « Устройство проезжей части» « Дорожные знаки для пешеходов и водителей» Подвижные игры с атрибутами: « Прыгаем по кругу» « Тише едешь-дальше будешь» « Светофор» « Три движения» « Катание на велосипеде» « Стой». |
Прогнозируемый результат:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, людей.
Используемая литература:
Р.Б.Стеркина, Н.Н. Авдеева « Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». – СПб.: «Детство-пресс», 2015 г.
Т.П. Гарнышева « Как научить детей ПДД?» (планирование занятий , конспекты, кроссворды, дидактические игры) СПб, Детство-пресс 2010.
Ф.С.Майорова « Изучаем дорожную азбуку»( занятия, досуги)М.2009г.
А.А.Петров « Я бегу через дорогу» М.2009г.
Н.Е. Васюкова, О.П.Колобова « Пираты на большой дороге». Правила дорожного движения 5-7 лет . М.2009г.
В.Лиходед « Уроки светофора» М.2009г.
Журнал « Обруч» -№ 2, 5, 6 -2000г. № 3,5-2002г.
Журнал « Дошкольное воспитание» №1,8,9,10, 12 -2003г.