Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
ФГОС дошкольного образования на первое место в системе приоритетных задач ставит
задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья);
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Используя индивидуальную диагностику Нищевой Н.В. для детей дошкольного возраста с ОНР с 4-7 лет, исследуя моторную сферу можно сказать, что у большинства обследуемых нарушение общей моторики: неточные движения, замедленный темп, низкая переключаемость, неполный объём движений. Учитель-логопед отмечает низкую сформированность мимической мускулатуры: невыразительная мимика, затрудненное удержание позы, низкая переключаемость движений. Отмечается несформированность ручной моторики: неполный объём движений, медленный темп, переключаемость от одного движения к другому низкая, недостаточно развиты навыки работы с карандашом, манипуляции с предметами. Присутствуют синкинезии в мимической, артикуляционной мускулатуре. И самое важное для учителя-логопеда – это несформированность артикуляционной моторики: смазанная артикуляция, неточные движения, неполный объем движений, трудности удержания артикуляционной позы, подвижность языка ограничена. Отмечается тремор языка, синкинезии, повышенная саливация.
В связи с этим отмечаются особенности физического развития детей с ОНР:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, переключаемости движений.
Особенности психического развития:
нарушения оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления.
Большинство детей, поступающие в логопедические группы, наряду с основным диагнозом – ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушение характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Какие же здоровьесберегающие технологии используют педагоги в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста?
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике.
Развитие мелкой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Мышечная релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Логоритмика. Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.
С успехом в своей работе используем элементы точечного массажа. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма.
На индивидуальных занятиях успешно используем элементы Су-джок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д, 2008.
Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2005.
Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. 2006.№4.
Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» / Воспитатель ДОУ. 2009.№3
Ефимова Алла Ивановна
Наталья Подорожняя