Статья на тему «Применение технологии арт-терапии при работе с младшими школьниками»
Статья на тему «Применение технологии арт-терапии при работе с младшими школьниками»
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. Каждый раз, встречая первоклассников, 30 совсем маленьких, боязливых, неуверенных в себе малышей, возникают определенные сложности.
Сложность в том, что поведение детей непредсказуемо, в первую очередь их пугает неизвестность: что их ждёт в школе, найдут ли они себе друзей, сложатся ли отношения с первой учительницей. Такие страхи не только у детей, но и их родителей.
Столкнувшись с данной проблемой, я начала искать пути её решения.
И для того чтобы с самого первого дня в школе ребята чувствовали себя комфортно, не было напряжения и страха, я своевременно стараюсь корректировать имеющиеся детские страхи с помощью современной технологии арт-терапии.
Слово «терапия» обозначает лечение, «арт» — искусство. Целительная сила творчества поистине способна на чудеса — ребенок, самовыражаясь, расслабляется и полностью освобождается от внутреннего напряжения, создаваемого страхом, а значит готов к восприятию, общению, нацелен на новые открытия. Данные требования отвечают Федеральному государственному образовательному стандарту, который утверждает о необходимости воспитания всесторонне развитой личности.
Я успешно использую в работе одно из направлений данной технологии, это цветотерапия, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Итак, рисование или раскрашивание это процесс переноса мыслей и чувств на бумагу.
В целях создания комфортной среды в классе с первых дней учебного года, я предложила раскрасить общую классную мандалу. Ребятам была знакома эта работа и поэтому они начали без проблем взаимодействовать друг с другом. Причем в процессе этого занятия они чувствовали себя увереннее, наладили основные навыки коммуникации, а так же у каждого из них остались только положительные эмоции, как от общей работы, так и от учебного дня в целом.
Еще один из методов цветотерапии, который позволяет не только оценить настроение ребенка после урока, но и направлен на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Это применение разнообразных оттенков цвета на этапе рефлексии.
Еще один вид деятельности, который помогает мне развивать у ребят коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству с одноклассниками, а так же выразить чувства и эмоции, что не мало важно для детей, которые совсем недавно перешагнули порог школьной и новой для них жизни. Это рисование с помощью пальчиков воздушных шаров таким же школьникам, как и они. Данная работа эффективна еще и тем, что она предполагает взаимодействие с соседом по парте, так как лист бумаги рассчитан на пару ребят.
Цветотерапия как метод «Арт-терапии» так же позволяет по выбору ребенком определенного цвета, предположить какое эмоциональное состояние у ребенка в данный момент и позволяет принять необходимые меры по его коррекции.
Подводя итоги, хочется отметить, что технология «Арт-терапии» настолько многогранна и обширна, она расширяет диапазон общения с ребенком, помогает лучше понимать детские переживания, создает «площадку» для благополучного развития.