Билеты к экзамену для 8 класса
Билеты итоговой аттестации
по русскому языку для учащихся 8 классов
Раскройте понятие «словосочетание», расскажите о видах связи в словосочетаниях.
Словосочета́ние — это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.): теплый хлеб, смотрит исподлобья, вернул книгу.
Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).
От главного слова к зависимому можно задать вопрос, например: красивый костюм – какой?
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): зима пришла, дверь открыта, дуб могуч;
2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): красный, зеленый и синий; маленькое, но глубокое; то справа, то слева;
3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: возле стола (возле - предлог); также принес (тоже - союз); будто в тумане (будто - частица);
4) сложные (составные) формы слов: буду читать; более красивый; самый глубокий;
5) фразеологизмы: сломя голову; сесть в калошу (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на следующие группы:
- глагольные,
- именные,
- наречные.
Глагольные словосочетания (главное слово - глагол):
1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;
2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;
3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.
Именные словосочетания (в роли главного слова выступают существительные, прилагательные, числительные и местоимения) делятся на:
- в роли главного слова выступает существительное (субстантивные).
1) прилагательное, местоимение + существительное: ясный день, мой мир;
2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;
3) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;
4) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.
- главное слово – прилагательное (адъективные)
1) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;
2) прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;
3) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.
- с главным словом числительным; с главным словом местоимением.
Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и с главным словом местоимением являются синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.
Наречные словосочетания (главное слово - наречие):
1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;
2) наречие + существительное: высоко в горы, задолго до праздника.
Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. При изменении главного слова меняется и зависимое.
Главное слово — имя существительное, а зависимое чаще всего является прилагательным, а также причастием, местоимением или числительным: черная кошка, вкуснейший пирог, самый вкусный пирог, каждый студент, наш кот, первое сентября.
Управление — подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого существительного или местоимения в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога. При этом при изменении главного слова зависимое не изменяется, но само зависимое слово является изменяемым: кормить кота, дружба с котом, подушка кота, поймать его.
Примыкание — подчинительная связь, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному только по смыслу.
Зависимым словом могут быть наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного, неизменяемое прилагательное (цвет электрик), существительное — несогласованное приложение (в газете «Коммерсантъ»), притяжательные местоимения 3 лица его, её, их: долго спит, её кот, любит поесть, дети постарше.
Расскажите о постановке тире в простом предложении.
Тире – единственный знак, который ставится между подлежащим и сказуемым. При постановке тире между подлежащим и сказуемым нужно определить, чем выражены главные члены предложения.
Ставится между подлежащим и сказуемым при нулевой связке: | Пример |
сущ. – сущ. | Береза - любимое дерево русского народа. |
числ. – числ. | Три да пять - восемь. |
числ. – сущ. | Семь – загадочное число. |
сущ. – числ. | Длина Волги – 3530 километров. |
инфинитив – инфинитив | Разорить муравейник - погубить тысячи насекомых. |
инфинитив – сущ. | Выезжать в ночное - большой праздник для крестьянских ребятишек. |
сущ. – инфинитив | Первый долг человека в жизни - передать другим свое ремесло. |
Перед словами это, вот, значит | Деревенские дети – это очень любопытные существа. Мелкий осенний дождь – вот сущее бедствие для рыболова. Назвать кого-нибудь стариком – значит оказать ему уважение. |
Главный член – название, устойчивое выражение, синтаксически цельное словосочетание | Роман «Война и мир» - произведение Л.Н. Толстого. Красное море – самое красивое море. |
Тире не ставится в следующих случаях:
Не ставится, если: | Пример |
Как, будто, словно, точно, что | Пруд как зеркало. Мир будто сказка. Небо словно раскинутый шатер. |
Связка есть (наст. время) | Доброта есть суть человеческих отношений. |
Перед сказуемым – частица НЕ | Бедность не порок. |
Подлежащее - личное мест. | Он учитель. |
Сказуемое - прилагательное | Эта задача трудная. Корень учения горек, а плоды его сладки. |
Сказуемое – порядковое числительное | Ваш номер третий. |
Вводная конструкция | Грач, конечно, птица умная. |
Наречие | Книга всегда подарок. |
Союз | Мой брат тоже музыкант. |
Частица | Ваша статья только начало исследования. |
Несогласованный член | Маша мне сестра. |
Во фразеологических оборотах | Два сапога пара. |
Другие случаи постановки тире в простом предложении.
1.Тире ставится в неполном предложении. Иногда на месте пропуска члена предложения ставится тире. Чаще всего это происходит при пропуске повторяющегося сказуемого во второй части сложного предложения.
Например: Дерево славится плодами, человек – трудами. В беде храни мужество, а в довольстве – скромность.
2. Тире ставится для обозначения пространственно-временных пределов: Поезд «Москва – Челябинск», литература 19-20 века.
3. В заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения: Птицам – небо, человеку – счастье.
4. Для интонационного выделения какого-либо слова (авторские знаки). Например: Он часто выступает – блестяще.
Расскажите об обращении и знаках препинания при нём. Употребление обращений в речи.
2.Расскажите об обращении и знаках препинания при нём. Употребление обращений в речи.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т. д.
В художественных произведениях в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов: Стань музыкою, слово, ударь в сердца!
Обращения могут быть одиночными и распространенными: Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (А.С. Пушкин). О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку…(С.А. Есенин).
Обращение может быть выражено:
Существительными в именительном падеже: Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил» (А.С. Пушкин).;
Существительными в косвенных падежах: Эй, на корабле! Бросьте спасательную шлюпку!
Прилагательными, употребленными в значении существительного: Ничего, родная, успокойся!
Числительными: Прием, прием! Откликнись, четвертый!
Причастиями: Будьте счастливы, живущие!
Обращения не являются членами предложения. Они не несут смысловой нагрузки, и их задача - лишь привлечь внимание адресата к высказываемым словам. Они не имеют грамматических связей с членами предложений.
По повышению или понижению тона, паузам и особой звательной интонации можно узнать обращение.
В древнерусском языке для выражения обращений даже существовала форма звательного падежа. Частично она сохранилась в междометиях: "Боже мой, господи, батюшки светы и др.".
Обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения.
Обращения могут не входить в состав предложений, а употребляться самостоятельно: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури…(А.С. Пушкин).
Обращение, в какой части предложения оно бы ни находилось, всегда выделяются запятыми.
Если оно вынесено за пределы конструкции и является самостоятельным, то чаще всего после него ставится знак восклицания: Друзья мои! Прекрасен наш союз…(А.С. Пушкин).
Если обращение используется в начале предложения, то после него ставится запятая: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя, Одна в глуши лесов сосновых Давно-давно ты ждёшь меня. (А.С. Пушкин).
Если обращение располагается внутри предложения, оно обособляется с обеих сторон: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…(А.С. Пушкин).
Если обращение помещено в конец предложения, то перед ним ставим запятую, а после него тот знак, которого требует интонация – точку, многоточие, восклицательный знак или знак вопроса: Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы…(А.С. Пушкин).
Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком, а частицы нет. Примеры: Эх, сынок, ты совершаешь ошибку!
О – частица, она не выделяется интонацией, не отделяется паузой и знаком препинания: О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! ( Н. А. Заболоцкий).
В официальном письме адресата принято называть по имени и отчеству в сочетании со словами уважаемый(ая) или глубокоуважаемый(ая): Уважаемый Петр Сергеевич!; Глубокоуважаемая Мария Семеновна!
С точки зрения литературного языка совершенно недоступно использование личных местоимений в роли обращений: Ты! Поворачивайся! или Эй, вы! Расселились тут. Не могут быть обращениями и междометия (эй, але и т. п.).
Обращения могут выражать различные чувства. Примеры показывают, как эмоция может быть передана не только интонацией, но и при помощи суффиксов, определений, приложений: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя…(А.С. Пушкин). Соловушка, мой свет, как сладко ты поешь!
В литературной и разговорной речи в качестве обращений могут быть использованы устойчивые выражения: "Не мучь меня ты, грусть-тоска! Куда ведете меня, стежки-дорожки?"
Дайте определение «вводные конструкции», укажите их группы по значению, объясните постановку знаков препинания. Дайте понятие «вставная конструкция», определите её отличия от вводного предложения, расскажите о знаках препинания при вставных конструкциях.
Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые, оказавшись по тем или иным причинам включенными в его состав, не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. К таким конструкция относятся вводные и вставные.
Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Лингвист А.М. Пешковский вводные конструкции называл инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению», однако в смысловом отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.
В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно, запятыми.
Вводные слова и замечания делятся на группы (9) по выражаемому им значению.
1. Выражать отношение говорящего к его сообщению: к счастью, к сожалению, к ужасу, к удивлению и др., а также более сложные вводные конструкции (ко всеобщему удивлению, к ужасу своему и т.п.): К счастью, с утра дождя не было.
2. Выражать уверенность или неуверенность говорящего в истинности сообщения: конечно, несомненно, очевидно, без всякого сомнения, разумеется, должно быть, по всей вероятности, видно, возможно, вероятно, наверно, может быть, кажется, казалось и др.: Вы, может быть, откроете секрет.
3. Указывать на источник информации или мнения: по моему мнению, по-моему, по-твоему, говорят, по мнению ..., по словам ..., по данным ..., по сведениям ..., по сообщениям ..., мол, дескать и др.: Мы приближались к озеру, где, по словам старожила, ловились отменные лещи..
4. Указывать на связь мыслей и последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно, таким образом, кстати, главное, например, наоборот, напротив, в общем, в частности, кроме того и др.: Итак, мы рассмотрели все случаи обособления.
5. Характеризовать способ выражения мысли: словом, одним словом, короче говоря, грубо говоря, собственно говоря, так сказать и др.: Собственно говоря, хвастаться нечем.
6. Привлекать внимание собеседника: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, послушай, вообразите, представьте, согласитесь, скажем, допустим, предположим и др.: Мы, знаете, не здешние.
7. Содержат оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.: Работы оставалось еще, по крайней мере, на две недели.
Примечание. Выражение по крайней мере не всегда является вводным словом.
8. Характеризуют степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.: Я, бывало, заезжал к нему на огонек.
9. Усиливают экспрессивность высказывания: по совести, по справедливости говоря, по правде (сказать), правда, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаюсь, между нами и др.: Он, между нами говоря, человек глупый
Следует запомнить список слов и словосочетаний, которые, как правило, не являются вводными: авось, аналогично, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, в основном, вроде, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, затем, именно, исключительно, как будто и др.
Вводной конструкцией может быть и целое вводное предложение. Мне кажется, у этой никому не известной группы большое будущее.
НО! Мне кажется, что у этой никому не известной группы большое будущее. Здесь мне кажется не вводное предложение, а главная часть сложноподчиненного предложения.
Запомни! В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.
Может быть, брат станет музыкантом (может быть – вводное сочетание). Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух (составное сказуемое).
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) выделяются знаками препинания с двух сторон, если стоит в середине предложения. Если вводное слово стоит в начале или в конце предложения, запятая ставится только после него или только перед ним: К счастью, все закончилось благополучно. Все, к счастью, закончилось благополучно. Все закончилось благополучно, к счастью.
Если вводное слово стоит после сочинительных союзов и, но, а (чаще всего) и изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая между союзом и вводным словом не ставится. Чаще всего встречаются следующие «цельные» сочетания союза с вводным словом: а значит, а следовательно, а впрочем, а главное, а во-вторых, но стало быть: Мы увидели красоты Урала и Сибири, а главное, познакомились с хорошими людьми.
Сложные случаи определения вводных слов.
Однако
Однако является вводным словом, если стоит в середине или в конце предложения: Мне, однако, сложно судить об этом.
В начале предложения, между однородными членами или перед второй частью сложносочиненного предложения однако является противительным союзом (со значением «но»): Однако каждый раз мы встречали его у вокзала. Отец долго уговаривал брата, однако уступил наконец.
Наконец
Наконец является вводным словом, если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (то есть имеет значение «и ещё»), употребляется для выражения нетерпения, для усиления: Мы собрали котелки, дрова, амуницию, наконец, палатки. – значение «и еще». Да поймите же вы, наконец! - выражает нетерпение.
Наконец является обстоятельством, если имеет значение «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего». В таких случаях к слову наконец может быть добавлена частица то: Мы строили-строили и наконец построили!
В общем и вообще
В общем в значении «короче говоря» является вводным (чаще всего в начале предложения): Меня, естественно, не пригласили. То есть это, конечно, не очень естественно. В общем, не пригласили.
В общем в значении «в общих чертах» является членом предложения: Я в общем представляю себе суть теории относительности.
Вообще в значении «вообще говоря» является вводным словом: Вообще, всё-таки врачи — удивительные люди!
Вообще в значениях «в целом», «совсем», «во всех отношениях» является членом предложения: Я вообще не понимаю, о чём вы говорите.
Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые, оказавшись по тем или иным причинам включенными в его состав, не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. К таким конструкция относятся вводные и вставные.
Вставные конструкции – это такие слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д., они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.
Отличие вставных конструкций от вводных: вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказанному, дают общую оценку сообщения, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Значение оценочности - ведущее значение вводных конструкций. Вставные же конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, толкуют, комментируют в разных отношениях основное предложение.
Если вводные конструкции могут занимать место в начале, в середине и в конце основного предложения, то вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.
Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире: Когда-то давно (это было десять назад) я уже встречался с этим странным человеком. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил всех.
Внутри вставных конструкций может ставиться вопросительный или восклицательный знак: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (А.С. Пушкин).
Скобками выделяются вставные конструкции, в качестве которых используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку – удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию и др.: За свою жизнь они окольцевали более пятидесяти тысяч (!) разных птиц.
Раскройте понятие «обособленные члены предложения». Расскажите о видах определений. Объясните знаки препинания при обособлении согласованных определений.
Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Например: Густой зеленый ельник у дороги, глубокие пушистые снега (И. Бунин). Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного).
Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже (тип связи – согласование).
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Несогласованные определения – это определения, связанные с определяемым словом другими видами синтаксической связи: управлением и примыканием.
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
1) существительное: ваза из хрусталя, ветка сирени;
2) наречие: кофе по-турецки, яйцо всмятку;
3) инфинитив: желание рисовать, умение слушать;
4) сравнительная степень прилагательного: задача полегче, книга поинтереснее;
5) притяжательное местоимение: ее книга, их взгляды;
6) синтаксически неделимое словосочетание: врач высшей категории, дом в пять этажей.
1. Обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящими от него словами (так называемые определительные обороты), стоящие после существительного или субстантивированного слова: По узкой дороге, идущей вдоль берега, двигался обоз. Нас окружал со всех сторон сплошной сосновый бор, тянущийся на десятки километров.
2. Обособленное определение, стоящее в конце предложения, особенно при перечислении, может отделяться не запятой, а тире: Меня всегда интересовал этот дом — мрачно-таинственный, благородный.
3. Распространенное или одиночное определение, стоящее непосредственно перед существительным, обособляется, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т. п.): Усталые до последней степени, альпинисты не могли двигаться дальше (потому что устали).
4. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляется независимо от степени его распространенности и местоположения: Убаюканный колыбельной матери, он крепко спал.
5. Распространенное или одиночное определение обособляется, если оно отделено от существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова): Окаймлён летучей пеной, днём и ночью дышит мол(А.А. Блок).
Не обособляются распространенные определения:
1) стоящие перед существительным и не имеющие добавочных обстоятельственных оттенков значения: Распустившиеся недавно цветы сакуры привлекли наше внимание.
2) связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого они входят: Луна взошла сильно багровая и хмурая. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость.
Раскройте понятие «обособленные члены предложения». Расскажите о видах определений. Объясните знаки препинания при обособлении несогласованных определений.
Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Например: Густой зеленый ельник у дороги, глубокие пушистые снега (И. Бунин). Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного).
Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже (тип связи – согласование).
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Несогласованные определения – это определения, связанные с определяемым словом другими видами синтаксической связи: управлением и примыканием.
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
1) существительное: ваза из хрусталя, ветка сирени;
2) наречие: кофе по-турецки, яйцо всмятку;
3) инфинитив: желание рисовать, умение слушать;
4) сравнительная степень прилагательного: задача полегче, книга поинтереснее;
5) притяжательное местоимение: ее книга, их взгляды;
6) синтаксически неделимое словосочетание: врач высшей категории, дом в пять этажей.
Условия обособления несогласованных определений
А) Определение, выраженное косвенными падежами существительных (чаще с предлогами).
1. Определения-существительные обособляются, если относятся к личному местоимению: Сегодня она, в новом белом платье, была особенно хороша.
2. Определения-существительные обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения: С букетом сирени, в новом платье, шла мне навстречу Дарья.
3. Определения-существительные обособляются, если образуют ряд однородных членов с предшествующим или последующим обособленным согласованным определением:
Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами производила странное впечатление.
4. Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к имени собственному, поскольку дополняют, уточняют представление о лице или о предмете.
Юлия Аркадьевна, в легком плаще, в шляпе, стояла на веранде.
5. Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к существительному, характеризующему лицо по степени родства, занимаемому положению, профессии и т.п.: Вышла подруга, молоденькая кудрявая девушка.
Обособление несогласованных определений, выраженных существительным, часто является не обязательным, а факультативным. Если автор хочет дать дополнительную характеристику лицу, если обособление определения служит способом намеренного отрыва оборота от соседнего сказуемого, то такое определение является обособленным: Мальчишки, с длинными удочками в руках, собираются у реки. В этом случае обособленные несогласованные определения синонимичны придаточным предложениям: Мальчишки, у которых в руках длинные удочки, собираются у реки.
Б) Определение, выраженное оборотом с формой сравнительной степени прилагательного.
1. Несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному, второстепенному сказуемому: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И.С. Тургенев).
2. Определение с формой сравнительной степени прилагательного не обособляется, если оно тесно связано с определяемым существительным: Зато в другое время не было человека деятельнее его. (И.С. Тургенев).
В) Определение, выраженное неопределенной формой глагола.
1. Определение, выраженное неопределённой формой глагола (инфинитивом), обособляется (с помощью тире), если оно имеет пояснительное значение и перед ним можно поставить слова а именно: Но нет прекрасней доли – умереть за Отчизну.
2. Определение, выраженное неопределённой формой глагола (инфинитивом), не обособляется, если оно образует вместе с именем существительным единое словосочетание: Мысль вернуться назад не покидала нас.
Раскройте понятие «обособленные члены предложения». Расскажите о приложении как особом виде определения, объясните постановку знаков препинания (тире, запятая, дефис при приложении).
Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.
Особым видом определения является приложение.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным, обозначающим возраст, национальность, профессию, названия пород и видов животных и растений, физические и моральные качества и др.: женщина-врач, кот Васька, птица страус, поезд «Сапсан», город Пермь, красавица парашютистка.
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения: сказка «Золушка», журнал «Наука и жизнь».
Приложения бывают одиночными: дерево береза, судьба-злодейка и распространенными: Мой приятель, театральный режиссер, подарил мне билеты на премьеру. Известный ценитель искусства, он коллекционировал картины и гравюры.
Приложения могут присоединяться словами а именно, то есть, по имени, по фамилии, а также союзом как (в других случаях союз как присоединяет сравнительные обороты, которые являются не приложениями, а обособленными обстоятельствами): Он, как порядочный человек, был принят всюду.
Запятая при приложении ставится:
а) приложение относится к личному местоимению: Геолог, он путешествовал по всему миру.
б) приложение - имя собственное после нарицательного: Мой лучший друг, Коля Погодин, поступил в университет.
в) приложение после имени собственного: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С. Пушкин).
г) имеют причинное значение. Смышленые звери, белки зимуют разумно.
д) приложение после существительного: Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Т. Твардовский).
е) приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, имени, фамилии: Моя любимая кошка, по кличке Мурка, любит спать в шкафу.
ж) приложения союзом как (оттенок причинности): В. Даль, как выдающийся лингвист, известен всему миру.
Тире при приложении:
а) есть длительная пауза: Наступил ноябрь - первый месяц прилета зимних птиц.
б) можно поставить перед приложением "а именно"; приложение в конце предложения: Я не слишком люблю это дерево – осину (И. Тургенев).
в) приложение в середине, пояснительный характер. Моя соседка – милая девушка с румяными щечками – хохотала, стоя у забора.
Одиночное приложение, выраженное существительным (нарицательным) и относящееся к существительному (нарицательному), пишется через дефис: Монотонно стучат часы-ходики.
Иногда нарицательное существительное, сливаясь с именем собственным в одно сложное целое, тоже пишется через дефис: Например: Волга - река ( но: река Волга), Иван- царевич, Волга -матушка.
Дефис не ставится, если существительное, которое стоит впереди, равняется по смыслу прилагательному: старик рыбак (старый рыбак).
Раскройте понятие «обособленные члены предложения». Расскажите об обособленных обстоятельствах и знаках препинания при них.
Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.
Обстоятельство может быть выражено:
Наречием: говорить громко.
Деепричастием, деепричастным оборотом: шел, (весело) посвистывая.
Существительным: летел в небе.
Числительным: в две тысячи первом году.
Инфинитивом: пригласил пообедать.
Субстантивированными словами: пообедал в столовой.
Фразеологизмом: бежал сломя голову.
Сравнительным оборотом: летел как стрела.
Синтаксически цельным словосочетанием: обитают на Дальнем Востоке.
Обстоятельства обособляются в следующих случаях:
1. Если выражены одиночным деепричастием и деепричастным оборотом независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: Сверкая быстро в вышине, кружились искры.
Деепричастный оборот, находящийся после сочинительного союза, подчинительного союза или союзного слова, отделяется от него запятой: Он подошел и, уткнувшим лицом в колени, заплакал. При сочетании деепричастных конструкций знаки препинания расставляются так же, как и при однородных членах предложения: Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову.
Ограничительные частицы только, лишь, стоящие перед деепричастными конструкциями, включаются в их состав: Так и жила она без любви, только надеясь на нее.
2. Обстоятельства сравнения: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен.
3. Обстоятельства начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (значение уступки): Несмотря на дождь, мы отправились в путь.
4. Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.
5. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей, могут обособляться для попутного пояснения или смыслового акцентирования: Одно из пятен, в центре узора, очень походило на голову.
6. Уточняющие обстоятельства (чаще места и времени) всегда обособляются: Завтра, в 15.00, состоится собрание.
Обстоятельства не обособляются:
1.От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ СПЕША. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
2. Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава.
3. Деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя.
4. Деепричастие перешло в предлог начиная с, исходя из и т.п.: Дождь льет начиная с утра.
5. Деепричастие тесно связано со сказуемым по смыслу: Он сидел сгорбившись, нахмурив брови.
Раскройте понятие «обособленные члены предложения», расскажите об обособлении дополнений, знаках препинания при них. Расскажите об обособленных уточняющих членах предложения и знаках препинания при них.
Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.
Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми дополнение, выраженное существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с, по причине, по случаю, за неимением, в силу и т. п., в начале и в конце предложения отделяется запятой.: Вопреки всем своим несчастьям и неудачам, Паганини никогда не сомневался в своем гении. Помимо горячих блюд, на ужин подали разнообразные закуски. Яркое солнце освещает всю мастерскую, за исключением одного темного угла. Еще, помимо мороженого, в киоске продавали разные соки.
Обязательно обособляются в любом месте предложения дополнения с предлогами несмотря на, невзирая на, образовавшимися от деепричастий, поскольку тяготеют к деепричастным оборотам: Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
Обороты с союзом кроме обособляются, если имеют значение исключения из общего контекста предложения (предлог кроме синонимичен предлогу за исключением): В комнате, кроме (= за исключением) небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели.
НО! Если оно имеет значение включения, то обычно не обособляется: Кроме зарплаты они получают премиальные).
Дополнение с предлогом вместо, не образующее со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), обособляется: Вместо ответа, Кирилле Петровичу подали письмо(А.С. Пушкин). (“подать ответ” нельзя).
Если дополнение с предлогом вместо может образовать со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), то оно не обособляется: Вместо шубы надел пальто (“надеть шубу” можно). Не обособляется и дополнение, в котором предлог вместо имеет значение за, взамен: Написал контрольную вместо товарища.
Обособляются дополнения, выступающие в роли пояснительных: Его вызвали к начальству, а именно к директору и присоединительных членов предложения : Всех вызвали к директору, даже Петрова.
Расскажите о знаках препинания при союзе «как».
Запятая ставится, если :
1. Сравнительный оборот: Под ним Кавказ, как грань алмаза, снегами вечными сиял.(М .Лермонтов).
2. Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
3. Приложение с причинным значением (потому что): Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!(Ф.Тютчев).
4. В предложении есть слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
5. Оборот начинается с сочетания как и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу (К. Паустовский).
6. В оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как: Это был не кто иной, как садовник.
7. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: "КАК" выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным: Он видит, как поле отец убирает.
Запятая не ставится, если:
1. Перед сравнительным оборотом стоит НЕ или слова совсем, совершенно, почти: Газета вышла не как всегда.
2. Оборот входит в состав сказуемого: Был лес как сон и снег как сон.
3. Оборот имеет значение «в качестве, в роли»: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених(А. Пушкин).
4. При двойном союзе как ..., так и ...: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
5. Оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом? (значение обстоятельства образа действия). Сравнение можно заменить существительным в Т.п. : Он полетел как птица (птицей).
6. Основное значение оборота – приравнивание или отождествление: Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей… (М. Лермонтов).
7. Оборот имеет характер устойчивого сочетания (фразеологизм): нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.
8. Союз "КАК" может присутствовать в предложении, являясь средством выразительности речи: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями.
Раскройте понятие «однородные члены предложения», расскажите о знаках препинания между ними (кроме случаев с обобщающими словами).
Однородными называются члены предложения:
выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
отвечающие на один и тот же вопрос;
зависящие от одного и тоже слова.
Например:
Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией. В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами, например:
Это была полезная, потому что развивающая игра. Математика очень интересный, хотя сложный предмет.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.
Однородные члены могут быть выражены как одной, так и разными частями речи: В голосе её звучали удивление, нежность, сострадание. Лужайка была аккуратно подстрижена и сияла изумрудной зеленью.
Запятая не ставится:
1) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое: пойду узнаю, сядь напиши, посидим поговорим и т.п.;
2) в устойчивых выражениях: поговорили о том о сём.
3) между однородными членами предложения, связанными неповторяющимися соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо, запятая не ставится: прочитай книгу или погуляй в парке.
4) не ставится запятая перед союзом да и в сочетаниях типа возьму да и уйду, взял бы да и рассказал.
5) при двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство, например: Он ею и жил и дышал.
Запятая ставится:
1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами: Швед, русский, колет, рубит, режет… (М.Ю. Лермонтов).
2. Если союз и имеет присоединительное значение «и притом» или если он соединяет два сказуемых, из которых второе указывает на следствие либо выражает резкое противопоставление, быструю смену действий, то перед ним ставится запятая или тире, например: Но я даю ему работу, и очень интересую.
3. Запятая ставится также перед присоединительным союзом да и: Осталось прочитать одну только книгу, да и то небольшую.
4. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да (в значении «но»), однако, зато, хотя и др., например: Ответьте телеграммой, а не письмом и сообщите дату выезда.
5. При пропуске противительного союза между однородными членами ставится тире, например: Не рыбачий парус малый — корабли мне снятся.( Н. А. Некрасов).
6. Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и... и, да... да, ни... ни, или.... или, либо... либо, то... то, не то... не то и др. При соединении однородных членов повторяющимися союзами и, или, то и др. запятая не ставится перед первым союзом, если с него начинается перечисление, например: Мы видели и горы, и леса, и озера кристально-прозрачные.
7. Запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный член с этим союзом продолжает начавшееся перечисление, например: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А. С. Пушкин).
8. Если однородные члены соединены двойными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, настолько... насколько, хотя и... но, если не... то и т.п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: Он много говорил нам как о своих интересах, так и о планах своего товарища .
Распространенные однородные члены, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой, например: Уже давно позади осталась уютная деревенька; весь в ароматном, белом кружеве сад.
Расскажите об употреблении в речи конструкций с однородными членами.
Раскройте понятие «однородные члены предложения», определите их признаки. Подчеркните различия однородных и неоднородных определений. Расскажите о знаках препинания при однородных определениях.
выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
отвечающие на один и тот же вопрос;
зависящие от одного и тоже слова.
Например:
Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.
Однородные и неоднородные определения. Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Например: Густой зеленый ельник у дороги, глубокие пушистые снега (И. Бунин). Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного).
Определения однородны, если обозначают такие признаки, которые характеризуют предмет с одной стороны, например: Все спало крепким, неподвижным, здоровым сном - все три определения характеризуют качество сна.
Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая. Часто между ними можно поставить союзы и, или. Произносятся такие определения с перечислительной интонацией.
Определения являются однородными:
если они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны: Теплые, ласковые лучи освещали комнату.
если определения объединяет положительная или отрицательная оценка: Наступила дождливая, грязная, темная осень(неприятная, плохая);
если последующее определение раскрывает содержание предыдущего: Перед ним открывались новые, невиданные горизонты;
если они представляют собой художественные определения (эпитеты): Все наполняется таинственными, хвойными, величественными звуками;
если одно из определений одиночное, а второе распространенное (причастный оборот или прилагательное с зависимым словом): Он все вспоминал широкую, залитую солнцем улицу.
при обратном порядке слов: Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными.
Между неоднородными определениями запятая не ставится. Они не произносятся с перечислительной интонацией, между ними нельзя поставить союз и.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон: Выводили больших вороных лошадей — размер и масть. Синяя ситцевая рубашка—цвет и материал. Милый молодой человек — внешняя привлекательность и возраст.
Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки, например: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
Расскажите о значении обобщающих слов. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Обобщающее слово — это более широкое по значению слово, которое объединяет однородные члены. Обобщающими словами чаще всего бывают местоимения все, всякий, каждый, никакой, никто, ничто, всюду, всегда и др. Например: Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки (А. Чехов). Обобщающее слово обычно является тем же членом предложения, что и однородные члены.
1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения ставится двоеточие, например: В глубине леса отражались и замирали звуки: шелест листьев, пение птиц, стук дятла.
2. Если после обобщающего слова стоят слова как- то, а именно, например и т.п., то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: На Дальнем Востоке водятся редкие животные, как- то: амурский тигр, дальневосточный леопард, соболь.
Запомни! В деловой и научной речи двоеточие может ставиться и при отсутствии обобщающего слова: На заседании присутствовали: (дальше следует перечень фамилий); Для получения смеси нужно взять: (дальше перечисляются составные части).
3. После перечисления однородных членов перед обобщающим словом ставится тире, например: Лес, поле, река – все было окутано туманом.
4. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и т.п.), то перед последним ставится тире, а после него — запятая, например: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду чувствовалось приближение осени.
5. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например: Везде: в небе, на суше и на море — торжествует жизнь.
6. Вместо двоеточия ставится тире (таким образом, однородные члены оказываются выделенными с обеих сторон при помощи тире), если группа однородных членов имеет характер пояснения или уточняющего замечания, например: Миллионы людей — русских, украинцев, белорусов, французов, чехов— вдоль и поперек прошагали Европу, спасая ее от фашизма.
Расскажите о простом глагольном сказуемом.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Типы сказуемых:
Простое глагольное сказуемое – ПГС
Составное глагольное сказуемое – СГС
Составное именное сказуемое – СИС
Простое глагольное сказуемое - это такое сказуемое, лексическое и грамматическое значение которого совмещено в одной части (пою, спою, пел, спел, буду петь и т. д.).
Оно может выражается:
1) глаголом в форме настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения: люблю (любишь, любит, любим, любите, любят), любил (-а, -о, -и), буду любить(будешь любить, будете любить); глаголом в форме уловного наклонения: любил бы (любила бы, любили бы); глаголом в форме повелительного наклонения: Давай я поеду с тобой.
2) инфинитивом: Я за книжку, та - бежать (К. Чуковский);
3) усиленными глагольными формами типа бах, бац, прыг, скок: А волк вдруг скок к нему на полати (И.Крылов)( вскочил);
4) междометием и звукоподражательными словами: Татьяна ах! А он реветь... (А. Пушкин) ( ахнула); Колокольчик динь-динь-динь (А.Пушкин);
5) фразеологическим сочетанием: Постой же, я выведу тебя на чистую воду (И. Гончаров) (разоблачу).
В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:
1) сочетание двух глагольных форм с частицей так: Удружил так удружил!;
2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме: Пойду позову маму;
3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и: Возьму вот и уеду завтра в деревню (возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);
4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе :А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула;
5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа: Он её поедом ест; Она ревмя ревёт.
Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания!
Расскажите о составном глагольном сказуемом.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Типы сказуемых:
Простое глагольное сказуемое – ПГС
Составное глагольное сказуемое – СГС
Составное именное сказуемое – СИС
Составное сказуемое — это сказуемое, в котором лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) — во вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое — это сказуемое, в котором лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение — другим.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательная часть — глагол в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение (время и наклонение) и дополнительную характеристику), так называемый вспомогательный глагол; основная часть — неопределённая форма глагола (инфинитив), который выражает лексическое значение, т.е. называет основное действие.
Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь (начал, хочу, боюсь — это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь — это основная часть).
Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм: Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).
Значения вспомогательного глагола:
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.: Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.): мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, и др.: Я умею петь. Я рассчитываю спеть эту арию.
Примечание. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении: я начал — что делать? (ответа нет, глагол лексически неполнозначный); я хочу — что делать? (ответа тоже нет, глагол лексически неполнозначный).
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол полнозначный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив — это второстепенный член предложения: Она (что сделала?) присела (с какой целью?) отдохнуть (присела — глагол полнозначный, значит, это простое глагольное сказуемое, а инфинитив отдохнуть — это обстоятельство цели).
Расскажите о составном именном сказуемом.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Типы сказуемых:
Простое глагольное сказуемое – ПГС
Составное глагольное сказуемое – СГС
Составное именное сказуемое – СИС
Составное сказуемое — это сказуемое, в котором лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) — во вспомогательной части.
Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части:
Погода была хорошая; У него характер будет твёрже стали; Ошибка была налицо.
Формула составного именного сказуемого: связка + именная часть.
Именная часть — это основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение.
Связка — это вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения (может выражать часть лексического значения сказуемого).
Составное именное сказуемое может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола (нетипичное строение): Она хотела казаться усталой;
Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
Запятыми части составного именного сказуемого не разделяются.
2. Способы выражения глагола-связки:
1) выражается глаголом быть (в значении «являться», а не «находиться» или «иметься»), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент (нулевая связка);Он был студентом; Он был бы студентом; Он будет студентом;
2) выражается глаголами явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться),сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др. , которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части: Он оказался студентом; Она казалась усталой;
3) выражается глаголами движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.: Мы вернулись домой усталые; Он жил отшельником.
3. Способы выражения именной части:
существительное в падежной форме, чаще в И.п. или Т.п.: Он учитель;
прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения: Слова его были глупы;
Он стал выше отца;
полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано;
местоимение: Этот карандаш мой;
числительное: Он был восьмым в очереди;
наречие: Разговор будет начистоту;
слово с количественным значением + существительное в Р.п (синтаксически связанное словосочетание): Мальчик был пяти лет;
фразеологизм: Он был притчей во языцех.
Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член — определение. Чтобы не ошибиться, следует обратить внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени: У неё было красное (какое?) платье (красное — определение). - Её платье было (какое?) красное (красное — именная часть сказуемого).
Расскажите о типах предложений по наличию главных членов предложения. Расскажите о видах односоставных предложений.
Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.
Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое: Луна светит; Земля круглая.
Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое): Вечер; Вечереет.
Выделяют следующие виды односоставных предложений:
определенно-личные,
неопределенно-личные,
безличные,
обобщённо-личные,
назывные (номинативные)
Определенно-личные предложения
Это такие односоставные предложения, в которых главный член выражен личной формой глагола 1 или 2 лицо (окончания: -ю, -у,- ем, -им,-ешь,- ишь, -ете, -ите) или повелительной формой глагола: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев). Читайте рассказы И. Бунина.
Неопределенно-личные предложения
Это такие односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен формой глагола множественного числа 3 лица наст., будущего времён (окончания: -ат, -ят, -ут, -ют) и формой глагола множественного числа прошедшего времени (суфф.-л- окончание -и) 3 лицо - оконч. ат, ят, ут, ют, прошедшее время - суфф. -л- , оконч. – и: В дверь стучат. (Главный член выражен формой 3 л. мн. ч. наст.).
Безличные предложения
Односоставные предложения, в которых главный член предложения выражается:
глаголом в форме 3 лица, ед. ч. (окончания –ет, -ит): Смеркается;
глаголом в прошедшем времени ед. ч. среднего рода(-л-о): Темнело;
безличным глаголом: Уже светает. Смеркалось. – при безличных глаголах нет и не может быть подлежащего)
личным глаголом в безличной форме: На чердаке застучало. Зимою темнеет быстро.
словами категории состояния: До чего же хорошо кругом! Тебе холодно?
кратким страдательным причастием в форме среднего рода: Решено пойти на экскурсию. Уже послано на рынок за продуктами.
отрицательным словом нет: Покоя нет. Нет грусти в жизни.
Инфинитивом: Вам рассказать об этом? Вам не видать таких сражений.
существительным в родительном падеже с ни или не: На небе ни облачка.
Обобщённо-личные предложения
Это такие предложения, лицо в которых выступает в обобщённом виде. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия, то есть пословицы. Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип: Любишь кататься, люби и саночки возить.
Назывные (номинативные) предложения
Это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени существительного и обозначает бытие предметов, явлений, состояний.
Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок).
Различают следующие типы предложений:
номинативные бытийные: Утро. Улица.
номинативные указательные: Вон звездочка.
номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов).
Расскажите о пунктуации при союзе И в простом предложении (при однородных членах, при причастных и деепричастных оборотах).
Сочинительный соединительный союз И может связывать:
а) однородные члены предложения;
б) простые предложения в составе сложноподчиненного;
в) однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения:
Запятая СТАВИТСЯ:
1) если в предложении больше двух однородных членов, а союз «и» («да», «или») стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым «и» («да», «или»): Он рощи полюбил пустые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. [Ο, Ο, Ο, и Ο, и Ο, и Ο](А. Пушкин).
2) если союз «и» соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами, а внутри них не ставится: В небе шум и движенье, грохот и шум. [Ο и Ο, Ο и Ο](Ф. Тютчев).
Запятая НЕ СТАВИТСЯ:
1) однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и»; или, либо) не разделяются запятой: Люблю я шепот волн морских и белый сумрак ночи.
2) если союз И повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится: Дома и на работе он искал и не находил покоя.
3) не нужна запятая внутри цельных фразеологических выражений с двумя повторяющимися союзами «и» или «ни» (слова с противоположным значением): и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и сяк, и нашим и вашим.
4) запятая не ставится перед «и тот» («и та», «и то», «и те»), употреблённым для усиления предшествующего имени существительного: Старики и те вступали в партизанские отряды или для присоединения части сказуемого: Стоять рядом с ним и то приятно.
5) при двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют): и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи.
Наиболее часто такие единства образуют антонимические пары: и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе и др.
Перед союзом И, соединяющим два однородных сказуемых, ставится тире при указании на следствие, содержащееся во втором сказуемом, или при выражении резкого противопоставления, быстрой смены действий: Скакун мой призадумался — прыгнул (М. Лермонтов);
Если союз И имеет присоединительное значение (при его помощи может присоединяться неоднородный член предложения), то перед ним ставится запятая: Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В. Панова).
Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче»?(А.С. Пушкин).
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: И велела сказать ему, чтобы убирался прочь.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Предложения с прямой речью
Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.
Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.
Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).
Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.
Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».
Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)
Прямая речь разнообразна. Ею может быть:
1. Речь людей: высказывания людей — обычный состав прямой речи.
Например: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А. Пушкин.)
2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.
Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.)
3. Различные надписи, цитирование чужого текста.
К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».
4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.
Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <...> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:
Схема предложен я с прямой речью | Пример |
I. Прямая речь перед словами автора: Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы. | |
«П», — а.
«П...» — а.
| «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович. «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она. «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она. |
II. Прямая речь после слов автора: Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения). | |
А: «П».
| Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» Мишка кричит: «Здорово получается!» Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…». |
III. Прямая речь разрывается словами автора: Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания: - если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы; - если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы; - если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. | |
«П, — а, — п».
| «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать». «Нам придется здесь ночевать, —сказал он. — В такую метель через горы не переедешь». «Что вы говорите? — воскликнула Марья Гавриловна.— Как это странно!» «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово». «Не надо... — сказал Вершинин. - Не надо, парень». «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». |
IV. Прямая речь внутри слов автора: Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста). | |
А: «П», — а.
А: «П!» — а. | Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа. Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет. |
ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.
Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.
Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух).
— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.
— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?
— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.
— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет. (М.Пришвин).
Диалог оформляется двумя способами:
1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.
Например:
— Ты придешь?
— Не знаю.
2. Реплики следуют в строку.
Например:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Способы передачи чужой речи. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитирование и способы цитирования. Знаки препинания при цитатах.
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче»?(А.С. Пушкин).
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: И велела сказать ему, чтобы убирался прочь.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Предложения с прямой речью
Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.
В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.)
Замена прямой речи косвенной.
Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.
Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей.
Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.
Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.
Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.
Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др. Например: В.Г. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». : «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», - писал В.Г. Белинский. «Создает человека природа,-писал В.Г. Белинский.- Но развивает и образует его общество».
1. Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы): Н.В. Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3) Цитата может быть приведена не с начала предложения: Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
2. Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
3. Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка:
Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.
Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (И.С.Тургенев.).
Эпиграф – это цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Эпиграф обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.
Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:
Золотая роза
Литература изъята из законов тления.
Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Основные требования к цитированию
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.