Статья на тему «Биоэнергопластика в работе логопеда с дошкольниками»
Биоэнергопластика в работе логопеда с дошкольниками
Цель: Знакомство с авторскими приёмами применения биоэнергопластики.
Задачи:
- раскрыть понятие «биоэнергопластика» ;
- доказать её актуальность;
- познакомить с авторскими приёмами её применения .
Всем коррекционным педагогом известно, что с каждым годом растёт количество детей с нарушением звукопроизношения. Это видно и из ежегодно проводимого мониторинга развития речи детей в нашем детском саду. Я, как логопед, работающий с детьми с общим недоразвитием речи, постоянно ищу новые подходы к решению задач по корректировке недостатков звукопроизношения у детей. Так в моей работе присутствуют такие традиционные технологии, как, технологии развития артикуляционной моторики, технологии развития фонематического слуха, технологии развития речевого дыхания и голоса, технологии развития мелкой моторики.
Очень помогают в моей работе артикуляционная и дыхательная гимнастики, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, массаж лица и органов артикуляции, массаж пальцев рук, самомассаж лица и самомассаж пальцев рук включающий применение Су-джок массажёров, грецких орехов, шестигранных карандашей.
Последнее время, в течении более 7 лет я стала применять в своей работе очень интересную, здоровьесберегающую и инновационную технологию, как, биоэнергопластика. Эта технология соединяет в себе совместные содружественные движения артикуляционного аппарата с кистями рук. Биоэнергопластика состоит из биологической энергии человека и его пластики. Известно, что развитые пальцы помогают развивать речь, а совместные движения артикуляционного аппарата с движением кистей рук ускоряют процесс формирования речи. Такие авторы, как, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности. В исследованиях учёных Института физиологии детей и подростков, Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев.
Поэтому я серьёзно отнеслась к изучению методической литературы по изучению данной технологии. Впервые её предложила А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко. Применение биоэнергопластики способствует активизации в организме ребёнка первичной биоэнергии, развивает интеллектуальную деятельность, стимулирует развитие координации движений, мелкой моторики, артикуляционной моторики, активизирует развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, помогает развивать речь.
Я разделила работу по применению данной технологии на четыре периода.
Первый период – диагностический.
Проводится тщательное обследование детей логопедической группы. Выясняется состояние развития органов артикуляции, мелкой моторики, психических процессов, речевого развития и т.д. Составляется индивидуальный план работы с каждым ребёнком.
Второй период – подготовительный.
Я знакомлю детей со сказками о весёлом язычке. При этом показываю артикуляционные упражнения с совместными движениями кистями рук. Знакомлю с перчаточными персонажами: Асей и Васей. Детям это нравится. Некоторые сразу пытаются подражать увиденному. На индивидуальных и подгрупповых занятиях перед зеркалом мы отрабатываем нужные упражнения, но в отличии от традиционной методики, я сразу пробую добиваться совместных движений органов артикуляции с кистями обеих рук. Практически все дети понимают данный приём и с удовольствием начинают применять его. Если возникает необходимость, то в начале можно отработать артикуляционное упражнение, а потом выучить движение руки, начиная с ведущей. Воспитатели в вечернее время отрабатывают и закрепляют полученные навыки.
Третий период – основной.
Он делится на этапы.
Первый этап.
Мы знакомимся со специально разработанным комплексом артикуляционной гимнастики. Дети становятся непосредственными участниками и все упражнения выполняют последовательно за логопедом применяя совместные движения кистями рук. Руки показывают положение языка, губ, нижней челюсти. Такая гимнастика помогает удерживать интерес детей на протяжении длительного времени. На этом же этапе включается работа по изучению гласных звуков с биоэнергопластикой. Гласные звуки – это фундамент всей речи. Именно с них логопеды начинают коррекцию речи у детей с ТНР. Постепенно у детей убирается зрительная опора – зеркало, они начинают ориентироваться на собственные ощущения положения органов артикуляции и самостоятельно применять ручную позу. Отработав чёткое произношение изолированных гласных звуков, мы переходим ко второму этапу.
Второй этап.
Начинается отработка ряда гласных звуков от двух до четырёх без зрительной ориентации – зеркала. На этом этапе мы продолжаем использовать упражнения из первого этапа «Угадай звук» (по положению органов артикуляции, по положению рук), «Запомни и повтори», «Добавь звук», «Живые буквы», а также используем авторские «Логопедические распевки». Дети запоминают мотив и пропевают за логопедом ряд гласных звуков.
Третий этап.
Здесь включаются упражнения «Повтори с помощью рук», «Скажи с помощью рук». Дети учатся повторять, с показом гласных звуков руками, за логопедом простые слова. А потом и называть, применяя ручные позы, простые слова самостоятельно. Затем добавляется упражнение «Назови имя с помощью рук». Дети называют своё и другие имена с применением данной технологии.
(Ребёнок называет своё имя применяя биоэнергопластику: Ти- мур)
Ти-
- мур
Четвёртый период – заключительный.
Мы вводим применение ручных поз гласны звуков при изучении любой лексической темы в отработке словаря существительных. Дети активизируют и пополняют словарь, размышляя, как сказать это слово руками. Такие артикуляционные и кинезиологические тренировки помогают развить у детей интеллектуальные способности, речемыслительную деятельность в целом.
После первого года применения биоэнергопластики, а затем и второго, отследив динамику развития речи и психических процессов детей данного года и предыдущих лет, я сделала вывод о эффективности и целесообразности применения данной технологии. Уверена, что каждому логопеду можно и нужно использовать технологию биоэнергопластики в своей работе. Синхронизация работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики значительно ускоряет процесс развития речи детей с речевой патологией. Игровая форма делает занятие ненавязчивым и интересным, позволяет ребёнку раскрепоститься, проявить активность и самостоятельность. Результат – успешный, социально адаптированный, подготовленный к школе ребёнок.
Литература:
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000
Приложение № 1
Логопедические распевки.
ААУ – я по-ю.
АИУ – я и-ду.
ЭАИ – не хо-ди.
ЭИО – эс-ки-мо.
ИИА – ти-ши-на.
ЫИИ – ты и-ди.
ЭЭА – ле-бе-да.
АЫЫ - ма-лы-ши.
ИУИ – би-гу-ди.
Приложение № 2
Упражнение:Повтори слова.
АА – ма-ма, па-па, ва-та
УА – пу-ля, му-ха, му-ка
ИА – ми-на, ки-са, ли-са
ЭА – Ле-на, Ге-на, пе-на
ИО – ки-но, ли-цо, ви-но
УЫ – у-сы, бу-сы, у-ши
ОЫ – бо-ты, но-ты
УИ – ду-ги, пу-ли, му-хи
АЫ – ко-ты.
АИ – ма-ки, ба-ки
ОИ – но-ги, со-ки
Приложение № 3
Упражнение: Назови имя с помощью рук.
АА – Аня, Паша, Маша, Галя, Валя, Катя, Таня.
ОА – Вова, Коля, Оля, Толя, Боря, Лёня, Лёва, Лёша.
ИА – Вика, Миша, Рита, Зина, Нина, Лиза.
ЕА – Лена, Сеня, Веня, Гена, Женя.