Конспект урока биологии «Биология — наука о живой природе» (5 класс)

7
1
Материал опубликован 9 December 2015

Всероссийский конкурс на лучший вводный урок «Знакомство с предметом»

Конспект урока биологии в 5 классе по программе Пасечника В. В. «Биология – наука о живой природе»

 

 

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя  школа»

Верховажского района

Вологодской области

 

УМК:

1. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

2. Биология: 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г. М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». /В. В. Пасечник – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 91, [5] с.

4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник /В. В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 141, [3] с.

5. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». /В. В. Пасечник – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 60, [4] с.

Предмет: Биология.

Класс: 5.

Тема урока: Биология – наука о живой природе.

Имя урока: Был ли Ной биологом?

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок открывает изучение учащимися 5 класса предмета биологии.

Тип урока: Урок предъявления нового материала.

Цель урока для учителя: Создание условий для получения учащимися знаний о биологии – науке о живой природе.

Цель урока для учащихся: Узнать, что изучает биология.

Образовательные задачи:

  • Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
  • Познакомить учащихся с частными биологическими науками;
  •  Ввести понятия о многообразии живых организмов,  их классификации на царства и по роли в биосфере; о классификации сред обитания организмов;
  • Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители»;
  • Показать учащимся взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД  (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умений работать с терминами;
  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, самооценивания;
  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой  природы.
  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия  планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все-таки это – «плёнка» жизни.
  • Способствовать осознанию биологической составляющей библейского сюжета о Ное.

Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания учебного материала – определение проблемного вопроса по имени урока, заполнение рисунка ковчега названиями организмов и последующая самооценка своего варианта  по заданным критериям, сравнение с образцом; рефлексия  по окончанию урока.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, компьютер, экран.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока:

  • Мотивация, целеполагание;
  • Изучение нового материала;
  • Рефлексия;
  • Домашнее задание.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

·         Мотивация, целеполагание.

Добрый день, уважаемые ученики!

Вы окончили начальную школу, стали на год взрослее, и мы с вами переходим к изучению очень важного в жизни каждого человека предмета – биологии. Изучение любой науки, в том числе и биологии, это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа», - сказал Марк Туллий Цицерон.

Не случайно слова «ученик» и «учёный» - однокоренные. Мы будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, освоим еще один иностранный язык, который является международным официальным языком медицины и биологии и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с биологией.

Ребята! Слайд 1. Обратите внимание на вопрос слайда: «Был ли Ной биологом?» Задайте свои вопросы к нему.

 

 

Какой проблемный вопрос возникает?

 

 

Чтобы ответить на вопрос: «Был ли Ной биологом?», мы должны будем во время урока вспомнить, кто такой Ной, и узнать, что изучает биология. На каждом занятии нам потребуется знание ещё одного  языка – латыни. Ведь все биологические термины имеют греко-латинскую основу.

Слайд 2. Познакомимся с первым термином. В переводе  на русский язык «биос» означает «жизнь», «логос» - «наука». Дайте определение науки.

 

 

Жизненная наука… Я с вами согласна: биология – жизненно важная для каждого человека наука. Постараемся всё-таки дать научное определение.

 

 

Совершенно верно. Биология – наука о живой природе. Зная предмет изучения биологии, постарайтесь сформулировать наши цель и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята! Вами названо много задач, часть из них мы будем решать в течение всего курса биологии.

Слайд 3. Целью урока будет знакомство с предметом биологии. Обобщим всё сказанное вами: мы должны будем узнать, что изучает биология.

Слайд 4. Для нашего урока мы возьмем только некоторые задачи:

·         Понять смысл терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители»,  научиться осознанному их применению;

·         Познакомиться с многообразием живых организмов,  постараться запомнить их классификацию на царства и по роли в биосфере; классификацию сред обитания организмов;

·         Рассмотреть взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека;

·         Познакомиться с частными биологическими науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто такой Ной?..

- Кто такой биолог?..

 

- Что изучает биология?

 

 

 

 

 

 

- Жизнь науки…

- Жизненная наука…

 

 

- Наука о жизни…

- Наука о живом…

 

- Узнать, кого изучает биология?..

- Кому нужны биологические знания?..

- Какие приборы и инструменты помогают изучать живое?..

- Как устроены организмы?..

- Какие функции они выполняют?..

- Как связаны организмы между собой?..

 -Пользу или вред приносят организмы человеку?..

- Научиться проводить наблюдения, ставить опыты…

- Работать с информацией…

 

 

 

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения работать с терминами

 

 

 

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

РУУД: умения целеполагания

·         Изучение нового материала

Возьмите в руки свой учебник. Как назвал его автор В. В. Пасечник? «Биология. Бактерии, грибы, растения».

Откройте оглавление учебника. Как называются большие группы организмов, объединяющие бактерии, грибы, растения?

 

Слайд 5. Представители какого царства  «не попали» в данный учебник?

 

Животных мы будем изучать в 7 классе.

Постарайтесь запомнить эти четыре царства живой природы.

Слайд 6. Вернемся к Ною. Слышали ли вы словосочетания: «Всемирный потоп», «Ноев ковчег»?

 

 

В Библии говорится о праведнике Ное, которому Бог повелел построить ковчег для спасения от потопа:

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей (133,5 м); ширина его пятьдесят локтей (22,25 м), а высота его тридцать локтей (13,35 м). И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]» (Книга Бытия) [1]

По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Наводнение продолжалось на земле сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод.  И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остались только Ной и те, кто были с ним в ковчеге.

Ребята! Какие вопросы у вас возникли?

 

 

Как вы думаете, почему важно было взять «каждой твари  по паре»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Все ваши предположения верны.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Книга Бытия) [1]

А как вы считаете, смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле?

 

 

 

 

 

Как же нам узнать ответ на этот вопрос?

 

 

 

 

 

 

Найдите глазами в начале § 1 «Биология – наука о живой природе» число видов, живущих на нашей планете.

 

Некоторые ученые говорят о десяти миллионах видов! Открытия новых видов продолжаются…

 

Слайд 7. Чтобы ответить на вопрос: «Смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле?», воспользуемся текстом учебника. Откройте страницу 6, найдите слова: «Область распространения жизни…» прочтите текст  до слов на странице 7: «Биология изучает строение…» (Если у учителя имеется электронное приложение к учебнику, то можно воспользоваться видеофрагментом «Биосфера», продолжительностью 01:14.) [2]

 

Как бы вы теперь ответили?

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенно верно! Ребята! В биологии, как и в любой науке, есть ключевые понятия. Одними из них являются термины: «организм» и «экосистема». Биосфера – это самая крупная экосистема на Земле, включающая всё живое. А вот ученый Владимир Иванович Вернадский, посвятивший всю жизнь изучению биосферы, назвал её «плёнкой жизни». Нет ли здесь противоречия: жизнь на всей огромной планете Земля (экваториальный диаметр составляет 12756 км!) и плёнка, т. е. нечто очень тонкое, рвущееся?

 

 

Найдите эти цифры в тексте!

 

 

 

 

Давайте сосчитаем: от озонового слоя до дна океана всего лишь около 30 км! Неслучайно биосфера – самая большая экосистема – сравнима с плёнкой!

Живи Ной в наше время, наверное, он бы взял некоторых других животных. Чем это можно объяснить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы с вами – ученые люди. Попытаемся подойти к проблеме: кого взять в ковчег? с научной точки зрения.

Возьмите Приложение № 1. «Заполни ковчег!», подпишите названия 8-10 организмов, которые вы «возьмёте» на свой ковчег.

 

 

 

Конечно, у каждого из вас получился свой список организмов. Как же нам проверить, кто прав?

Слайд 8. Нужно определить общие признаки – критерии оценивания. (С данного слайда осуществляется произвольный показ.) Это будут примеры организмов, которых можно отнести к той или иной группе. Давайте рассмотрим эти критерии подробно.

Представлены живые организмы:

·         всех царств (максимум – 4 балла, если названы представители всех 4 царств);

·         всех групп: производители, потребители, разрушители (максимум – 3 балла, если названы представители всех 3 групп);

·         всех сред обитания (максимум – 4 балла, если названы представители всех 4 сред обитания) или всех оболочек Земли: атмосферы, гидросферы, литосферы (максимум – 3 балла, если названы представители всех 3 оболочек).

Показана роль в природе и жизни человека (по 1 баллу – за каждый пример роли организма).

Показаны взаимосвязи организмов (по 1 баллу – за пример взаимосвязи).

Слайд 9. Проверьте,  представители всех ли царств есть на вашем ковчеге? Поставьте себе определенное количество баллов: максимум – 4 (по числу царств живой природы).

Слайд 10. Организмы находятся в различных взаимоотношениях друг с другом. Одна из причин разнообразия живых организмов их разные роли в экосистеме. По роли в биосфере они делятся на три группы:

·         Производители (образуют органические вещества – пищу для себя и других организмов);

·         Потребители (используют готовую пищу);

·         Разрушители (разлагают мертвые останки на простые составляющие).

Поставьте определенное количество баллов в зависимости от того, сколько групп организмов вами представлено. Максимум – 3 балла, если есть производители, потребители, разрушители!

Организмы взаимосвязаны между собой множеством отношений. Самые заметные среди них – пищевые.

Например:

Растения – растительноядные (травоядные) животные – хищники (плотоядные животные).

Бактерии гниения питаются мертвыми остатками организмов, например, опавшей листвой, умершими животными.

Слайд 11.

Мы с вами познакомились с понятием «биосфера». Но в биологии чаще используют термин «среда обитания организма». Сред обитания живых организмов – четыре:

·         Наземно-воздушная среда обитания;

·         Водная среда;

·         Почвенная среда...

Откройте рисунок 10 на странице 19 учебника. Кто из нас ошибся: я, сказав,   что сред – 4, или автор учебника, подписав на картинке всего 3 среды?

 

 

 

 

 

 

Учитель говорит о 4-й среде обитания – организменной. (Если у учителя имеется электронное приложение к учебнику, то можно воспользоваться видеофрагментом «Среда обитания», продолжительностью 00:42.)[2] (Учащиеся карандашом подписывают организменную среду на рисунке 10.)

Все организмы приспособлены к жизни в определенной среде обитания. Приспособленность – гарантия выживания в окружающей среде.

Поставьте определенное количество баллов в зависимости от того, сколько сред обитания занимают организмы вашего ковчега. Максимум – 4 балла!

Взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания изучает специальная биологическая наука - экология («ойкос» - «дом», «логос» - «наука»).

Эти отношения различны: пищевые, использование в качестве мест обитания и др. 

При определении роли организмов в жизни человека, их взаимосвязей друг с другом используйте свой жизненный опыт.

Соедините организмы на вашем ковчеге с помощью стрелок, показав их пищевые взаимоотношения. Помните, что острие стрелки должно быть направлено  от пищи к организму, который её ест! За каждую показанную взаимосвязь, поставьте себе 1 балл!

Слайд 12. Чтобы научиться самооценке, попытаемся сначала поработать вместе.

Рассмотрим пример «заполнения» ковчега. Назовем его обитателей!

 

 

 

 

Представители каких царств есть на ковчеге?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это 4 балла.

Постараемся назвать примеры организмов, выполняющих определенную роль в экосистемах.

Группа организмов, выделенных зеленым цветом – производители. Назовите их.

 

Голубым цветом обозначены потребители. Кто они?

 

 

 

 

Оранжевым цветом обозначены  разрушители. Есть ли они в ковчеге?

 

Это 3 балла.

3.Согласны ли вы с тем, что к обитателям наземно-воздушной среды отнесены организмы, названия которых расположены в овалах бирюзового цвета?  

 

Почему бактерии и грибы отнесены к разным средам обитания, судя по раскраске? Согласны ли вы с этим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята! Видите, как все неоднозначно в природе! Ваши ответы все могут быть разными, но правильными. Надеюсь, вы без труда назовете, представителей какой среды обитания нет на данном ковчеге?

 

Рассмотрим пищевые взаимоотношения коровы. Она поедает растения (клевер, пшеница). Обратите внимание: острие стрелки направлено от пищи к организму, её поедающему. Мясо коровы, молоко употребляет в пищу человек. Её может съесть и волк. Останками мертвого животного будут питаться бактерии. Видите, как разнообразны пищевые связи только 1 организма!

 Теперь вы без затруднений проведёте самооценку выполненной вами работы, делая надписи (царства, среды обитания, группы, роль) рядом с названиями организмов. Взаимосвязи покажите стрелками.

Озвучьте ваши результаты в баллах.

Есть ли у кого-то желание изменить список организмов для ковчега? Вы можете выполнить подобную работу ещё раз, в качестве домашнего задания на оценку.

 

Используя Приложение № 2 «Греко-латинская основа терминов», постарайтесь назвать, кем по профессии вы сегодня были (биологические специальности).

 

 

 

 

- Царства…

 

- Царства животных…

 

 

 

 

- Да…

- Нет…

Возможный рассказ ученика о ковчеге Ноя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему взяты животные по паре?..

 

- Для того чтобы, если одно животное умрет, осталось ещё одно животное…

- Для сохранения животных для будущего…

- Для размножения животных…

 

 

 

 

 

- Да, смог, ведь корабль был больше нашей школы…

- Нет, все животные не поместились бы…

 

- Найти в Интернете: сколько всего видов на Земле, узнать их размеры и сравнить с размерами ковчега…

 

 

 

- 3, 5 млн. видов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают или слушают о биосфере

 

- Ною нужно было взять организмы, живущие в атмосфере, гидросфере, литосфере…

- Ной должен был взять всех представителей  биосферы…

 

 

 

 

 

 

- Границы жизни – всего несколько км!..

 

- В атмосфере – 15-20 км, в гидросфере – 11 км, в литосфере – 3 км…

 

 

 

 

- Исчезновением некоторых видов…

-Сейчас кого-то можно увидеть с помощью увеличительных приборов…

- Образовались новые виды…

 

 

Учащиеся вписывают названия организмов на рисунке ковчега.

 

Учащиеся по ходу знакомства с критериями оценивания, выставляют себе определенные баллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

 

 

- Вы ошиблись, потому, что в учебнике правильнее…

- Вы правы, в учебниках бывают опечатки…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Корова, клевер, шмель, волк, жираф, курица, гриб, бактерии, пшеница, человек с попугаем…

 

-Человек, корова, волк, жираф, курица, шмель – из царства животных…

-Клевер, пшеница – из царства растений…

-Есть представители царства грибов и бактерий…

 

 

 

 

 

 

- Клевер, пшеница…

 

-Человек, корова, волк, жираф, курица, шмель…

 

-Грибы и бактерии...  

 

 

 

 

 

-Да…

 

- Бактерии могут жить внутри организмов, а грибы – в почве, значит, раскраска разная…

- Но бактерии тоже могут быть в почве, можно было раскрасить так же, как и грибы…

- Бактерии есть и в воздухе, значит, их можно было раскрасить и по-другому…

 

 

 

 

 

 

 

- Водной…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Биологами…

-Экологами…

-Микологами…

-Бактериологами и др.

 

 

 

 

ПУУД: умения классификации, схематизации учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения осознавать библейский сюжет, находить в нем биологические составляющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа и отбора информации

КУУД: умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его

 

 

 

 

 

 

 

Понимание важности сохранения биологического разнообразия  - «пленки жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения классификации, схематизации учебного материала

ПУУД: умения сравнения объектов по заданным критериям

РУУД: умения самооценивания

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

ПУУД: умения работать с терминами

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: рефлексия содержания (конкретизация групп организмов примерами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУУД: умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения работать с терминами

(соединение корней латинских слов с образованием названия биологической науки)

·         Рефлексия

Ребята!

Слайд 13. Мы с вами возвращаемся к вопросу: «Был ли Ной биологом?» Как бы вы ответили на него?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученые предпринимают попытки выяснить, был ли в действительности Ноев ковчег, где он остановился. Не случайно, он изображен на государственном гербе Армении и гербе города Нахичевань Грузино-Имеретинской губернии (основанного, по легенде, Ноем). [1]

Знаете ли вы о современных ковчегах? Можете ли вы их назвать?

 

Почему заповедник – современный ковчег?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существование жизни в изолированном пространстве – одна из биологических проблем.

Проект «Биосфера – 2», существовавший 2 года - сооружение, моделирующее замкнутую экологическую систему, построенное в пустыне Аризона (США). Цифра «2» в названии подчеркивает, что «Биосферой-1» является Земля. Главной задачей «Биосферы-2» было выяснить, сможет ли человек жить и работать в замкнутой среде. В отдаленном будущем такие системы могут быть полезны и как автономные поселения в космосе, и в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.

Восемь человек (четыре женщины и четверо мужчин) пробыли в «Биосфере-2» около двух лет, поддерживая связь с внешним миром только через компьютер. Вместе с ними туда же были доставлены 3000 видов растений и животных.

Внутри лаборатории росли деревья, трава и кустарники, что давали 46 видов растительной пищи, были пастбища коз, свинарники, курятники, в искусственных водоемах плавала рыба и креветки.

Из-за множества проблем эксперимент был прерван.

На одной из внутренних стен «планеты» до сих пор сохранилось несколько строк, написанных одной из женщин: «Только здесь мы почувствовали, насколько зависим от окружающей природы. Если не будет деревьев - нам нечем будет дышать, если вода загрязнится - нам нечего будет пить». [3]

Сегодня существуют несколько проектов по воссозданию ковчега Ноя, правда, в качестве парков для развлечений или своеобразных зоопарков. [4]

Современными учеными все время предпринимаются попытки создания изолированных экосистем. Пример – действующая на орбите международная космическая станция.

Слайд 14. На случай ядерной войны, когда вся планета Земля может исчезнуть, ученые предлагают создавать космические поселения.

В своем проекте «Ноев ковчег» Александр Ремизов предлагает решение актуальных экологических вопросов таких как, где взять чистую воду, как пережить критические изменения климата, где в пределах мегаполиса подышать чистым, насыщенным кислородом воздухом.

Как в библейские времена Ной построил ковчег по слову Бога, чтобы сохранить жизнь на Земле, так и архитекторы мастерской А. Ремизова создали такой экологический проект дома, который возможно построить в любой точке нашей планеты – и в бескрайних пустынях, и в арктической тундре, и в высокогорьях, и на морских просторах. И чтобы при этом человек, проживая в таком доме, чувствовал себя комфортно. [5]

Ноев ковчег Александра Ремизова имеет три варианта:

·         подводный вариант;

·         надводный вариант;

·         Была ли у вас такая игрушка – «шагающая» пружина? Ковчег построен подобным образом: из надводного положения он может быстро «перешагнуть» на сушу.

В связи с глобальным изменением климата уровень мирового океана на Земле может подняться. К 2100 году он увеличится до 88 см, говорят специалисты. Многие острова в этом случае уйдут под воду. Бельгийский архитектор Винсент Калебаут предложил проект плавающих городов, где бы смогли жить те, кто будет вынужден покинуть свое место проживания. Город, напоминающий кувшинку, сможет вместить около 50 тысяч жителей. В нем будут использоваться возобновляемые источники энергии. В центре плавающего города будет находиться озеро, собирающее и очищающее дождевую воду. [6]

Экологи представляют современный ковчег как автономную систему, самостоятельно обеспечивающую живущих в ней людей всем необходимым для жизнедеятельности и творчества, позволяя существовать внутри, не выходя за пределы здания. «Ноев ковчег» - это пример «зеленой» архитектуры.

 

 

 

- Ной не имел специальных биологических знаний…

- Практические знания помогли Ною взять некоторых животных в качестве пищи для себя и пищи для других животных, например, для хищников…

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заповедник…

 

- Только в нём могут выжить некоторые исчезающие животные…

- Зоопарк…

- Подводная лодка…

- Космический корабль…

РУУД: рефлексия содержания материала (возвращение к теме урока, осознание предмета изучения биологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание важности сохранения биологического разнообразия  планеты

·         Домашнее задание по выбору «минимакса»:

1.Заполнить «ковчег» организмами.

2.Выполнить письменно задания 1-4 § 1 «Биология – наука о живой природе» в рабочей тетради.

3.Ответить на вопрос на странице 10 учебника: «Почему считают, что роль биологии в XXI веке будет возрастать?»

4. Предложить дополнения к рисунку 3 «Значение биологии» на странице 8 учебника.

5. Слайд 15.  Подумать и ответить на вопросы:

·         Почему строительство ковчега актуально и сейчас?

·         Какие условия необходимы для автономного существования ковчега?

·         Можно ли планету Земля назвать ковчегом?

6. Рассказать о своём «ковчеге».

Запись  домашнего задания по выбору

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 

Источники, использованные при подготовке конспекта урока:

1.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B5%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%B3 Ноев ковчег

2.      www.drofa.ru Электронное приложение к учебнику Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс

3.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-2 Биосфера – 2

4.      http://www.novate.ru/blogs/100314/25667/ Ноев ковчег в наши дни

5.      http://zeleneet.com/ekologicheskij-proekt-noev-kovcheg/14438/ Экологический проект «Ноев ковчег»

6.      http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EB%E0%E2%E0%FE%F9%E8%E9+%E3%EE%F0%EE%E4/ Плавающий Экополис для климатических беженцев

Комментарии

Надежда Николаевна, у вас очень необычные разработки! Спасибо!

8 January 2019