Библиотечный урок по теме «Знакомство со справочной литературой» (4 класс)
библиотечный урок
по теме «Знакомство со справочной литературой»
4 класс
Цель занятия: Познакомить детей с разнообразием справочной литературы.
Задачи:
-Расширить знания детей о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках.
- Развивать читательский интерес, расширить читательский кругозор, логику рассуждений и поиска информации, внимание.
-Закрепить навыки умения пользоваться справочной литературой
Оборудование:
-тематическая книжная выставка «В мире энциклопедий и словарей»
-мультимедийная презентация «Энциклопедии, словари, справочники»;
-комплекты энциклопедий, словарей, справочников.
Часто в ходе чтения возникает необходимость пользоваться справочной литературой
проверить различные факты, даты, имена, цифры, выяснить значение непонятных слов. Эти книги все знают- так говорят о справочной литературе. (слайд №1)
Предлагаю начать наше путешествие с энциклопедий (слайд №2 ). Энциклопедия очень интересная книга, которая знает все и обо всем. Энциклопедия — это старинный греческий термин, который означает – обучение по всему кругу знаний. (слайд №2)
Ребята, а вы можете сказать, что же такое энциклопедия? (ответы детей)
А вы знаете, что энциклопедии бывают разные:
-Есть универсальные (в ней есть информация обо всем, показ энциклопедии из серии «Я познаю мир») (слайд №3)
-Отраслевыми (по определенной теме, показ энциклопедии по темам «Наука», «История», «География). (слайд №4)
А может кто-то знает, как искать материал в таких книгах? (ответы детей)
В универсальных - по алфавиту, или ещё в некоторых бывает предметно-именной указатель в конце книги (показать), в отраслевых энциклопедиях и словарях есть содержание.
А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Делимся на две команды (деления команд происходит по цветам, каждый ребенок из мешочка достает камушек цвета команды (2 цвета)). Перед вами – энциклопедии «……» и карточки с заданиями. Чья команда первой выполнит задание, поднимает руку. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и я думаю, научились пользоваться правильно энциклопедиями.
Продолжаем наше путешествие. Энциклопедии раскрывают суть предмета, а вот словари помогают раскрыть значение слов, их написание. (слайд №5). Словари появились давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья. Существуют разные типы языковых словарей, может кто-то знает какие виды словарей у нас есть? (ответы детей).
Словарь иностранных слов, терминологический, диалектизмов, двуязычный, словарь речевых исправлений и трудностей русского языка, словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Но этот перечень был бы не полон без Толкового словаря. (показ детям различных словарей).
В толковом словаре всегда дается значение слова, к какому оно роду принадлежит (мужской, женский, средний), какое окончание имеет в родительном падеже. А также приводятся примеры употребления слов.
А теперь будем разбираться, как устроен словарь. Материал во всех словарях располагается по алфавиту, так что, тот быстрее найдет информацию, кто лучше знает алфавит. (игра «кто быстрее»)
И последний вид –справочники. (слайд №6). Что это такое? (ответы детей). Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. В отличие от энциклопедии и словарей справочники содержат комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, деятельности, тему . Они подробны, могут подсказать названия городов, рек, морей.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. С какими книгами вы сегодня познакомились? Чем они друг от друга отличаются? Как искать информацию в энциклопедии? Как искать информацию в словаре? Молодцы. Вы сегодня активно работали и отвечали на мои вопросы вы получаете сладкий подарок (педагог раздает каждому конфетку).